Лекционный комплекс (тезисы лекций)

Тема лекции 1: Понятие конфликта

Тезисы лекции

1. Понятие конфликта принадлежит науке и обыденному сознанию.

2. Анализ содержания понятия конфликта обнаруживает, что и в обыденной речи, и в науке оно применяется для обозначения широкого круга явлений от внутриличностного до социального уровня, используется в разнообразных контекстах, а также в метафорическом значении.

3. Понятием конфликта пользуются разнообразные научные дисциплины, отождествляя его с разными явлениями.

4. Классификации конфликтов обычно подчеркивают их разноуровневый ха­рактер. При этом широта предметного поля затрудняет корректное определе­ние конфликта, релевантное всем его видам.

5. Анализ и сравнение разных определений конфликта позволяет выделить в качестве инвариантных такие его характеристики, как биполярность, актив­ность, направленная на преодоление противоречий, субъектность (наличие субъекта или субъектов как носителей конфликта).

6. Выделение инвариантных характеристик конфликта позволяет наложить ограничение на рамки его предметного поля. Конфликт — это биполярное явление (противостояние двух начал), проявляющее себя в активности сто­рон, направленной на преодоление противоречий, причем стороны представ­лены активным субъектом(субъектами).

7. Конфликт содержит в себе потенциальные позитивные возможности. Общая идея положительного эффекта конфликтов сводится к следующему: “Про­дуктивность конфронтации проистекает из того факта, что конфликт ведет к изменению, изменение ведет к адаптации, адаптация ведет к выживанию” (Goddard, 1986).

Конфликт — изменение — адаптация —выживание.Если мы перестанем воспринимать конфликт как угрозу и начнем относиться к нему как к сигналу, говорящему о том, что надо что-то изменить, мы займем более конструктивную позицию. Ценность конфликтов в том, что они пре­дотвращают окостенение системы, открывают дорогу инновациям. Конф­ликт — это стимул к изменениям, это вызов, требующий творческой реак­ции.

Это означает, что конфликт — это то, с чем можно работать. И в наше вре­мя работа с конфликтом осознается как общий социальный и личный интерес.

Рекомендованная литература: 1,4,11,13

Тема лекции 2. История изучения конфликта

Тезисы лекции

Первоначальное описание конфликтной проблематики в философско-социо-логической традиции было связано с рассмотрением процессов борьбы в че­ловеческом обществе, нашедших наиболее полное выражение в школе социал-дарвинизма. Конфликт отождествляется с борьбой, которая рассматривает­ся как форма (часто основная)социального взаимодействия.

Зиммель сформулировал представление о позитивных функциях конфликта, заложив основы конфликтного функционализма. Продолжением исследований Маркса и Зиммеля и концептуальной основой современной парадигмы конфликта стали работы Дарендорфа и Козера.

В их трактовке конфликт приобретает более определенное описание, конкретную феноменологию; его существование в социальном пространстве встраивает­ся в более строгие рамки.

В 50-60-е годы начинается оформление конфликтологии как особой междисциплинарной области, объединяющей теоретические, методологические и методические подходы к описанию, изучению и развитию практики работы с конфликтны­ми явлениями разного рода, возникающими в различных областях человечес­кого взаимодействия.

Современная конфликтология исходит из принципов признания конфликта в качестве закономерной и естественной характеристики социальных отно­шений, возможности протекания конфликтов в разнообразных, в том числе и конструктивных формах, утверждения принципиальной возможности управ­ления конфликтами.

Развитие теоретической мысли в отечественной науке было заторможено те­зисами советского обществоведения о бесконфликтном развитии общества. Ис­следования конфликтов ограничивались отдельными работами по решению практических задач, в основном, в области педагогики и оптимизации дея­тельности трудовых коллективов.

Основное проблемное поле теоретических исследований и практического внимания отечественных конфликтологов определяется преимущественным изучением вооруженных, этнических, экономических и политических конф­ликтов.

В свою очередь, и развитие социологических взглядов на природу конфликт­ных явлений, их место и роль в жизни общества оказало несомненное и зна­чительное влияние на теорию и практику работы с конфликтами в различных областях, в том числе и в психологии.

Рекомендованная литература: 1,4,11,13

Тема лекции 3.

Наши рекомендации