Исследование сновидений в аналитической псих

Если в психоанализе толкование сновидений считается via regia — «царской дорогой», то в аналитической психологии ему отводится почетное, но не самое главное место. Толкование сновидений оказывается одним из способов «общения»с образами, в облике которых предстают психические комплексы. А добраться до этих образов можно разными путями. Вот основные:

активное воображение: направленное и свободное (когда образы описываются словами, оставаясь во «внутреннем плане»переживающего их человека),

экспрессивные техники (когда образы воплощаются в пластический материал: игра «в песочек», рисование, лепка и т.п.),

ассоциирование и амплификация (например, обращение к любимой сказке детства — прием, введенный Х.Дикманном),

толкование сновидений.

Подобно тому, как в основу психоаналитического способа интерпретации сновидений положено представление об «устройстве» психики человека, в аналитической (глубинной) психологии имеется своя «карта местности» внутреннего мира человека. Это уже не Сверх-Я (система норм и ценностей), Оно (влечения) и Я, а иерархия психических автономных комплексов (составляющих личное бессознательное человека) и архетипов (коллективное, то есть «родовое», бессознательное).

Поэтому при толковании сновидений (как и при толковании любого образного материала) учитываются три главных «уровня» психики:

личностный (все то, что сам сновидец думает и чувствует по поводу фрагментов сновидений и сна в целом). На этом уровне решается, относится ли увиденный персонаж к внешнему окружению (объективный аспект сновидения) или этот персонаж представляет собой некую психическую силу самого сновидца (субъективный аспект сновидения);

культуральный (это система представлений и отношений, которые навязаны сновидцу тем обществом, в котором он живет, например, представление о левостороннем или правостороннем дорожном движении);

архетипический (это уровень представлений, который человек несет в себе как существо, принадлежащее к определенному роду живых существ). Тут на первое место выходят мифологические и сказочные персонажи и ситуации. Выявление материала с этого уровня психики, как правило, связано с очень сильными эмоциями и ощущением того, что происходит что-то предельно важное и значимое.

При толковании сновидений каждый раз решается индивидуально, какой именно уровень и какой аспект был затронут в сновидении. В зависимости от этого выстраивается понимание актуальной ситуации сновидца (например, выясняется, на что сновидение ориентировано больше — на прошлое, будущее или настоящее и т.д.).

Бихевиоризм

Основоположником бихевиоризма (от англ. behavior -поведение) является американский психолог Дж. Уотсон (1878-1958). Также выдающимися исследователями этого направления были Толмен, Халл, Скиннер. Психологической основой бихевиоризма стали работы Павлова, Бехтерева, а также исследования Э. Торндайка (1874-1949), изучавшего на животных законы интеллекта как научения путем проб, ошибок и случайного успеха.

Основные положения бихевиоризма:

1. В качестве предмета психологии выступают поведение и поведенческие реакции, так как именно эти явления могут быть изучены объективно опытным путем через наблюдение;

2. Поведение включает в себя все психологические и физиологические аспекты жизни человека;

3. Поведение и животных, и человека рассматривается как совокупность двигательных реакций (R) в ответ на внешние воздействия - стимулы (S), действует схема стимул - реакция (S -> R);

4. Задача бихевиоризма - уметь правильно предугадать поведение человека, ориентируясь на стимулы внешней среды: зная характер стимула, можно предсказать реакцию, или поведение;

5. Все реакции человека имеют либо приобретенную, внешнюю природу и называются условными рефлексами, либо внутреннее происхождение, т. е. наследственны, и называются безусловными рефлексами;

6. Поведение является результатом обучения, когда удачные реакции в результате многократного повторения автоматизируются и закрепляются и в будущем имеют тенденцию к воспроизведению, т. е. происходит формирование навыков через формирование условного рефлекса;

7. Высшие психические функции, например речь и мышление, также являются навыками;

8. Механизмом удержания навыков является память;

9. Развитие психики происходит прижизненно и зависит от окружающей среды и ее стимулов – социального окружения, условий жизни и т. п.;

10. Отсутствует периодизация возрастного развитие нет общих для всех закономерностей, определяющих развитие ребенка на каждом возрастном этапе;

11. Эмоции есть результат реакции организма на негативные или позитивные стимулы внешней среды.

