Раздел 2. Психология процесса массовой коммуникации

Тема 5. Структура личности как база восприятия информации (4 часа)

Психоанализ Зигмунда Фрейда. Топографическая модель организации психики: сознание, предсознательное, бессознательное. Сопротивление и защиты. Виды психологических защит (отрицание, реактивное образование, замещение, вытеснение, рационализация, регрессия, проекция, сублимация).

Аналитическая психология К.Г. Юнга. Понятия личного и коллективного бессознательного. Альфред Адлер. Индивидуальная теория личности. Основные тезисы индивидуальной психологии. Бихевиоризм. Бихевиоральные методы формирования поведения человека. Средства массовой коммуникации как агент социализации, формирования, развития и деформации личности.

Тема 6. Специфика информационных процессов субъекта, включенного в массовую коммуникацию (4 часа)

Интерес как фактор коммуникации.

Внимание. Виды внимания: непроизвольное, произвольное, послепроизвольное. Интерес как фактор пробуждения и поддержания внимания. Объем внимания. Свойства внимания (избирательность, сосредоточение, распределение, переключение внимания). Факторы привлечения внимания в процессе массовой коммуникации.

Восприятие. Перцепция и апперцепция. Факторы, влияющие на восприятие. Гештальттеория о закономерностях образования образа восприятия. Свойства восприятия: предметность, целостность, структурность, константность, осмысленность, целенаправленность.

Понимание. Значение структуры личности для понимания сообщений. Факторы, влияющие на понимание в процессе массовой коммуникации. Шумы и барьеры. Понимание как процесс. Мышление как важный фактор понимания. Стереотипы, "штампы" как база понимания в процессе массовой коммуникации. Субъективные и объективные факторы понимания. Роль стереотипа и установки при понимании сообщений массовой коммуникации. Эффекты понимания и восприятия сообщений массовой коммуникации: "Нигилизм". Блокирование понимания. Эффект "бумеранга". Организация понимания сообщений в средствах массовой коммуникации.
Память. Виды памяти. Процессы памяти (запоминание, забывание, воспроизведение и сохранение в условиях массовой коммуникации). Факторы, влияющие на запоминание и воспроизведение информации. "Предел насыщения". "Сторожевой эффект". "Дремлющий эффект". Объем памяти. Значение стереотипов для запоминания и удержания сообщения в памяти.

Тема 7. Мотивы и потребности в ходе массовой коммуникации (4 часа)

Мотивационно-потребностная сфера психики. Потребности. Потребностные состояния. Опредмечивание потребности. Мотив. Характеристики мотивационных образований (осознанность-неосознанность; врожденность-приобретенность; качественная характеристика; временная характеристика; иерархичность; направленность; сила). Явление полимотивации. Мотивационная динамика, актуализация и формирование мотивов (сдвиг мотива на цель, мотивационное опосредование, мотивационная фиксация, замещение и генерализация потребностей, смещение потребности на процесс удовлетворения потребности). Зависимость эффективности деятельности от степени активации. Закон Йоркса-Додсона. Принципы стимулирования мотивации. Мотивационный анализ в рекламе (Э. Дихтер, В.Паккард, Д. Смит, Л. Ческин).

Мотивы обращения аудитории к различным СМК. Потребности, мотивы и ожидания аудитории СМК.

Методы изучения мотивационно-потребностной сферы личности.

Тема 8. Роль установки и стереотипа в процессе массовой коммуникации (4 часа)

Психологическая структура установок.Когнитивный, эмоциональный и конативный компоненты установок. Функции установок. Физиологическая основа установки. Установка в структуре личности. Иерархия установок. Фиксированная установка. Уровни установок в регуляции деятельности (смысловые, целевые и операционные установки). Социальная установка (аттитюд). Реализация установок в поведении. Несогласованность установок и поведения. Условия изменения установок (по В.Шрамму). Установка и проблема опережения в средствах массовой коммуникации.

Понятие стереотипа.Роль стереотипа в процессе массовой коммуникации. Компоненты стереотипов. Условия формирования стереотипов. Функции стереотипов. Виды стереотипов (положительные и отрицательные; национальные; полоролевые; половые, возрастные, статусные, потребительские). Приемы усиления и ослабления стереотипов. Методы изучения стереотипов.

Наши рекомендации