Стратегия эксперимента в исследовании психического развития. Формирующая стратегия исследования как альтернатива методу срезов. -8

ВозрастнАЯ психологиЯ

1. 1.Предмет, задачи, основные понятия и методы возрастной психологии. Ее теоретическое и практическое значение - 3

2. 2.Стратегия наблюдения в исследовании психического развития.Работа А.Н. Леонтьева "К теории развития психики ребенка". -7

Стратегия эксперимента в исследовании психического развития. Формирующая стратегия исследования как альтернатива методу срезов. -8

Проблема движущих сил, условий и источников психического развития в отечественной психологии. -13

Проблема движущих сил, условий и источников психического развития в зарубежной психологии. -13

Биогенетическое направление в исследовании психического развития. -13

7. 7.Проблема возрастной периодизации в зарубежной психологии. - 25

8. 8.Проблема движущих сил психического развития в концепции научения. Теория социального научения. - 26

9. 10.Проблема психического развития в психоанализе. Развитие школы психоанализа.-27

10. 11.Проблема интеллектуального развития в концепции Ж. Пиаже. Характеристика клинического метода. Факты Пиаже и их объяснение. - 33

Эпигенетическая концепция Э. Эриксона. Значение кризисов в психосоциальном развитии личности. - 42

12. 16.Кризисы психического развития. Их роль и значение.- 48

13. 13.Теория культурно-исторического развития психики Л.С. Выготского. Законы формирования высших психических функций. Проблема возраста как единицы анализа психики.Работа Л.С.Выготского "Проблема возраста". - 51

Проблема соотношение обучения и развития в отечественной и зарубежной психологии. - 60

15. 15.Проблема периодизации психического развития в работах Д.Б. Эльконина. Структура и динамика возраста. Работа Д.Б.Эльконина "К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте". - 66

16. 17.Деятельностный подход к анализу психического развития. Теория планомерного поэтапного формирования деятельности П.Я. Гальперина.Работа П.Я.Гальперина "Метод "срезов" и метод поэтапного формирования в исследовании детского мышления". - 71

Роль общения в психическом развитии ребенка. - 72

Психическое развитие в период новорожденности. Комплекс оживления. -75

19. 18.Основные закономерности психического развития ребенка в младенческом возрасте. Влияние дефицита общения на психическое развитие ребенка.Показатели психического развития ребенка в младенческом возрасте. - 76

20. 19.Психическое развитие ребенка раннего возраста. Качественное отличие орудийной деятельности человека от использования вспомогательных средств животными. Кризис трех лет..Ранний возраст и его психологические особенности. - 79

Психологические особенности дошкольного возраста. Основные закономерности развития игровой деятельности. Кризис семи лет. - 81

22. 25.Психологическая готовность к обучению и подходы к ее диагностике. Работа Л.С.Выготского "Проблема обучения и умственного развития в школьном возрасте". - 89

23. 21.Основные закономерности психического развития в младшем школьном возрасте. Проблема формирования научного мышления в младшем школьном возрасте. Роль учебной деятельности в психическом развитии младшего школьника. Работа Д.Б.Эльконина "Психология обучения младшего школьника" - 90

24. 22.Основные закономерности психического развития в подростковом возрасте. Развитие самосознания в подростковом возрасте. Проблема кризиса подросткового возраста в отечественной и зарубежной психологии. Психологические особенности подростка. Виды взрослости - 93

25. 24.Психологические особенности юношеского возраста. Проблема личностного и профессионального самоопределения. - 95

ВозрастнАЯ психологиЯ

1. 1.Предмет, задачи, основные понятия и методы возрастной психологии. Ее теоретическое и практическое значение

Возрастная психология изучает процесс развития психических функций и личности на протяжении всей жизни человека. Особенно интенсивно человек развивается в начале жизненного пути – с рождения до 17 лет, пока стремительно взрослеющий ребенок не окончит школу и не вступит во взрослую жизнь.

Возрастная психологиявключаетдетскую психологию, психологию отрочества, акмеологию (психологию развития зрелой личности (Акме (греч.) — вершина; в психологии под акме понимается вершина жизни, период расцвета личности)) и геронтопсихологию(психологию пожилых людей).

Life-span – полный жизненный путь человека. (Эриксон, Балтес).

Folk Psych – народная (фольклор) психология – взгляды, верования, традиции и представления родителей о воспитании ребенка.

Главное, что отличает возрастную психологию от других областей психологии, — акцент на динамике развития. Тем не менее возрастная психология тесно связана с другими областями психологии: общей психологией, психологией личности, социальной, педагогической и дифференциальной психологией.

Как известно, в общей психологии изучаются функции психики в деятельности человека, в первую очередь ее регулирующая функция; исследуются отдельные психические функции — восприятие, мышление, речь, память, вни­мание, воображение. В возрастной психологии прослежива­ется процесс развития каждой психической функции и из­менение межфункциональных связей на разных возрастных этапах.

