Психокоррекционная работа при легкой интеллектуальной недостаточности
Психокоррекционная работа с дошкольниками с легкой интеллектуальной недостаточностью.
Одной из первых в отечественной дошкольной специальной педагогике, базирующейся на гибком учете психологических и педагогических закономерностей, явилась созданная выдающимся педагогом и психологом А.А.Катаевой (А.А.Венгер) система сенсорного воспитания и сенсорного развития. Она построена с учетом механизмов формирования у дошкольников с сенсорными и интеллектуальными нарушениями перцептивных ориентировочных действий (ориентировки на внешние свойства и качества предметов). Автором было доказано, что в дошкольном возрасте детская деятельность основывается на восприятии, именно оно становится побудительным мотивом всех видов детской деятельности. При отсутствии ориентировки на свойства и отношения объектов или недостаточном ее развитии затруднено вычленение существенных с точки зрения данной деятельности свойств и отношений. Это обусловливает значительный разрыв между пониманием функционального назначения предметов и реальным овладением предметным, или орудийным, действием, замедленный темп усвоения навыков самообслуживания, неверное, искаженное формирование многих навыков.
Идеи А.А. Катаевой о необходимости целенаправленной коррекционно-педагогической работы по формированию высших психических функций получили развитие в исследованиях Е.А. Стребелевой. Ею была разработана дидактическая система формирования у дошкольников с нарушениями умственного развития мышления как целостного процесса, каждый отдельный компонент которого является необходимым звеном общей структуры мыслительной деятельности ребенка. В коррекционно-педагогической работе с умственно отсталыми детьми получило свое реальное воплощение фундаментальное положение отечественной психологии о генетической связи разных форм мышления. В дошкольном возрасте тесно взаимодействуют три основные формы мышления — наглядно-действенная, наглядно-образная и словесно-логическая, — образуя единый процесс познания реального мира, в котором в различные периоды может преобладать либо одна, либо другая форма мышления, в связи с чем познавательный процесс обретает специфический характер.
В ходе занятий используются такие приемы, как сравнение, обобщение, противопоставление, аналогия, установление связей между явлениями и объектами окружающего мира, классификация и систематизация узнаваемых фактов, формулирование выводов в виде суждений и умозаключений. Именно на этой основе у детей складываются образы-представления, которые становятся более гибкими, динамичными, обобщенными, что позволяет им устанавливать причинно-следственные связи и зависимости.
Дидактическая система формирования элементарных математических представлений разработана в исследованиях Л.Б.Баряевой и И. В. Чумаковой. Они рассматривают процесс формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста с нарушениями интеллекта как сложную мыслительную деятельность, в которой умственные процессы основываются на интериоризации внешних предметных действий. При этом возникающие внутренние мыслительные процессы являются производными от внешней предметной деятельности.
Дидактическая система, разработанная Е.А. Екжановой с позиций психолого-педагогического подхода, обеспечивает овладение смыслами продуктивной деятельности через формирование знаково-символической функции сознания. Работа начинается с формирования у детей с нарушенным интеллектом образов восприятия в процессе целенаправленного обследования предмета и последующего моделирования его формы способами, специфичными для лепки, аппликации, рисования. На этой основе постепенно складываются гибкие образы-представления. Под влиянием обучения дети овладевают умением выделять существенные и второстепенные признаки предметов, устанавливать аналогии создаваемых изображений и реальных предметов. Выявленный признак становится свидетельством определенного уровня обобщения.
Игра – ведущая деятельность ребенка-дошкольника. Именно в ней происходит формирование основных психологических новообразований. В игре ребенок удовлетворяет свои возрастные психологические потребности: быть как взрослый. Его захватывает сам процесс, который пока еще даже не направлен к конечной цели.
Трудовое воспитание включает в себя формирование практических действий, которое осуществляется в процессе усвоения детьми способов самообслуживания и культурно-гигиенических навыков. Занятия ручным трудом направлены также на развитие умственных и практических действий: дети знакомятся с разнообразными свойствами и качествами предметов, которые их окружают, овладевают приемами обработки различных материалов, узнают возможности их применения в повседневной и в эстетическо-художественной деятельности.
Занятия по ознакомлению с окружающим предусматривают формирование у детей целостного восприятия и адекватных представлений о различных предметах и явлениях окружающей действительности, о человеке и видах его деятельности, о его взаимоотношениях с природой. В ходе таких занятий у детей складываются представления о предметном мире, созданном руками человека, обогащается их чувственный опыт, они учатся быть внимательными ко всему, что их окружает.
Психокоррекционная работа со школьниками с интеллектуальной недостаточностью.
