Исследование личности в социологии и общей психологии

В настоящее время сложился целый ряд под­ходов к проблеме личности: биологический (развитие личности — это развертывание гене­тической программы); социологический (лич­ность — это продукт культурно-историчес-кого развития; недостаток — личность лишается активности, субъектности); индивидуально-психологический (развитие личности опре­деляется врожденными особенностями: кон­ституцией, типом нервной системы и т. д.); социально-психологический и др.

Специфика социально-психологическо­го подхода к пониманию личности: объясняет механизмы социализации личности; раскрывает ее социально-психологическую структуру; позво­ляет диагностировать данную структуру характе­ристик личности и влиять на нее.

Существуют различные социально-психо­логические теории личности: американские, восточные, отечественные. Среди них выделяют­ся психодинамические, бихевиористские, когнитивные, гуманистические, ролевые теории личности, теория А. Маслоу о са­моактуализации «я», теория зеркального «я» («Я — концепция»), экзистенциальные.

Среди отечественных социально-психо­логических теорий можно выделить: теорию отношений В.Н. Мяснщева, теорию установки Д. Ч.Узнадзе, диспозиционную теорию личности, структуру личности К. К. Платонва, тео­рию интегральной индивидуальности. Эти тео­рии позволяют говорить о личности не только как об индивидуальном, но и как о типичном социально-психологическом явлении.

Исследование личности (качеств, свойств) имеет давнюю традицию как в общей, так и в со­циальной психологии, однако до сих пор не раз­работаны принципы построения системы ка­честв личности, хотя и намечены подходы к решению этой проблемы.

Г. М. Андреева полагает, что наиболее про­дуктивным является подход, согласно которому непосредственная среда деятельности личности — группа — наделяет личность определенными свойствами. В пользу тако­го подхода приводятся два довода.
1. Результат активности каждой личности, продукт ее деятельности выступают как некото­рая реальность — группа, поэтому личность неизбежно оценивается другими членами группы.

Выделяются четыре процесса меж­личностного оценивания:

-1) интериоризация (усвоение личностью оценок со стороны дру­гих членов группы);

2) социальное сравнение (сравнение с другими членами группы);

3) само­атрибуция (приписывание себе качеств, вы­полняемое на основе двух предшествующих процессов);

4) смысловая интерпретация жиз­ненного переживания.
2. Совместная деятельность в группе предполагает набор обязательных ситуаций взаимодействия, входе которых усилия каждой личности сопрягаются с усилиями других чле­нов группы.

СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ

Существуют различные подходы к вопросу о структуре личности, что позволяет выделить общие методологические проблемы.

1. Различие трактовок понятия «личность» в общей психологии. Если понятия «личность» и «человек» - синонимы, то структура личности включает все характеристики человека, если личность - это социальное качество человека, должны описываться лишь социальные свой­ства.

2. Неоднозначность употребления понятий «социальные свойства личности» и «социально-психологические свойства личности».

Принципы построения структуры личности различны: это могут быть качества, изучаемые при помощи личностных тестов (Г. Айзенк, Р. Кеттел и др.), индивидуально-психологиче­ские особенности человека или полный набор самых разнообразных свойств человека. Однако в некоторых исследованиях выделяются имен­но социально-психологические качества, которые рассматриваются как «вторичные» по отношению к «базовым». Эти качества сведены в четыре группы:
1) обеспечивающие развитие и использование социальных способностей (социальной пер­цепции, воображения, интеллекта, характе­ристик межличностного оценивания);
2) формирующиеся во взаимодействии членов группы и в результате ее социального влияния;
3) более общие, связанные с социальным по­ведением и позицией личности (активность, ответственность, склонность к помощи, сотрудничеству);
4) связанные с общепсихологическими и социально-психологическими свойствами (склонность к авторитарному или демокра­тическому способу действия и мышления, к догматическому или открытому отношению к проблемам и т. д.)

А. Н. Сухов, А, А. Бодалев, В. Н. Казанцев и другие включают в социально-психологи­ческую структуру личности следующие качества:

- ментальность;

- ценностно-смысловую сферу;

- мотивационную сферу (направленность, жизненные цели, планы),;

- когнитивные характе­ристики (картины мира);

- «Я — характеристики» («Я — концепцию», «Я — образ», самоотношение, самооценку);

- локус контроля;

- социально-психологическую компетентность личности;

- статусно-ролевые характеристики личности;

- эмоционально-психические состояния, со­циальные чувства личности.

Еще более неразработанным является поня­тие социально-психологические способности личности. Эти способности связаны с проявлением личности в общении и часто определяются через такие широкие понятия, как :

- «социально-психологическая компетентность»;

- «межличностная компетентность»;

- «социально-перцептивный стиль» и др.

Социально психологические качества — это качества, формирующиеся в реальных социальных группах, в условиях совместной деятельности и общения.

Наши рекомендации