В психологии личности рассматриваются такие лич­ностные образования, как мотивация, самооценка и уро­вень притязаний, ценностные ориентации, мировоззрение и т.д., а возрастная психология отвечает на вопросы, когда эти образования появляются, каковы их особенности в оп­ределенном возрасте.

Связь возрастной психологии с соци­альной дает возможность проследить зависимость развития и поведения ребенка и затем взрослого человека от специ­фики тех групп, в которые он входит: от семьи, группы детского сада, школьного класса, подростковых компаний и т.д. Каждый возраст — это свое, особое влияние окружаю­щих ребенка людей, взрослых и сверстников.

Целенаправ­ленное воздействие взрослых, воспитывающих и обучаю­щих ребенка, изучается в рамках педагогической психоло­гии. Возрастная и педагогическая психология как бы смот­рят на процесс взаимодействия ребенка и взрослого с раз­ных сторон; возрастная психология с точки зрения ребенка, педагогическая — с точки зрения воспитателя, учителя.

Помимо возрастных закономерностей развития существуют и индивидуальные различия, которыми занимается диф­ференциальная психология; дети одного возраста могут обладать разным уровнем интеллекта и разными личностными свойствами. Диф­ференциальную психологию интересует конкретный ребенок со всеми особенностями его развития (мальчик или девочка, в городе или деревне, в какой семье). В возрастной психологии изучаются возрастные закономерности, общие для всех. Но при этом рассмат­риваются и возможные отклонения в ту или иную сторону от магистральных линий развития, в том числе различные линии развития во взрослых возрастах.

Для возрастной психологии важен акцент на процессе развития.

Существуют две разные психологические науки, исследующие один и тот же объект: психическое развитие – генетическая и детская психологии. Они основываются на разных способах анализа явлений. Вильям Джеймс выделил два типа анализа:

1. разлагающий явления на элементы

2. выделяющий в объекте единицы.

Элементы теряют свойство целого (элементы Н и О – атомы горючих воществ, а их соединение – вода – гасит огонь). Единица – мельчайшее образование, сохраняющее в себе свойство целого (молекула воды имеет те же свойства, что и ведро воды).

Разбором процесса развития по элементам (по психическим процессам) занимается генетическая психология, а детская психология тем и отличается от всякой другой психологии, что она имеет дело с особыми единицами анализа – это возраст и период развития.

Генетическая психология (от греческого «генезис» - происхождение, становление, в широком смысле – момент зарождения и последующий процесс развития, приводящий к определенному состоянию, виду, предмету, явлению) – интересуется проблемами возникновения и развития психических процессов. Она отвечает на вопросы «как происходит то или другое психологическое движение, проявляющееся чувством, ощущением, представлением, невольным или произвольным движением, как происходят те процессы, результатом которых является мысль». Генетическая психология или что то же самое, психология развития, анализируя становление психических процессов, может опираться на результаты исследований, выполненных на детях, но сами дети не составляют предмет изучения генетической психологии. Генетические исследования могут быть произведены и на взрослых людях.

Наиболее яркие представители генетической психологии – Л.С. Выготский, Ж. Пиаже, П.Я. Гальперин.

Детская психология - это отрасль психологии, изучающая закономерности психического развития ребенка (или наука о психическом развитии ребенка), это учение о периодах детского развития, их смене и переходах от одного возраста к другому.

Детская психология является частью возрастной психологии.

Точкой отсчета для систематических исследований психологии ребенка служит книга немецкого ученого - дарвиниста Вильгельма Прейера «Душа ребенка». В ней Прейер описывает развитие собственного сына, обращая внимание на развитие органов чувств, моторики, воли, рассудка и языка. Ввел в детскую психологию метод объективного наблюдения, осуществил переход от интроспективного к объективному исследованию психики ребенка. Он считается основателем детской психологии.

Педология – наука о психическом развитии ребенка (в отличие от педагогики – науни об обучении). Лев Семенович Выготский (1896-1934) – русский педолог 30-х годов. 1936 год – постановлением наркомпроса педология запрещена. Главное – хорошо учить.

Детство – период усиленного развития, изменения и обучения, период парадоксов и противоречий. Обухова стр.7-24 (история детства и его изучение)

По физическому строению, организации нервной системы, по типам деятельности и способам регуляции человек – наиболее совершенное существо в природе. Однако по состоянию на момент рождения «падение совершенства» – у ребенка отсутствуют какие-либо готовые формы поведения. Как правило, чем выше стоит живое существо в ряду животных, тем дольше длится его детство, тем беспомощнее это существо при рождении.

Исторически понятие детствау людей связывалось не с биологическим состоянием незрелости, а с определенным социальным статусом, с кругом прав и обязанностей, присущих этому периоду жизни, с набором доступных для него видов и форм деятельности.