Специальные школы (вспомогательные) для умственно отсталых детей в нашей стране прошли длительную эволюцию и доказали свою высокую эффективность. Несмотря на нецензовый характер образования, во вспомогательных шолах дается достаточный уровень образования для того, чтобы выпускник мог продолжить его для приобретения специальности (в специальных группах ПТУ) и вести самостоятельную жизнь. Специфическими задачами вспомогательной школы являются: коррекционно-развивающая – максимальное преодоление недостатков познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы, поведения у каждого отдельного ребенка с проблемами в интеллектуальном развитии, максимальное использование имеющихся ресурсов психики для дальнейшего его развития, для повышения образовательного уровня; адаптационная, предполагающая облегчение и поддержку существования в окружающем мире, овладение по возможности теми компетенциями, которые необходимы для самостоятельной жизни в обществе; а также обучение доступному профессиональному труду.
Вопросы и задания
1.Раскройте понятие «умственная отсталость» и представьте современную классификацию умственной отсталости.
2.Назовите причины умственной отсталости.
3.Охарактеризуйте развитие умственно отсталого ребенка в младенческом и раннем возрасте. Каковы основные направления психолого-педагогической работы с умственно отсталыми детьми младенческого и раннего возраста?
4.Что понимается под системным подходом в работе с дошкольниками с умственной отсталостью?
5.Перечислите и кратко охарактеризуйте важнейшие дидактические системы, разработанные отечественными специалистами для работы с дошкольниками, имеющими нарушения умственного развития.
6.Подготовьте сравнительный анализ существующих программ обучения и воспитания детей с нарушениями умственного развития, сопоставьте теоретико-методологические основания каждой из программ, вычлените в них обшее и особенное. Оформите свою работу в виде реферата.
7.Посетите одно из дошкольных образовательных учреждений, где воспитываются дети с нарушением умственного развития. Определите, какие из описанных дидактических систем и какими методами и средствами реализуются в практике его работы. Подготовьте об этом сообщение на семинарском занятии.
8.Опишите систему учреждений, где оказывают помощь умственно отсталым детям и взрослым.
9.Перечислите основные задачи и раскройте содержание деятельности вспомогательной школы.
10.Как организуются профессиональная ориентация и трудовое обучение умственно отсталых школьников в нашей стране? Составьте список профессий и сфер занятости, где могли бы трудиться люди со стойкими образовательными затруднениями, легкой или умеренной степенью умственной отсталости. Обоснуйте свой выбор.
11.Какую помощь необходимо оказывать взрослым умственно отсталым? Какие для этого созданы технологии, условия, методы коррекционно-педагогической деятельности?
12.Разгадайте кроссворд.
По горизонтали:
3. Наследственное заболевание группы ферментопатий, связанное с нарушением метаболизма аминокислот, главным образом фенилаланина.
5.Раздел специальной и патопсихологии, изучающий структуру интеллектуального дефекта, особенности психического развития и возможности его коррекции у людей с тяжелыми формами недоразвитости мозга.
8. Самая слабая степень умственной отсталости, устаревший термин, не рекомендуемый к использованию.
12. Стадия доречевого развития ребёнка, следующая за гулением и предшествующая появлению первых слов и фраз.
13. Приобретённое слабоумие, стойкое снижение познавательной деятельности с утратой в той или иной степени ранее усвоенных знаний и практических навыков и затруднением или невозможностью приобретения новых.
14. Патологическое состояние, возникающее вследствие нарушений внешнего дыхания и характеризующееся резким недостатком кислорода и избытком двуокиси углерода в крови и тканях.
15. Успешная социализация индивида, который преодолел негативные последствия ситуации, связанной с его дефектом.
16. Развитие психической болезни с нарастанием позитивных и негативных симптомов.
17. Воспаление оболочек головного и спинного мозга.
По вертикали:
1.Способность мышления охватить вопрос в целом, не теряя из виду исходных данных соответствующей задачи, видеть многовариантность в решении проблемы.
2.Значительное уменьшение размеров черепа и соответственно головного мозга при нормальных размерах других частей тела.
4.Стойкое, необратимое недоразвитие уровня психической, в первую очередь, интеллектуальной деятельности, связанное с врожденной или приобретенной органической патологией головного мозга.
6.Самая глубокая степень умственной отсталости, характеризующаяся почти полным отсутствием речи и мышления.
7.Средняя степень интеллектуального недоразвития.
9.Американский психолог румынского происхождения, психодиагност и психиатр. Автор широко известных тестов исследования интеллекта.
10.Общая способность к познанию и решению проблем, которая объединяет все познавательные способности индивида: ощущение, восприятие, память, представление, мышление, воображение.
11.Познавательные и аналитические способности человека.
Тесты
1. Основной способ решения наглядно-практических задач у детей-олигофренов - это...
А. Логический отбор
Б. Интуитивный отбор
В. Метод проб и ошибок
Г. Абстрактный анализ
2. При умеренной степени умственной отсталости IQ равен:
А. 50-70%
Б. 35-49%
В. 20 и ниже %
Г. 20-34%