Психологическая структура конфликта

В дополнение к представленной выше структуре, охватывающей статические и динамические элементы конфликта, необходимо, на наш взгляд, описать также некоторые его содержательные, философско-психологические характеристики, учет которых позволяет разрабатывать эффективные технологии управления конфликтом. Дело в том, что проблемные ситуации различаются не только характером своих статических и динамических структурных элементов, но и более глубинными, психологическими основаниями. Всем известны, например, такие общепринятые понятия как противоречие, спор, дискуссия, конфликт. Характер и степень напряженности взаимоотношений, взаимодействия партнеров по общению в них различны. В конфликтологическом подходе часто рассматривается трехзвенная схема конфликта (А.Я.Анцупов). Согласно ей, структура любого конфликта (внутриличностного, межличностного, межгруппового и т.д.) состоит из противоречия, противоборства и негативного эмоционального состояния. Развивая этот подход, мы предлагаем свою модель понимания динамики и структуры конфликта, позволяющую с психологической точки зрения анализировать проблемные ситуации и управлять ими (Рис. 2).

 
 
Противоречие «А»

Психологическая структура конфликта - student2.ru

Проведем психологический анализ этих трех компонентов. Начнем с противоречия.

В основе любого конфликта лежит противоречие. В диалектической философии противоречие рассматривается в природе, в обществе, на уровне сознания как движущая сила любого развития. Что же такое конфликтное противоречие с точки зрения психологического подхода? Каждый объект или явление имеет набор качеств, характеристик, признаков. Например, представим себе два блюда, на одном из которых лежат кусочки льда, а на другом — раскаленные угли. Существенными признаками для нашего рассмотрения являются низкая (минусовая) температура и физические особенности льда — возможности превращения в воду и пар. Другому объекту в нашем примере — раскаленным углям — присущи свои физические свойства и высокая температура. Когда эти объекты не соприкасаются друг с другом, никакого конфликта (борьбы) между ними нет. Но в случае их совмещения произойдет бурная реакция, в результате которой угли растопят лед и превратят его в воду и пар, а сами потеряют свою высокую температуру: произойдет потеря объектами своих изначальных характеристик. Таким образом, сами по себе объекты не являются конфликтными, а становятся таковыми только в ситуации взаимодействия их характеристик, свойств, в процессе столкновения, борьбы (Рис. 2. «А»→ «В»). По аналогии с приведенным примером противоборство в человеческом взаимодействии связано с попытками сторон сохранить свои качества, характеристики или изменить характеристики другой стороны.

Однако противоборство может иметь не только конфликтный, но и неконфликтный характер — в тех случаях, когда борьба идет по общепринятым или договоренным правилам, например, в спорте, в бизнесе. В такого рода противоборстве определяется, кто умнее, сильнее, быстрее, профессиональнее и т.д. Если же правила нарушаются, возникают сильные негативные эмоции, что и характеризует противоборство как конфликтное.

Еще одним неконфликтным типом противоборства может быть соревнование между близкими людьми — например, дружеское или братское противоборство. Один опережает другого в какой-либо деятельности, например, в спорте. Но победитель говорит ему: «Начни тренироваться со мной, и сможешь опередить меня». Так противоборство становится конструктивным, ведущим к сотрудничеству. Неконфликтные варианты противоборства часто встречаются в гармоничных производственных, дружеских или родственных отношениях. Обычно они имеют форму конструктивного обмена мнениями, дискуссии и т.д.

Неконструктивное противоборство, как правило, сопровождается негативными эмоциями (Рис. 2, «В»→ «С»). Эмоциональные состояния, как известно, полифункциональны. В рассматриваемом контексте они интегрально отражают отношение субъекта к определенным «болезненным» процессам внутри или вне себя. Негативные эмоции могут присутствовать как в спортивном, так и в братском противоборстве, но там это не приводит к конфликтам. Только в тех случаях, когда потенциал негативных эмоций преодолевает некий критический уровень, можно говорить о переходе противоборства в собственно конфликт. Мы полагаем, что критерием перехода негативных эмоций во взаимоотношениях за критический уровень (этот критерий позволяет отделить конфликтное противоборство от неконфликтного) является хотя бы частичная потеря контроля субъекта над своим поведением. Это тот уровень, при котором человек переходит от рационального к иррациональному управлению своим поведением. Затем могут следовать агрессивные проявления, а также неадекватные непродуманные действия, в которых человек позже может раскаиваться.

Необходимо отметить, что в конфликтологии под конфликтом понимаются разные типы противодействия — конкуренция, столкновение интересов, различие взглядов и т.д. Предложенная нами трехвекторная модель показывает, что, с психологической точки зрения, собственно конфликтом можно считать только ситуации, когда участники сталкиваются в противоборстве, в котором нарушаются правила, что вызывает острую негативную эмоциональную реакцию. Основными критериями перехода ситуации в конфликт являются: нарушение нравственных или договоренных правил взаимодействия, возникновение сильных негативных эмоций, а также потеря контроля поведения. В процессе длительной эскалации конфликта достигается высокая степень неприязни между сторонами, а острые эмоциональные отношения между людьми становятся новым уровнем противоречий (Рис. 2, «С»→ «А»). Последние в дальнейшем формируют более высокие уровни противоборства, негативных эмоциональных отношений и т.д. Ярким примером такого восхождения конфликта по спирали является так называемая кровная месть: вражда и мщение многократно, из поколения в поколение порождают друг друга. Первоначальный предмет конфликта в этом случае может быть даже забыт.

Наши рекомендации