Психологический анализ межличностного конфликта
Межличностный конфликт можно охарактеризовать как «частный, хотя и занимающий особое место, случай взаимодействия между людьми в процессе их общения и совместной деятельности» (Конфликтология, 2001, с. 125). Количество участников межличностного конфликта представляет собой диаду, а в ней, как свидетельствует опыт экспериментального исследования малых групп, возможно лишь эмоциональное общение. «…В диаде в принципе неразрешим конфликт, возникший по поводу деятельности, так как он неизбежно приобретает характер чисто межличностного конфликта» (Г.М.Андреева, 2004, с. 189). Таким образом, несмотря на то, что общение между людьми в принципе имеет деятельностную природу, в межличностном конфликте противоречия, разногласия, столкновения между людьми в значительной степени опосредованы эмоционально. Кроме того, далеко не всякое наблюдаемое противостояние двух людей может быть отнесено именно к межличностному конфликту. Часто это может быть проявлением межгруппового или какого-либо иного конфликта.
Обращает на себя внимание тот факт, что когда участникам диалога даже в напряженной ситуации удается удержаться в позициях социальных, а не межличностных ролей, конфликт, как правило, не наступает. Например, продавец, ощущающий себя в момент общения с покупателем только продавцом, а не уязвимой персоной, не относит его обидные высказывания на свой счет, не переживает это как личную неприятность. Социальная роль безлика и безэмоциональна. Роль нельзя обидеть, оскорбить. Находясь на работе людям свойственно в большой степени проявлять себя как исполнителей служебных обязанностей, при этом личностные особенности могут оставаться скрытыми от стороннего наблюдателя. Идентифицируясь с социальной ролью, можно уходить от межличностных конфликтов.
В качестве источников межличностных конфликтов выступают несовпадения ценностей, интересов, мотивов, представлений о различных явлениях, имеющих отношение к взаимодействию людей. Несовпадающие взгляды руководителя и подчиненного на стиль управленческого общения, по-разному понимаемые особенности воспитания детей, представления супругов о приемлемом поведении друг друга — эти и другие разногласия могут становиться причинами разнообразных межличностных конфликтов.
Ввиду большого разнообразия и распространенности межличностных конфликтов, их изучение проводится, как правило, в отдельных отраслях психологии. Так, например, детско-родительские и гендерные аспекты межличностных конфликтов изучаются в рамках психологии семейных отношений; конфликты в производственных условиях рассматривают организационная психология и психология управления. Рамки нашего учебного пособия не позволяют рассмотреть специфику управления конфликтами в различных областях человеческого взаимодействия. Поэтому сосредоточимся на основных принципах и приемах анализа и преодоления межличностных конфликтов.
Как и в случае внутриличностных психологических проблем, управление межличностным конфликтом строится на основе изучения конкретных причин его возникновения. Одним из средств работы с межличностным конфликтом является трансактный анализ (Э.Берн, 1992), с помощью которых анализируются ситуация и позиции противоборствующих сторон. Все большую популярность приобретает управление межличностным конфликтом с участием третьей стороны — медиатора (посредника), в роли которого могут выступать, в зависимости от конкретной ситуации, разные лица — профессиональный психолог-конфликтолог, руководитель, авторитетный сотрудник, друг, родственник и т.д. Схема процедуры медиации с помощью профессионального конфликтолога описана во многих работах (Н.В.Гришина, 2007; Конфликтология, 2001 и др.). Конструктивное разрешение конфликта зависит от адекватности его восприятия сторонами, открытости и эффективности общения, готовности сторон обсуждать проблему корректно и открыто. Для этого должна быть создана атмосфера доверия и сотрудничества.
Одним из эффективных инструментов работы психолога с межличностным конфликтом является техника «Я-высказывания». Овладев навыками успешного применения этой техники, психолог может сам использовать их в процессе медиации (посредничества), а также научить участников конфликта эффективно преодолевать разногласия.