Я – концепция в различных психологических теориях: разработка Я – концепции В.Джемсом.

Наиболее известным психологом, занимавшимся в XIX в. проблемой Я, был Уильям Джемс, к-ый основывал свои утверждения на повседневных, проницательных, неконтролируемых наблюдениях за собственными сознательными переживаниями, используя для этого свою модификацию метода интроспекции.

Самосознание личности, используя механизм самооценки, чутко регистрирует соотношение собственных притязаний и реальных достижений. Еще в начале XX в. американский психолог У.Джеймс высказал важную мысль о том, что определяющий компонент образа «Я» личности - самоуважение –хар-ся отношением действительных ее достижений к тому, на что ч-к претендует, рассчитывает. Им была предложена формула, где числитель выражал реальные достижения индивида, а знаменатель - его притязания:

Самоуважение = успех/ притязания.

При увеличении числителя и уменьшении знаменателя дробь, как известно, возрастает. Поэтому ч-ку для сохранения самоуважения в одном случае необходимо приложить максимально усилия и добиться успеха, что яв-ся трудной задачей; другой путь - снижение уровня притязаний, при котором самоуважение, даже при весьма скромных успехах, не будет потеряно. Разумеется, правильно поставленный процесс воспитания призван ориентировать личность на первый способ сохранения самоуважения. Ч-к в своей д-ти (учебной, трудовой и др.) должен не пасовать перед трудностями, а преодолевать их, обнаруживая свои волевые качества и сильный х-р и тем самым сохраняя оптимальное соотношение успеха и разумных притязаний. Но приходится считаться с тем обстоятельством, что иные люди избирают второй путь сохранения самоуважения, снижая уровень притязаний, т.е. прибегают к пассивной психологической защите своего «Я-образа».

Я – концепция в различных психологических теориях: символический интеракционизмЧ.Кули и Дж.Мида.

Чарльз Хортон Кули и Джордж Герберт Мид, указывали на важную роль соц. взаимодействий в форм-ииЯ-концепций, к-ые, в свою очередь, рассматривались в качестве осн. детерминант соц. поведения людей; однако все эти дискуссии основывались на личных наблюдениях, а не на научных исследованиях.

Зеркальная Я-концепци. Это понятие принято связывать с именем Ч. Кули, к-ый, в развитие дискуссии У.Джемса о социальном Я, высказал предположение, что отраженное Я возникает тогда, когда ч-к строит свою самооценку на основе того как, по его мнению, он выглядят в глазах др. людей. Метафора зеркала несет двойной смысл в формулировках Кули. В повседневной жизни люди могут видеть свои лица, фигуры и одежду в зеркале. Во взаимодействиях с др. необходимо представлять себе то, как мы выглядим в их глазах. Последние становятся своеобразным зеркалом и то, как они интерпретируют нас, отражается в их жестах, выражении лица и высказываниях. Это представление о своем Я, к-ое включает самооценку, согласно Кули имеет 3осн. компонента - представление ч-ка о том, как он выглядит в глазах другого; представление о суждениях этого другого по поводу его внешнего вида, и определенного рода самоощущение. Самоощущения появляются и изменяются в ходе этих приписываемых и воображаемых реакций каждого из взаимодействующих субъектов на реальные и воображаемые суждения другого об их социальных Я. Каждое взаимодействие заполняется многими Я, и в любой ситуации всегда присутствует больше лиц, чем реально существующих физ. тел. Сила формулировки Кули заключается в ее акценте на множественности определений, чувств и смыслов, возникающих в любой ситуации, где два человека вступают во взаимодействие. Понятие З. Я-к. яв-ся основным для теории взаимодействия в рамках символического интеракционизма и остается центральным в совр. социально-психологических теорет. представлениях о социальном Я и эмоциях. Идея центральности Я и Я-процессов в изучении переживания и выражения эмоций играет важную роль в совр. нейропсихологических концепциях эмоций.

Фундаментальное положение Дж. Мида: взаимодействия ч-ка и окр. мира (внешней среды) символически опосредовано. Ч-к, используя имеющиеся в его распоряжении символические средства, прежде всего речь, язык, истолковывает, объясняет для себя внешние воздействия, непосредственные стимулы и затем взаимодействует с ситуацией в ее символически истолкованном качестве.

Наши рекомендации