Классификация нарушений в развитии по типу дизонтогенеза

На основе выделенных параметров В.В. Лебединский предлагает классификацию дизонтогенеза (6 типов нарушений психического развития): 1) недоразвитие; 2) задержанное развитие; 3) дисгармоническое развитие; 4) искаженное развитие; 5) поврежденное развитие; 6) дефицитарное развитие. Предлагаемая классификация дифференцирует отдельные варианты аномалий исходя из основного качества нарушений развития. Выделяются группы аномалий, вызванных: 1) отставанием развития: недоразвитие и задержанное развитие; 2) диспропорциональностью (асинхронией) развития: искаженное и дисгармоничное развитие; 3) нарушениями или выпадением отдельных функций: поврежденное и дефицитарное развитие.

Психическое недоразвитие типично проявляется при олигофрении (пример тотального психического недоразвития), два основных клинико-психологических «закона» которой сформулированы Г.Е. Сухаревой: тотальность нервно-психического недоразвития и его иерархичность. Примером локального психического недоразвития является общее недоразвитие речи (ОНР). Для недоразвития характерно раннее время поражения, когда имеет место незрелость мозга (например, умственная отсталость). Различные психические функции недоразвиты неравномерно, наиболее выражена недостаточность высших психических функций (мышление, речь).

Задержанное развитие характеризуется замедлением темпа формирования познавательной и эмоциональной сфер с их временной фиксацией на более ранних возрастных этапах. Задержка развития эмоциональной сферы проявляется в различных клинических вариантах инфантилизма (ЗПР). Наблюдается мозаичность поражения, когда наряду с недостаточно развитыми функциями имеются и сохранные.

Поврежденное развитие имеет ту же этиологию (наследственные заболевания, внутриутробные, родовые, послеродовые инфекции, интоксикации и травмы ЦНС), что и органическое недоразвитие психики либо задержанное. Основное отличие патогенеза связано с более поздним (после 2–3 лет) патологическим воздействием на мозг, когда большая часть мозговых систем уже сформировалась. Примером является органическая деменция, для которой характерны расстройства эмоциональной сферы и личности, нарушения целенаправленной деятельности, грубый регресс интеллекта.

Дефицитарное развитие связано с тяжелыми нарушениями отдельных анализаторов. В этом случае развитие происходит в условиях дефицита получения информации посредством зрительного, слухового анализатора, недостаточной работы опорно-двигательной системы: зрения, слуха, речи, опорно-двигательного аппарата. Первичный дефект ведет к недоразвитию функций, связанных с ним наиболее тесно, а также к замедлению развития других функций, связанных с пострадавшей опосредованно.

Искаженное развитие имеет место в случае сложного сочетания общего недоразвития, задержанного, поврежденного и ускоренного развития отдельных психических функций, приводящего к ряду качественно новых патологических образований. Типичный пример – синдром раннего детского аутизма. В данном случае в процессе формирования психических функций наблюдается другая их последовательность по сравнению с нормальным развитием: у таких детей развитие речи опережает формирование двигательных функций, словесно-логическое мышление формируется раньше предметных навыков. При этом функции, развивающиеся ускоренно, не «подтягивают» развитие других.

Дисгармоничное развитие напоминает искаженное развитие. Отличие состоит в том, что его основой является не текущий болезненный процесс, создающий на разных этапах различные виды искаженных межфункциональных связей, а врожденная, либо рано приобретенная диспропорциональность психики преимущественно в эмоционально-волевой сфере. Примером является психопатия, для нее характерны неадекватные реакции на раздражители, ребенку трудно приспособиться к условиям жизни в обществе. Степень выраженности психопатии зависят от условий воспитания и от окружения ребенка.

Выделается также парциальная несформированность высших психических функций, которая характеризуется неравномерностью развития тех или иных сторон психической деятельности и представлена следующими типами:1)с преимущественной несформированностью регуляторного компонента; 2) с преимущественной несформированностью вербального и вербально-логического компонента; 3) с несформированностью смешанного типа.


Наши рекомендации