Понятие нормы и аномальности развития детей
Понятие нормы восходит к латинскому «правило», «образец», «руководящее начало». Норма предполагает такое сочетание личности и социума, когда она бесконфликтно и продуктивно выполняет ведущую деятельность, удовлетворяет свои основные потребности, отвечая при этом требованиям социума соответственно ее возрасту, полу, психосоциальному развитию.
Б.С. Братусь отмечал, что самым расхожим для многих психологов и психиатров остается понимание нормы как чего-то среднего, устоявшегося, не выделяющегося из массы и наиболее адаптированного к окружающей среде. А. Маслоу пишет, что общепринятый подход к человеку, когда нормой считается среднестатистическое, подталкивает к выводу, что «нормальность» – лучшее, чего можно ожидать от человека, и потому должно довольствоваться ею. Однако он склонен считать такую норму скорее болезнью, уродством, задержкой человеческого развития, «недочеловечностью».
Строгого научного определения понятия «норма личности» не существует. Между нормальным типом поведения и патологическим (болезненным) находится огромное количество переходных форм. В компетенцию психолога входят коррекция и развитие отклоняющихся от нормы проявлений, состояний, форм поведения здорового ребенка.
Исследования Л. Пожар показали, что развитие ребенка будет считаться нормальным при следующих условиях: 1) уровень его развития соответствует уровню развития большинства детей его возраста или старшего возраста; 2) ребенок развивается в соответствии с его собственным общим путем, определяющим развитие его индивидуальных свойств, способностей и возможностей, ясно и однозначно стремясь к полному развитию отдельных составных частей и их полной интеграции, преодолевая возможные отрицательные влияния со стороны собственного организма и средового окружения; 3) ребенок развивается в соответствии с требованиями общества, определяющими как его актуальные формы поведения, так и дальнейшие перспективы его адекватного творческого социального функционирования в период зрелости.
А.Р. Лурия выделяет пять основных условийнормального психического развития: 1) сохранность структур и функций ЦНС; 2) сохранность анализаторных систем; 3) сохранность речевых систем; 4) физическое здоровье; 5) адекватное возрасту воспитание и обучение. Многообразные нарушения любого из приведенных факторов способны приводить к появлению множества вариантов отклоняющегося развития.
Г.К. Ушакова выделяет следующие первоочередные критерии нормы: 1)детерминированность психических явлений, их необходимость, причинность, упорядоченность; 2) соответствующую возрасту индивида зрелость чувства постоянства места обитания (константность); 3) максимальное приближение формирующихся субъективных образов отражаемым объектам действительности; 4) гармонию между отражением обстоятельств действительности и отношением человека к ней; 5) адекватность реакций человека на окружающие его физические, биологические и психические влияния; 6) соответствие физических и психических реакций силе и частоте внешних раздражителей; 7) удовлетворение своим местом в среде себе подобных, гармонию взаимоотношений с ними; 8) умение уживаться с иными лицами и с самим собой; 9) критический подход к обстоятельствам жизни; 10) способность самокоррекции поведения в соответствии с нормами, типичными для разных коллективов; 11) адекватность реакций на социальную среду; 12) чувство ответственности за потомство и близких членов семьи; 13) постоянство и идентичность переживаний в однотипных обстоятельствах; 14) способность изменять способ поведения в зависимости от смены жизненных ситуаций; 15) самоутверждение в коллективе (обществе) без ущерба для его остальных членов; 16) способность планировать и осуществлять свой жизненный путь.
М.М. Семаго отмечает, что понятие «норма» должно быть соотнесено не только с «уровнем психологического и социального развития ребенка в конкретные периоды его взросления, но и с требованиями, которые окружающий ребенка социум предъявляет к нему». Автор в качестве критериев нормы предлагает использовать ряд позиций.
1. Социально-психологический норматив (СПН) – система исторически детерминированных требований (правила, нормы, предписания – идеальная модель требований общества к личности), которые общество предъявляет к психическому и личностному развитию каждого из его членов.
2. Функциональная норма – индивидуальная норма развития, которая является отправной точкой и целью коррекционно-развивающей работы.
3. Идеальная норма – «программа развития» ребенка в идеальных социокультурных условиях.
4. Типологический норматив – совокупность наиболее частотных характеристик и особенностей ребенка, отражающих специфический вариант развития – «психологический синдром».
Так, выделяют различные виды норм:
1. Статистическая норма.Уровень психосоциального развития человека, который соответствует средним качественно-количественным показателям, полученным при обследовании представительной группы популяции людей того же возраста, пола, культуры и т.д.;
2. Индивидуальная (функциональная) норма.Нормальным считается то, что обеспечивает человеку, как субъективное удовлетворение, так и самореализацию при адекватном восприятии и принятии реальности. Объектом анализа и оценки является индивид с его возможностями, способностями, потребностями, желаниями, опытом и др.
3. Идеальная норма. В идеальной норме при оценке человека на передний план выступает образцовое, идеальное. Возникает в виде обобщения положительных качеств выдающихся людей.
4. Социальная норма.Это общепризнанные правила, образцы поведения, стандарты деятельности, обеспечивающие упорядоченность, регулярность социального взаимодействия индивидов и групп.
5. Групповая норма.Это специфический вид и своеобразное преломление социальных норм. Наличие в группе достаточно развитой, разветвленной и устойчивой системы норм позволяет ей соотнести поведение каждого ее члена с эталоном и на этом основании выбрать эффективное средство воздействия на индивидуума.
Ориентация на норму важна на этапе выявления недостатков в развитии с целью определения специальной помощи. Существенное различие между нормальными и ненормальными людьми состоит в том, что психические черты у первых являются случайным признаком, от которого они могут легко освободиться, если захотят приложить соответствующие усилия.