Тема 7. психологические особенности детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата

План:

7.1. Общая характеристика нарушений опорно-двигательного аппарата, причины. Классификация ДЦП

7.2. Особенности познавательной сферы у детей с ДЦП

7.3. Особенности эмоционально-волевой сферы у детей с ДЦП

7.4. Личность и деятельность детей с ДЦП

7.5. Психокоррекционная работа при ДЦП

Основные понятия: нарушения опорно-двигательного аппарата, детский церебральный паралич (ДЦП), формы ДЦП.

7.1. Общая характеристика нарушений опорно-двигательного аппарата, причины. Классификация ДЦП

Заболевания и повреждения опорно-двигательного аппарата наблюдаются у 5–7% детей. Нарушения его функций могут носить как врожденный, так и приобретенный характер. Отклонения в развитии у детей данной категории отличаются значительной полиморфностью и диссоциацией по степени их выраженности. Нарушение опорно-двигательной системы может наступить в результате следующих причин: 1) наследственные аномалии (плоскостопие) и травмы опорно-двигательной системы при рождении, в детском возрасте, болезни костной системы(остеомиелит – воспаление костного мозга); 2) заболевания центральной нервной системы на уровне спинного мозга: радикулит (воспаление спинномозговых нервов), полиомиелит (детский паралич, вызванный вирусной инфекцией), рассеянный склероз; 3) травмы спинного мозга, искривления позвоночника (сколиоз); 4) заболевания центральной нервной системы на уровне головного мозга: ДЦП, рассеянный склероз; 5) травмы головного мозга; 6) нарушение обменных процессов (рахит); 7) болезни мышечной системы: миопатия, миастения, атрофия; 8) болезни суставов: артрит (воспаление), артроз (зарастание соединительной тканью), болезнь Бехтерева (воспаление межпозвоночных суставов); 9) болезни сосудов (облитерирующий эндартериит).

Двигательные нарушения могут варьироваться в весьма большом диапазоне. При тяжелой степени двигательных расстройств ребенок не овладевает навыками ходьбы и манипулятивной деятельностью. Он не может самостоятельно обслуживать себя. При средней степени двигательных нарушений дети овладевают ходьбой, но ходят неуверенно, часто с помощью специальных приспособлений (костылей, канадских палочек и т.д.). Они не в состоянии самостоятельно передвигаться по городу, ездить на транспорте. Навыки самообслуживания у них развиты не полностью из-за нарушений манипулятивной функции. При легкой степени двигательных нарушений дети ходят самостоятельно, уверенно как в помещении, так и за его пределами. Могут самостоятельно ездить на городском транспорте. Они полностью себя обслуживают, у них достаточно развита манипулятивная деятельность. Однако у них могут наблюдаться неправильные, патологические позы и положения, нарушения походки, их движения недостаточно ловкие, замедленные. Снижена мышечная сила, имеются недостатки мелкой моторики.

В основе детского церебрального паралича (ДЦП) лежит раннее (как правило, внутриутробное – до 50% случаев) повреждение или недоразвитие мозга, вследствие эндокринных, инфекционных и хронических заболеваний матери, интоксикации, несовместимости крови матери и плода по резус-фактору, иммунологическим характеристикам и др., иногда – возникающее в результате родовой травмы или асфиксии новорожденного, реже – как следствие энцефалита. Наследственным заболеванием ДЦП, как правило, не является. Частота его проявления достигает в среднем 6 на 1000 новорожденных. Характеризуется парезами и параличами, нарушенным тонусом мышц (гипер- или гипотонус) и гиперкинезами конечностей. Нередки дизартрия, тугоухость, вегетодистонии, психоорганический синдром (задержки умственного развития, повышенная эффективность, инертность нервно-психических процессов).

Основной симптом ДЦП – двигательные расстройства, которые могут наблюдаться в одной конечности (монопарез или моноплегия), обоих верхних или нижних конечностях (верхний/нижний парапарез или параплегия), на одной половине тела (гемипарез или гемиплегия), во всех 4-х конечностях (тетрапарез или тетраплегия). Частым клиническим проявлением ДЦП является слюнотечение. В целом, при ДЦП наблюдается синтез двигательных, речевых, ментальных, эмоционально-волевых дефектов. Сложность общего развития детей с ДЦП заключается в наличии выраженных нарушений скоординированной двигательной работы (асинергии– от греч. a – приставка со значением отрицания, sin – вместе и ergon – работа).

Разнообразие двигательных нарушений при ДЦП обусловлено действием ряда факторов: 1) нарушение мышечного тонуса (по типу спастичности, ригидности, гипотонии, дистонии); 2) ограничение или невозможность произвольных движений (парезы и параличи); 3) наличие патологических тонических рефлексов, отмечается запаздывание в угасании врожденных двигательных автоматизмов, к которым и относятся позотонические рефлексы (их выраженность препятствует последовательному развитию реакций выпрямления и равновесия, которые служат основой для развития произвольных двигательных навыков и умений); 4) недостаточное развитие цепных установочных выпрямительных (статокинетических) рефлексов (обеспечивают формирование вертикального положения тела человека и произвольной моторики); 5) нарушение ощущений движений (кинестезии); 6) синкинезии (непроизвольные содружественные движения, сопровождающие выполнение активных произвольных движений); 7) наличие насильственных движений в виде гиперкинезов и тремора; 8) нарушения равновесия и координации движений (атаксия).

В настоящее время принята классификация ДЦП К.А.Семеновой, которая очень удобна в практической работе врачей, логопедов, дефектологов, психологов. В соответствии с современными представлениями о патогенезе заболевания эта классификация учитывает все проявления поражения мозга, характерные для каждой формы заболевания, – двигательные, речевые и психические, – а также позволяет прогнозировать течение заболевания. В ней выделены пять форм ДЦП:

1. Спастическая диплегия. При спастической диплегии (болезнь Литтля), являющейся самой распространенной формой ДЦП, у больных отмечается высокий (спастический) тонус мышц сгибателей конечностей, тетрапарез (парезы обеих рук и ног), при котором руки страдают меньше, чем ноги.

2. Гемипаретическая форма – парезы одной стороны тела (поражение тяжелей в верхних конечностях).

3. При гиперкинетической форме гиперкинезы могут сочетаться с парезами или выступать как самостоятельный вид расстройств.

4. Атонически-астатическая форма. Характеризуется низким мышечным тонусом (атония), трудностью формирования вертикальной позы (астазия), нарушениями равновесия и координации движений (атаксия), динамическим тремором, который усиливается по мере развития двигательного акта. В половине случаев сопровождается олигофренией.

5. Двойная гемиплегия. Наиболее тяжелая форма ДЦП. Дети не ходят, не стоят, не сидят, не держат голову. Сочетается с олигофренией.

Наши рекомендации