Вставьте пропущенные слова в высказывание Л.С. Выготского

Коррекция наиболее успешно осуществляется по отношению к _______ недостаткам развития, ________ же недостатки лишь в небольшой мере могут быть уменьшены с помощью коррекционных воздействий.

Литература

1.Выготский, Л.С. Основы дефектологии. Собрание сочинений / Л.С. Выготский. – М.: Просвещение, 1983. – Т.5.

2.Лубовский, В.И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей / В.И. Лубовский. – М.: Педагогика, 1989.– 104 с.

3.Основы специальной психологии; под ред. Л.В. Кузнецовой.– М.: Академия, 2002. – 480 с.

4.Пожар, Л.Психология аномальных детей и подростков – патопсихология / Л. Пожар. –М.: Воронеж, 1996.–128 с.

5.Сорокин, В.М.Специальная психология / В.М.Сорокин; под ред. Л.М. Шипицыной. – СПб.: Речь, 2003. – 216 с.

6. Специальная педагогика / Под ред. Н.М. Назаровой. – М.: Академия, 2000.

7. Специальная педагогика : в 3 т. : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / под ред. Н. М. Назаровой. – Н.М.Назарова, Г.Н.Пенин. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 352 с

8.Специальная психология / сост. Е.С. Слепович [и др.]. – Мн.: БГПУ, 2005. – 95 с.

9.Специальная психология; под ред. В.И Лубовского. – М.: Академия, 2003. – 464 с.

10.Усанова, О.Н. Специальная психология / О.Н. Усанова. – СПб: Питер, 2008. – 400 с.: ил.

11.Шаповал, И.А. Специальная психология / И.А. Шаповал. –М.: ТЦ Сфера, 2005.–224 с.

...человечество победит раньше или позже и слепоту, и глухоту, и слабоумие. Но гораздо раньше оно победит их в социальном и

педагогическом планах, чем в плане медицинском и биологическом.

Л. С. Выготский

ТЕМА 3. КЛАССИФИКАЦИИ НАРУШЕНИЙ ПСИХИЧЕСКОГО

РАЗВИТИЯ

План:

3.1. Классификации детей с особенностями психофизического развития: история и современность

3.2. Классификация нарушений в развитии по типу дизонтогенеза

3.3. Классификации отклонений в психическом развитии на основе различных подходов

Основные понятия: дети с особенностями психофизического развития (ОПФР), классификациидетей с ОПФР, категории детей с нарушениями развития

3.1. Классификации детей с особенностями психофизического развития: история и современность

Существуют различные классификации детей с нарушениями психофизического развитиия. В их основу положены различные критерии. Наиболее распространенными критериями являются следующие: причины нарушений; виды нарушений с конкретизацией их характера; последствия нарушений, которые сказываются на дальнейшей жизни.

По характеру нарушений различают следующие категории: 1) глухие; 2) слабослышащие; 3) позднооглохшие; 4) незрячие; 5) слабовидящие; 6) лица с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата; 7) лица с нарушением эмоционально-волевой сферы; 8) лица с нарушением интеллекта; 9) лица с задержкой психического развития; 10) лица тяжелым нарушением речи; 11) лица со сложными недостатками развития.

В соответствии с локализацией нарушения выделяют: 1) телесные(соматические) нарушения; 2) сенсорные нарушения (слух, зрение); 3) нарушения деятельности мозга(умственная отсталость, нарушения движений, психические и речевые нарушения).

По причинам возникновения нарушений различают:1) врожденное нарушение; 2) несчастный случай, стихийное бедствие; 3) дорожно-транспортное происшествие; 4) экология; болезнь и др.

О.Н.Усанова предложила классификацию детей с нарушениями в развитии: 1) обусловленными органическими нарушениями; 2) функциональной незрелостью; 3) психической депривацией.

