Цель и задачи спец.псих. Теор. и практ. значение спец псих.

Цель и задачи спец.псих. Теор. и практ. значение спец псих.

Главной целью С.Пявляется формирование адекватной личности в результате применения спец. методов и приемов воспитания и обучения, на основе которых и происходит компенсация нарушенных функций.

Задачи СП:

1. исследование различных типов закономерностей отклоняющегося развития: общих - нарушения способности к приему и переработке, хранению и использованию информации, наруш словесной регуляции деятельности, замедленное формирование процессов обобщения и отвлечения, трудности символизации.

2. изучение возможностей и путей компенсации дефекта (наличие сохранных функций, включение компенсаторных механизмов, спец обуч. рассчитанное на зону ближ. развития, т.е потенциальные возможности ребенка.

3. разработка методов диагностики и коррекции, псих.аспектов коррекционного обучения: эксперимент (индивид, групп), наблюдение, изучение продуктов деятельности, анкетирование, тесты, но с учетом дефекта.

Значение спец.псих.

С.п. базируется на положениях общей психологии, внося свой вклад в ее развитие.

Теория: изуч. нар.псих. здоровья детей позволяет углубить научное различение видов психической деят-ти, строения ВПФ и их пластичности на разных этапах онтогенеза, путей компенсации дефектов. такое изучение помогает решить проблему о соотношении биологич. и соц. факторов в генезе человека.

Практика: 1. Дифференциально-диагностические задачи (псих.обследование явл. важшейшей составляющей диагностики нарушений психического развития. Псих.методики дополняют медицинские средства диагностики).

2. Вносит вклад в установление выраженных психич. нарушений, анализ причин дефектов и механизм его проявления. Это важно в прогнозировании сроков и темпов обучения детей, а также перспектив их психического развития.

3. Псих.обследование необходимо при определении программ обучения детей с нар. в развитии. Программы и тип обучения выбираются с учетом доминирующих нарушений ВПФ, особенностей речи, мышления и способности к усвоению знаний. С помощью псих.обслед., установив механизм и структуру нарушения, степень выраженности и динамику, можно решить, правильно ли выбраны методы обучения, скоррегировать из в соответствиями со способностями ребенка.

Таким образом, С.П. помогает решать экспертные задачи.

4. Исследования в области С.П. дают возможность научно обосновать методы и программа группового и индивидуального обучения атипичных детей, психокоррекционную и психолого-педагогическую реабилитацию.

Классификация как один из методов познания общих закономерностей. Принципы построения классификаций. Критерии классификации (Признак времени возникновения нарушения, свойство обратимости возникающих нарушений и др.)

Классифицирование как особый метод научного познания мира

Стремление упорядочить разнообразие изучаемых явлений воплощается в процессе их классифицирования, предоставляющего собой особый метод научного познания мира.

Отклонения в развитии также многообразны и весьма вариативны. Природа необыкновенной множественности нарушений в развитии кроется, прежде всего, в многообразии самих причин, способных вызвать эти нарушения.

В силу этого возникает острая проблема внести определенный порядок в это многообразие. Именно поэтому не случайно в специальной психологиисуществовало и существует немало разных классификаций отклонений в развитии, и попытки создания новых, более совершенных, не прекращаются и поныне.

Классификация по признаку времени возникновения нарушения

Классификации отличаются друг от друга тем признаком или признаками, которые укладываются в качестве основы процесса классифицирования. Так, в качестве критерия для основы классификации можно взять:

Признак времени возникновения нарушения

- Врожденные нарушения. Наследственные нарушения всегда врожденны, но не все врожденные являются наследственными.

- Приобретенные нарушения. Рано приобретенные; Поздно приобретенные. Возрастная граница между ними может быть разной.

Классификация по свойству обратимости возникающих нарушений

- Обратимые,

- Необратимые,

- Частично обратимые.

Тут же отметим, что разные классификации, созданные на основе разных критериев, могут между собой «не стыковаться» или трудно соотноситься. Один и тот же ребенок в разных классификациях попадает в совершенно разные, качественно отличные друг от друга группы. Это связано с тем, что разные классификации создаются для совершенно различных целей— исследовательских и практических.

Классификация по этиологическому фактору нарушения (причина)

1. Одна из них обозначается термином ретардация, под которым понимается замедление, отставание психического развития любого происхождения.

- Общая (тотальная)

- Частичная (парциальная).

2. Другая большая группа нарушений в развитии называется асинхрония, представляющая многообразные их варианты, для которых характерно сочетание:

Асинхрония неравномерность в развитии (гетерохронность), как вполне нормального его свойства, несвоевременность формирования тех или иных психических функций и сторон психики.

Классификация по основным критериям нарушения развития

Помимо научных, теоретических классификаций, не менее популярны так называемые эмпирические практикоориентированные классификации, в основу которых укладывается не заранее заданный критерий, а наиболее часто встречающиеся признаки, которые группируются по степени сходства.

