Инструкция к методике «Полоролевые портреты»
Суть методики состоит в последовательном описании
четырех портретов. Для этого используется лист бумаги формата
А4, сложенный вчетверо. Сначала работа идет на левой
стороне листа, потом на правой. Консультант дает инструкцию
к выполнению каждого следующего задания после того,
как клиент даст описание предыдущего портрета. В верхней
левой части листа клиенту предлагается дать характеристику
реальному представителю противоположного пола (мужчинам:
«Опишите реальную, типичную женщину»; женщинам: «Опишите
реального, типичного мужчину»), в нижней левой части
листа дать характеристику реальному представителю своего
пола. Далее, в верхней правой части листа предлагается дать
характеристику идеальному представителю противоположного
пола (мужчинам: «Опишите идеальную женщину»; женщинам:
«Опишите идеального мужчину»); а в нижней правой части
листа — идеальному представителю своего пола.
Макет бланка представлен в Приложении 1 (для мужчин
— под буквой А), для женщин — под буквой Б).
Первый этап обработки результатов — количественный
— клиент полностью осуществляет сам.
После того как все портреты выполнены, клиенту предлагается
пронумеровать ответы в каждом портрете и оценить
по четырехзначной системе каждую характеристику в данных
портретах:
«Каждую отдельную характеристику оцените следующим
образом:
«+»— знак «плюс» ставится, если в целом вам лично
данная характеристика нравится;
«-» — знак «минус» — если в целом вам лично данная
характеристика не нравится;
«±» — знак «плюс-минус» — если данная характеристика
вам и нравится, и не нравится одновременно;
«?» — знак «вопроса» — если вы не знаете на данный
момент времени, как вы точно к ней относитесь, у вас нет
пока определенной оценки рассматриваемого ответа. Знак
Глава 2. ДИАГНОСТИКА В СЕМЕЙНОМ КОНСУЛЬТИРОВАНИИ
своей оценки необходимо ставить непосредственно над характеристикой
».
Клиенту предлагается подвести итог относительно каждого
портрета: подсчитать, сколько всего ответов и сколько
ответов каждого знака есть в каждом портрете.
После того как данные задания выполнены и произведена
первичная количественная обработка данных самим клиентом,
наступает этап качественной обработки.
Обработкаи интерпретация результатов методик этого
блока тесно связаны с понятиями психологического пола и
идентичности.
ТЕМА ИНФОРМИРОВАНИЯ: ПОНЯТИЯ
ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ПОЛА И ПОЛОВОЙ
ИДЕНТИЧНОСТИ
? Что стоит за категориями пола,
И идентичности?
Пол — это первая категория, в которой человек осмысляет
себя как индивидуальность. В самом общем виде в качестве
понятия «психологический пол» рассматривается система
определенных потребностей, мотивов, ценностных ориентации,
эталонов, характеризующих представление человека о себе
как о мужчине или женщине, а также наличие специфических
способов поведения, реализующих эти представления.
Ощущение себя мужчиной или женщиной, мальчиком
или девочкой является одним из самых главных составляющих
человеческой самости. Ведь «личность человека— это
всегда личность либо мужчины, либо женщины. Бесполая
личность — не более чем абстрактное понятие либо литературная
гипербола» [34, с. 7].
Под идентичностью понимается ощущение своей целостности
и непрерывности во времени, а также понимание того,
что другие люди также признают это. Идентичность характеризует
то, что остается постоянным, несмотря на все изменения,
происходящие в течение всей жизни данного человека.
Половая идентичность, которую определяют как переживание
человеком своей соотнесенности с характеристиками
пола и переживание себя как представителя пола [10, 11],
является аспектом персональной идентичности.
2.2. Исследование индивидуальных особенностей... 69
Определяя понятие «половая идентичность», мы основывались
на модели половой идентичности, предложенной
В. Е. Каганом, поэтому остановимся на описании ее составляющих
(рис. 8).
Номинативный пол
Половые различия
↓
↓
Базовая идентичность
↕
↔
Половые роли
↓
Ролевая идентичность
↕
Персональная идентичность
Рис. 8. Система половой идентичности
В. Е. Каган подчеркивает многоаспектность понятия потовой
идентичности и рассматривает другие понятия, тесно
связанные с ней:
«Номинативный пол» — это обозначенный пол, стадия
полоролевого развития, когда ребенок умеет назвать свой
пол, но не может объяснить, почему он такого пола.
«Половаяроль» — модель социального поведения,
комплекс ожиданий, стереотипов, требований, адресуемых
обществом людям мужского или женского пола. Другими
головами, это представление о себе как о представителе мужского
или женского пола в терминах поведения и установок,
проявляющихся в социальных ситуациях.
Полоролевая идентичность — это образ «Я» как представителя
пола. В полоролевой идентичности отражено то, как
личность соотносит свое реальное поведение с поведением
других мужчин и женщин.
Персональная идентичность—личностное соотнесение
себя с другими людьми.
Базовая половая идентичность — «это глубинное
психологическое ядро того, что личность человека как представителя
пола означает для самой себя» [11, с. 249]. Она
70 Глава 2. ДИАГНОСТИКА В СЕМЕЙНОМ КОНСУЛЬТИРОВАНИИ
формируется как достаточно стабильное измерение личности
к трем годам. Дальнейшее развитие системы половой
идентичности совершается на личностно-эмоциональном и
познавательном уровнях. Это выражается в формировании
персональной идентичности и половых ролей, которые отражают
особенности отношений с внешним миром и людьми
своего и противоположного пола.
Таким образом, важно учитывать, что чувство своей индивидуальной
целостности и неповторимости неотделимо от усвоения
человеком половой роли и признания ее другими людьми.
Представления о себе, своей половой идентичности выполняют
троякую роль: они способствуют достижению внутренней
согласованности личности, определяют интерпретацию опыта
и являются источником ожиданий, то есть от них зависит, как
будет действовать человек в конкретной ситуации, как он будет
интерпретировать действия других, какой прогноз будущего
будет делать. Поэтому формирование устойчивой позитивной
половой идентичности — центральная задача психологической
работы с клиентом, имеющим трудности во взаимоотношениях
с представителями противоположного пола.
ПРОЕКТИВНЫЙ РИСУНОК
ЧЕЛОВЕКА
Исходные положения интерпретации и ключевые
параметры содержательного анализа
Общие сведения. Тест «Рисунок человека» разработан
К. Маховер в 1946 году на основе теста Ф. Гудинаф. Этот
метод заключается в анализе характеристик личности на
основе интерпретации рисунка человеческой фигуры. Будучи
проективным, метод помогает раскрыть глубинные, неосознаваемые
паттерны самовыражения, которые не могут открыто
проявляться в непосредственном общении.
? Что важно учитывать при обработке