Понятие личности в философии, социологии и психологии.
Понятие личности в философии, социологии и психологии.
Личность в философии выступает как сов-ть всех общественных отношений. Проблема личности в философии – это проблема места, занимаемого личностью в обществе.
Личность в социологии – это устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида, это продукт общественного развития и включения индивида в систему социальных отношений посредством д-ти и общения. Очевидно, что понятие личности совпадает с понятием индивида и ч-ка.
В психологии личность изучается разными отраслями психологической науки. Обусловлено это многоплановостью проявлений личности, противоречивостью, а порой и загадочностью человеческого поведения. Многоплановость поведения требует в свою очередь разноуровневого психологического анализа.
Разработка проблемы личности в общей психологии необходима для интеграции данных о сенсорно-перцептивных, мнемических, мыслительных, эмоционально-волевых процессах. Интеграция этих данных необходима для уточнения представлений о сенсорной организации ч-ка, его интеллекте, эмоциональной сфере его личности. Т.О, личность в общей психологии – это некоторое ядро, интегрирующее начало, связывающее воедино различные психические процессы индивида и придающее его поведению необходимую последовательность и устойчивость.
Задача социальной психологии состоит в том, чтобы «понять и объяснить как актуальное, воображаемое или предполагаемое присутствие др.людей влияет на мысли, чувства и поведение индивида». При этом соц. психология изучает статус и соц.роли личности в различных общностях, ее самовосприятие в контексте этих ролей, установки, межличностные отношения и восприятие, связи личностей в совместной д-ти.
Существенный и ценный вклад в общую теорию личности вносят педагогическая, возрастная, этническая психология, психология труда, психология развития и ряд других.
Как отмечал Э.Штерн психология личности как наука возникла в ответ на кризис традиционной вундтовской психологии, ставший результатом исчерпавшего себя атомистического (элементного) подхода к объяснению личности ч-ка. «Психология элементов оказалась беспомощной при рассмотрении человеческой личности» – писал Э.Штерн.
Различные подходы к пониманию личности.
Психология личности изучает личность, в первую очередь, как соц. сущность ч-ка. Однако существуют разные подходы к её пониманию, поскольку проблема личности имеет междисциплинарный статус.
Современные концепции темперамента.
Регулятивная теория темперамента Яна Стреляу.
Современный польский исследователь Ян Стреляу предложил рассматривать темперамент с точки зрения его роли в приспособлении ч-ка к условиям жизни и д-ти. Стреляу разработал регулятивную теорию темперамента. Фундаментальными характеристиками темперамента Я.Стреляу считает следующие:
- реактивность - сила ответных реакций человеческого организма на воздействия (чувствительность и выносливость) или способность к работе;
- активность - интенсивность и длительность поведенческих актов, охват и объем предпринимаемых действий.
Основные положения теории Я.Стреляу: существуют относительно стабильные индивид.различия по отношению к формальным характеристикам поведения - интенсивности (энергетический аспект) и времени (темпоральный аспект). Темперамент характеризует по качествам интенсивности и времени не только людей, но и в целом млекопитающих. Темпераментальные характеристики есть рез-т биологической эволюции и потому должны иметь генетическую основу, к-ая и определяет их индивид.проявления. Однако по мере взросления индивида и под действием особых средовых условий темперамент, считает Я.Стреляу, в определенных границах все же может изменяться.
Способы личностного поведения, индивидуальные личностные стратегии.
Я – концепция (понятие, структура, функции).
«Я-концепция» — это динамическая система представлений ч-ка о самом себе, в к-ую входит осознание ч-ком своих качеств (физических, эмоциональных и интеллектуальных), самооценка, а также субъективное восприятие влияющих на данную личность внешних факторов.
Структура «Я-концепции»
``Я-концепция'' включает в себя т3 компонента:
1) когнитивный компонент - образ своих качеств, способностей, внешности, социальной значимости, своего х-ра и т. д.;
2) эмоционально-оценочный компонент - переживание ч=ком своих представлений о себе, самооценка, самоуважение или самоуничтожение, себялюбие или любовь к другим и т.д.
3) поведенческий компонент - действия, к-ые предпринимает ч-к, исходя из системы представлений о себе, социальные установки в отношении себя и окружающих.
Возможность развивать систему представлений о себе (``Я-концепцию'') у ч-ка возникает на основе способности к рефлексии, то есть благодаря самонаблюдению, самоанализу.
Функции Я-концепции.
Функция интеграции знаний о самом себе, средство обеспечения их внутренней согласованности. Согласовывает имеющуюся Я-концепцию с новыми знаниями о себе. Забота о том, чтобы всякое новое представление не противоречило уже имеющимся (инстинкт самосохранения Я-концепции от разрушения.Близка к теории когнитивного диссонанса; использует защитные механизмы)
Функция интерпретации опыта. Участие Я-концепции в образовании личностных смыслов – средство индивид.субъективного пристрастного осмысления событий и ситуаций в целом (мужчина уступает место - женщина может оценить как знак вежливости, как оскорбление, как знак симпатии и желание познакомиться).
Функция предвосхищения. Представления о себе и своих возможностей могут предвосхищать наступление тех или иных событий.
Понятие личности в философии, социологии и психологии.
Личность в философии выступает как сов-ть всех общественных отношений. Проблема личности в философии – это проблема места, занимаемого личностью в обществе.
Личность в социологии – это устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида, это продукт общественного развития и включения индивида в систему социальных отношений посредством д-ти и общения. Очевидно, что понятие личности совпадает с понятием индивида и ч-ка.
В психологии личность изучается разными отраслями психологической науки. Обусловлено это многоплановостью проявлений личности, противоречивостью, а порой и загадочностью человеческого поведения. Многоплановость поведения требует в свою очередь разноуровневого психологического анализа.
Разработка проблемы личности в общей психологии необходима для интеграции данных о сенсорно-перцептивных, мнемических, мыслительных, эмоционально-волевых процессах. Интеграция этих данных необходима для уточнения представлений о сенсорной организации ч-ка, его интеллекте, эмоциональной сфере его личности. Т.О, личность в общей психологии – это некоторое ядро, интегрирующее начало, связывающее воедино различные психические процессы индивида и придающее его поведению необходимую последовательность и устойчивость.
Задача социальной психологии состоит в том, чтобы «понять и объяснить как актуальное, воображаемое или предполагаемое присутствие др.людей влияет на мысли, чувства и поведение индивида». При этом соц. психология изучает статус и соц.роли личности в различных общностях, ее самовосприятие в контексте этих ролей, установки, межличностные отношения и восприятие, связи личностей в совместной д-ти.
Существенный и ценный вклад в общую теорию личности вносят педагогическая, возрастная, этническая психология, психология труда, психология развития и ряд других.
Как отмечал Э.Штерн психология личности как наука возникла в ответ на кризис традиционной вундтовской психологии, ставший результатом исчерпавшего себя атомистического (элементного) подхода к объяснению личности ч-ка. «Психология элементов оказалась беспомощной при рассмотрении человеческой личности» – писал Э.Штерн.