Тема 17. Психология пропаганды
1.Пропаганда. Объективные и субъективные факторы пропагандистского воздействия.
2. Манипулирование: психологические аспекты.
3. СМИ как "четвертая власть".
4 Пропагандистские мероприятия в PR-деятельности
Контрольные вопросы и проблемные задания
1.Представьте пропаганду как специфическое средство коммуникации.
2. Соотнесите PR-деятельность и пропаганду.
3.Опишите основные способы влияния пропаганды (посредством информации об окружающем мире, через изменение интересов и ценностей реципиентов и т.д.)
4.Раскройте социально-психологический механизм пропаганды.
5.Раскройте объективные и субъективные факторы, влияющие на ход и результаты пропаганды.
6.По каким критериям измеряют эффективность пропагандистских мероприятий?
7.Опишите формы манипулирования общественным мнением (утаивание информации, смещение акцентов, искажение информации и т.д.)
8.Каковы психологические и социально-психологические основания утверждения, что "СМИ - четвертая власть"?
9. Раскройте место и приоритетную роль масс - медиа в управлении массовым сознанием.
10.Перечислите и кратко охарактеризуйте средства пропагандистских мероприятий, используемых в PR-деятельности.
Домашнее задание
1. Проанализируйте специфику составных частей "цепи массовой коммуникации" (источник, сообщение, СМИ, аудитория и т.д.) в пропагандистской деятельности.
2.Перечислите и опишите психологические способы влияния СМИ на участников предвыборных кампаний.
3.Проанализируйте PR-акции администрации республики (округа, района и т.п.) и выделите пропагандистские мероприятия, применяемые в этих PR- акциях.
Тема 18. Семинар – практикум: «Психология рекламы» (4 часа)
1. Реклама как процесс массовой коммуникации.
2. Психологические аспекты рекламы.
3. Психотехнологии в рекламной деятельности.
4. Психологические критерии эффективности рекламы.
Контрольные вопросы и задания
1.Иногда говорят, что «реклама — королева массовой коммуникации» (занимает лучшее время на телевидении, радио и т.п.). Представьте рекламу как специфическую форму и способ передачи информации.
2.Раскройте место и роль восприятия, внимания и понимания в рекламе.
3.Опираясь на различные публикации, раскройте специфику рекламного мышления.
4. Особенности возрастной, половой, социально-классовой психологии, место и рекламное воздействие. Социальные и половозрастные стереотипы в рекламе.
5.Опишите психологический механизм покупки, учитывая мотивы покупки, риски при покупке, стадиальность решения о покупке и т.д. (Что купить? Сколько заплатить? Где купить? Как купить? Когда купить?).
6.Выделите и проанализируйте основные виды рекламного психологического воздействия (информирование, убеждение, побуждение, внушение).
7.Опишите игровые приемы в рекламе (мифология, парадоксы, каламбуры, стилистические диссонансы, рифма, идеологемы и др.).
8.Раскройте вербальные и невербальные компоненты рекламного сообщения.
9.Назовите и раскройте психологические критерии выбора каналов распространения рекламы.
10.Раскройте понятие коммуникативной эффективности рекламы и ее основные критерии (распознаваемость, запоминаемость, агитационная способность и т.п.).
11. Эксперты выделяют следующие факторы успеха рекламного сообщения у российской публики: красота, дороговизна, убедительность, остроумие и т.д. Дополните этот ряд. Подумайте о сходстве и различиях данных факторах у разных народов (см.: Исследования рынка и СМИ; О национальных особенностях восприятия и оценки рекламной и коммерческой информации).
Домашнее задание
1. Предназначение коммерческой рекламы — увеличение покупательского спроса и объема продаваемого товара или услуги. Отсюда основные психологические функции рекламы — привлечение внимания, фиксация памяти на конкретном товаре (услуге), возбуждение желания приобретения и т.д. Сделайте сравнительный анализ психологии коммерческой, политической и социальной рекламы.
2.Опишите на 2-3 страницах психологическую специфику рекламы в прессе, по радио, по телевидению, наружной рекламы, транзитной рекламы, рекламы в интернете и т.д. (см.: Мокшанцев Р.И. Психология рекламы. М., 2000..
3.Коммуникативная эффективность рекламы складывается из следующих уровней: когнитивный уровень (влияние рекламы на изменение знаний о фирме, ее товарах и услугах), аффективный уровень (влияние рекламы на формирование позитивного отношения к ней), поведенческий (конативный) уровень (влияние рекламы на формирование намерений вступить в контакт с фирмой или приобрести ее товары). Оцените качество рекламной деятельности БГТРК, Ариг-Ус, ТВ-сом, исходя из этих факторов.
4.В течение месяца выявите особенности восприятия рекламы в местных СМИ среди разных категорий населения (среди 20-25 человек).
Таблица 1. Из каких источников Вы получаете информацию о незнакомых товарах и услугах?
Источники | Всего | М. | Ж. | Студ. | Раб. | Предп. | Другие |
Телереклама | |||||||
Советы родных | |||||||
Радиореклама | |||||||
Реклама в печати | |||||||
Реклама на транспорте | |||||||
Наружная реклама | |||||||
Советы продавцов | |||||||
Другое (впишите) |
Таблица 2. Изучаете ли Вы рекламу (просматриваете ли рекламные сообщения)?
Телереклама | Радио-реклама | Реклама в печати | Реклама в интернете | Наружная реклама | Реклама на транспорте | |
Всегда внимательно изучаю | ||||||
Обычно бегло просматриваю | ||||||
Как правило пропускаю рекламные полосы | ||||||
Другое (впишите) |
Таблица 3. Насколько сильно оказывает влияние реклама на принятие Вами решения о покупке того или иного товара?
Достаточно сильно | % |
Скорее сильно | % |
Скорее слабо | % |
Совсем не оказывает | % |
Затрудняюсь ответить | % |
Таблица 4. Что для Вас наиболее важно при покупке товара?
1-качество | 7-страна-производитель |
2-цена | 8-экономия времени при покупке |
3-внешний вид, оформление, упаковка | 9- мода на данный товар, его престиж |
4- фирма - производитель | 11- убедительность рекламы |
5 - новизна товара | 11 - рекомендации родных, знакомых |
6 - привычка покупать именно этот товар | 12 - другое (впишите) |
5. Опираясь на публикацию Д. Старча или другие источники, опишите психологические критерии расчета эффективности рекламных объявлений по следующему образцу:
а) толщина издания. Самое читаемое издание содержит до 40 страниц, плохо читаемое — насчитывает более 200 страниц, а более-менее читаемое издание включает от 80 до 160 страниц;
б) цвет в объявлениях. Аудитория полноцветного рекламного объявления размером 1/2 полосы на 85% больше аналогичного черно-белого объявления. Полноцветное объявление вызывает на 45% больше запросов, чем черно-белое;
в) способ подачи рекламы...
г) место объявления...
д) особое размещение...
е) форма объявления...
ж) размер объявления...
э) повтор объявления...
и) макет объявления...
к) длина текста...