Скиннер (1904-1990) является представителем необихевиоризма.

Основные положения теории «оперантного бихевиоризма»:

1. Предметом исследования является поведение организма в его двигательной составляющей.

2. Поведение - это то, что делает организм и что можно наблюдать, и поэтому сознание и его феномены - воля, творчество, интеллект, эмоции, личность - не могут быть предметом изучения, так как они не наблюдаемы объективно.

3. Человек не свободен, так как сам никогда не управляет своим поведением, которое детерминировано внешней средой.

4. Личность понимается как набор поведенческих шаблонов «ситуация - реакция», причем последняя зависит от предыдущего опыта и генетической истории.

5. Поведение можно разделить на три вида: безусловно-рефлекторное и условно-рефлекторное, которые являются простым ответом на стимул, и оперантное, возникающее спонтанно и определяемое как обусловливание; этот тип поведения играет решающую роль в адаптации организма к внешним условиям.

6. Главной характеристикой оперантного поведения является его зависимость от прошлого опыта, или последнего стимула, получившего название подкрепления. Поведение усиливается или ослабляется в зависимости отподкрепления, которое может быть отрицательным или положительным.

7. Процесс положительного или отрицательного подкрепления за совершенное действие называется обусловливанием.

8. На основе подкрепления можно построить всю систему обучения ребенка, так называемое программированное обучение, когда весь материал расчленяется на мелкие части и в случае успешного прохождения и усвоения каждой части учащийся получает положительное подкрепление, а в случае неудачи - отрицательное.

9. На этой же основе строится и система воспитания и управления человеком - социализация происходит путем положительного подкрепления необходимых для общества норм, ценностей и правил поведения, в то время как асоциальное поведение должно иметь негативное подкрепление со стороны общества.

Гештальтпсихология

Основателями гештальтпсихологии (от нем. gestalt-образ, структура), возникшей как противостояние структурализму с его атомистическим пониманием сознания, считаются немецкие психологи М. Вертгеймер (1880-1943),В. Келер (1887-1967) и К. Коффка (1886-1941), К. Левин (1890-1947).

Основные идеи:

1. Предмет изучения психологии - сознание, но его понимание должно строиться на принципе целостности.

2. Сознание есть динамическое целое, «поле», каждая точка которого взаимодействует со всеми остальными.

3. Единицей анализа этого поля (т. е. сознания) выступает гештальт - целостная образная структура, не сводимая к сумме составляющих его ощущений.

4. Метод исследования гештальтов - непредвзятое, объективное и непосредственное наблюдение и описание содержаний своего восприятия.

5. Восприятие не может происходить от ощущений, так как последнее есть фикция, т. е. не существует реально.

6. Зрительное восприятие является ведущим психическим процессом, определяющим уровень развития психики, и имеет свои закономерности:

- апперцепцию (зависимость восприятия от прошлого опыта, от общего содержания психической деятельности человека);

- взаимодействие фигуры и фона (любое зрительноеполе делится на фигуру, отличающуюся яркостью и четкостью, и именно ее мы воспринимаем как основное содержание поля, и фон, который не столь ярок, но именно благодаря фону фигура и воспринимается с такой четкостью);

- целостность и структурность восприятия, т. е. человек воспринимает предметы в видимом поле не по отдельости, а все вместе как единое целое.

7. Мышление не может рассматриваться как сформированный путем проб и ошибок набор навыков, а есть процесс решения задачи, осуществляемый через структурирование поля: те элементы поля, которые ранее не имели между собой никакой связи, начинают объединяться для решения поставленной задачи, и происходит это путем осознания, т. е. через инсайт в настоящем, в ситуации здесь и теперь». Прошлый опыт не имеет никакого знаения для решения поставленной задачи.

Наши рекомендации