45. Характеристика понятий «коррекция», «реабилитация», «абилитация».
Каждая живая саморегулирующая система должна обладать определенной степенью «прочности», т. е. способностью удерживать и восстанавливать свою целостность в случаях воздействия различных патогенных факторов.
В специальной психологии широко используются такие термины как коррекция, реабилитация, абилитация и адаптация — близкие по значению, но не тождественные понятию компенсация.
Под коррекцией подразумевается как исправление отдельных дефектов, так и целостное влияние на личность ребенка с ограниченными возможностями в целях достижения положительного результата в процессе его обучения, воспитания и развития. Устранение или сглаживание дефектов развития познавательной деятельности и физического развития ребенка обозначается понятием «коррекционно-воспитательная работа».
Коррекционно-воспитательная работа представляет систему комплексных мер педагогического воздействия на различные особенности аномального развития личности в целом, поскольку всякий дефект отрицательно влияет не на отдельную функцию, а снижает социальную полноценность ребенка во всех ее проявлениях. Она не сводится к механическим упражнениям элементарных функций или к набору специальных упражнений, развивающих познавательные процессы и отдельные виды деятельности аномальных детей, а охватывает весь учебно-воспитательный процесс, всю систему деятельности специальных учреждений.
Но если коррекционные воздействия ориентированы весьма локально,
т. е. нацелены на исправление отдельных функций или сторон жизнедеятельности человека (например, коррекция внутрисемейных отношений), то реабилитация — система мероприятий,
направленных на восстановление полноценного общественного бытия личности.
Выделяют разные виды реабилитации, в зависимости от того
к какому уровню компенсаторных процессов они обращены и нацелены: медицинская, психологическая, семейная, досуговая, социально-трудовая и др.
Весьма нелегко отграничить понятие «реабилитация» от понятия «абилитация». Именно поэтому эти понятия весьма часто путаются. По своему содержанию абилитационные мероприятия могут ничем не отличаться от реабилитационных. Отличия касаются конечных целей и условий их достижения.
Ситуация абилитации характеризуется тем, что факта и момента утраты не было — человек изначально от рождения или с раннего детства обладал тем или иным нарушением. Стало быть, речь не может идти о восстановлении ибо восстанавливать можно лишь то, что было утрачено.
Следовательно, абилитация — система мероприятий, направленных
на формирование эффективных способов социальной адаптации в возможных для данного индивида пределах.

Цель и задачи спец.псих. Теор. и практ. значение спец псих.

Главной целью С.Пявляется формирование адекватной личности в результате применения спец. методов и приемов воспитания и обучения, на основе которых и происходит компенсация нарушенных функций.

Задачи СП:

1. исследование различных типов закономерностей отклоняющегося развития: общих - нарушения способности к приему и переработке, хранению и использованию информации, наруш словесной регуляции деятельности, замедленное формирование процессов обобщения и отвлечения, трудности символизации.

2. изучение возможностей и путей компенсации дефекта (наличие сохранных функций, включение компенсаторных механизмов, спец обуч. рассчитанное на зону ближ. развития, т.е потенциальные возможности ребенка.

3. разработка методов диагностики и коррекции, псих.аспектов коррекционного обучения: эксперимент (индивид, групп), наблюдение, изучение продуктов деятельности, анкетирование, тесты, но с учетом дефекта.

Значение спец.псих.

С.п. базируется на положениях общей психологии, внося свой вклад в ее развитие.

Теория: изуч. нар.псих. здоровья детей позволяет углубить научное различение видов психической деят-ти, строения ВПФ и их пластичности на разных этапах онтогенеза, путей компенсации дефектов. такое изучение помогает решить проблему о соотношении биологич. и соц. факторов в генезе человека.

Практика: 1. Дифференциально-диагностические задачи (псих.обследование явл. важшейшей составляющей диагностики нарушений психического развития. Псих.методики дополняют медицинские средства диагностики).

2. Вносит вклад в установление выраженных психич. нарушений, анализ причин дефектов и механизм его проявления. Это важно в прогнозировании сроков и темпов обучения детей, а также перспектив их психического развития.

3. Псих.обследование необходимо при определении программ обучения детей с нар. в развитии. Программы и тип обучения выбираются с учетом доминирующих нарушений ВПФ, особенностей речи, мышления и способности к усвоению знаний. С помощью псих.обслед., установив механизм и структуру нарушения, степень выраженности и динамику, можно решить, правильно ли выбраны методы обучения, скоррегировать из в соответствиями со способностями ребенка.

Таким образом, С.П. помогает решать экспертные задачи.

4. Исследования в области С.П. дают возможность научно обосновать методы и программа группового и индивидуального обучения атипичных детей, психокоррекционную и психолого-педагогическую реабилитацию.

Наши рекомендации