Классификация Б.П. Пузанова и В.А. Лапшина включает: 1) детей с нарушением слуха и зрения (с недостатками слуха: глухие (неслышащие) дети, слабослышащие (тугоухие) дети; со стойкими дефектами зрения: слепые (незрячие) дети, слабовидящие дети); 2) умственно отсталых детей и детей с задержкой психического развития (умственно отсталые: олигофрения, деменция; интеллектуальная недоразвитость: идиотия, имбецильность; дебильность; задержка психического развития (ЗПР): ЗПР конституционного происхождения, ЗПР соматогенного происхождения, ЗПР психогенного происхождения, ЗПР церебрастенического характера); 3) детей с тяжелыми нарушениями речи (нарушения устной речи (дисфония, брадилалия, тахилалия, заикание, дислалия, ринолалия, дизартрия, алалия, афазия); нарушения письменной речи (дислексия, дисграфия); 4) детей с нарушением опорно-двигательной системы (ДЦП); 5) детей со смешанным (сложным) дефектом (умственно отсталые неслышащие или слабослышащие; умственно отсталые слабовидящие или незрячие; слепоглухонемые и т. д.); 6) детей с искаженным развитием –психопатия, патология влечений.

В.Н. Синев и Г.Н. Коберник выделяют группы детей нарушениями психофизического развития: 1) с нарушениями слуховой функции (глухие, слабослышащие, позднооглохшие); 2) с нарушениями зрения (слепые, слабовидящие); 3) со стойкими нарушениями интеллектуального развития; 4) с тяжелыми речевыми нарушениями; 5) с комплексными расстройствами; 6) с нарушениями опорно-двигательного аппарата; 7) с задержкой психического развития; 8) с психопатическими формами поведения.

А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, А.А. Смирнов среди учащихся общеобразовательной школы, имеющих трудности в учебе, выделяют группы: 1) нормальные, но педагогически запущенные дети с отрицательным отношением к занятиям, с отставанием по болезни; 2) умственно отсталые дети с недоразвитием мозговых структур, с инертностью психических процессов и неспособностью к сложным формам абстракции и обобщения; 3) дети с врожденным или рано приобретенным снижением слуха; 4) дети «ослабленные» или с «церебрастенией»; 5) дети с эмоциональными дефектами с проявлениями негативизма или отрицательных эмоциональных установок.

Классификация Т.А.Власовой и М.С.Певзнер представляет собой следующую группировку: 1) дети с отклонениями в развитии, вызванными с органическими нарушениями ЦНС; 2) дети с отклонениями в развитии в связи с функциональной незрелостью ЦНС; 3) дети с отклонениями в связи с депривационными ситуациями.

А.Д. Глоточкин вклассификациюдетей с атипиями включает детей: 1) носителей негативных психических состояний (утомленность, психическая напряженность, тревожность, фрустрация); 2) с акцентуациями характера (импульсивность, гиперактивность и др.); 3) с дисгармоничным развитием ряда подструктур личности: низким уровнем самооценки и самоконтроля; слабой целеустремленностью, гипермотивированностью и т. д.

Н.Я. Семаго и М.М. Семаго выделяют следующие группы (рисунок 4): 1) недостаточное развитие (тотальное недоразвитие, задержанное развитие, парциальная несформированность ВПФ); 2) асинхронное развитие (дисгармоническое и искаженное развитие); 3) поврежденное развитие (локально поврежденный тип развития, диффузно поврежденный тип развития); 4) дефицитарное развитие (раннее и позднее дефицитарное развитие).

В Республике Беларусь к категории лиц с ОПФР относят людей, имеющих физическое и (или) психическое нарушения, препятствующие получению ими образования без создания для этого специальных условий. Это лица: 1) с интеллектуальной недостаточностью;2) с нарушениями речи;3) с нарушением слуха;4) с нарушениями зрения;4) с нарушениями психического развития (трудностями в обучении);5) с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата;6) с тяжелыми и (или) множественными физическими и (или) психическими нарушениями.

Вставьте пропущенные слова в высказывание Л.С. Выготского - student2.ru

Рисунок 4 –Группы детей с особенностями развития по Н.Я. Семаго,

М.М. Семаго

На учете в республиканском персонифицированном банке данных состоит более 120 тысяч детей с ОПФР (2007), что составляет примерно 6,5% от общей численности детей, в том числе: 63,2% – дети с нарушениями речи; 15,7% – дети с трудностями в обучении, обусловленными задержкой психического развития; 11,3% – дети с интеллектуальной недостаточностью; 5,7% – дети с нарушениями зрения; 2,1% – дети с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата; 2,0% – дети с нарушением слуха. Из общего числа детей с ОПФР 11,3% являются инвалидами.

Наши рекомендации