Объективные условия становления детской психологии, которые сложились к концу XIX века, связаны с интенсивным развитием промышленности, с новым уровнем общественной жизни, что создавало необходимость возникновения современной школы. Учителей интересовал вопрос: как учить и воспитывать детей? В то же время только через изучение психологии ребенка лежит путь к пониманию того, что представляет собой психология взрослого человека.

Предметом детской возрастной психологии является:

· раскрытие общих закономерностей психического развития в онтогенезе,

· установление возрастных периодов развития и причин перехода от одного периода к другому и внутреннего механизма этого процесса.

· изучение содержания развития в каждом психологическом возрасте

Детская психология отличается от других направлений тем, что она имеет дело с особыми единицами анализа - возрастом или периодом развития.

Возраст – не сводится к сумме отдельных психических процессов, это не календарная дата, а относительно замкнутый цикл развития, имеющий свою структуру и динамику.

Продолжительность возраста определяется его внутренним содержанием - периоды развития, или целые эпохи (1, 3, 5 лет - период детства, подростковый...).

Возрастной периодразвития – каждый период характеризуется своими особенностями развития психических функций и личности ребенка, его отношения с окружающими людьми.

Психологический возраст означает определенную качественную ступень онтогенетического развития организма.

Хронологический возраст (паспортный) – длительность существования индивида с момента его рождения. Лишь координата отсчета, та внешняя сетка, на фоне которой происходит процесс психического развития ребенка, становление его личности.

Хронологический и психологический возрасты могут не совпадать.

Структура психологического возраста:

1. Характеристика социальной ситуации развития (ССР) ребенка. Это не среда, не обстановка, а система отношений между ребенком и взрослым.

2. Характеристика ведущего типа деятельности (ВТД).

3. Психологические новообразования возраста (ПНВ).

Динамика возраста – противоречия, этапы перхода из одного возраста в другой. Новые возможности ребенка вступают в противоречия с отношениями, сложившимися в предыдущем возрасте. Перестройка идет в виде кризиса развития. После негативной разрушительной фазы наступает конструктивная фаза формирования следующего психологического возраста со своими ССР, ВТД и ПНВ.

Теоретическое значение - раскрытие общих закономерностей психического развития, установление возрастных периодов, их особенностей, причин перехода от одного к другому. Детская психология является фундаментом для многих других психологических наук, в том числе педагогики, дефектологии и т.д.

Практическоезначение – активизация процессов обучения и воспитания, контроль над процессами детского развития. Позволяет психологу-практику фиксировать психическое развитие ребенка своевременно выявлять отставание в развитии, и при необходимости его корректировать. Совершенствовать процесс обучения, учитывая проблему соотношения нормы и патологии (отклонения).

Изучать детское развитие исторически значит изучать переход ребенка от одной возрастной ступени к другой, изучать изменение его личности внутри каждого возрастного периода, происходящее в конкретных исторических условиях. На разных этапах развития человеческого общества период детства менялся по своей продолжительности и содержанию.

Начальные возрастные периоды образуют детство — целую эпоху, которая по сути своей является подготовкой к взрослой жизни, самостоятельному труду. Детство — явление историческое: и его содержание, и продолжительность изменялись на протяжении веков. Детство в первобытном обществебыло коротким, в средневековье длилось дольше; детство современного ребенка еще больше растянулось во времени и наполнилось сложными видами деятельнос­ти — дети копируют в своих играх отношения взрослых, семейные и профессиональные, осваивают основы наук. Специфика детства определяется уровнем социально-экономического и культурного развития общества, в котором живет, воспитывается и обучается ребенок. Когда кончается детство в наше время? Традиционно детская психология - как первая часть возрастной — охватывает процесс развития ребенка от рождения до 7 лет. Но современное детство продолжается и после поступления в школу, младший школьник остается ребенком. Более того, некоторые психологи рассматривают и подростковый возраст как «затявувшееся детство». Какой бы точки зрения мы ни придерживались, приходится констатировать: настоящая взрослость ждет ребенка только за школьным порогом, в 15 или 17 лет.

Единица анализа развития – психологический возраст.

Объект изучения в детской психологии – ребенок.

Предмет изучения в детской психологии – содержание развития в каждом психологическом возрасте и закономерности перехода из одного возраста в другой.

Кризисы и Стабильные возрасты Хронологический возраст   Основная функция  
Кризис новорожденности О-2.5 месяца      
Младенчество До 1 года      
Кризис одного года 1 год      
Ранний возраст 1-3 года   Восприятие  
Кризис трех лет 3 года      
Дошкольный возраст 3-7 (6) лет   Память  
Кризис семи лет 7 (6) лет      
Младший школьный 7(6)-10 лет   Мышление  
Кризис 10 лет 10 лет      
«Ничейная земля» (Цукерман) 10-13(12) лет      
Кризис 13 лет 13(12) лет      
Младший подростковый 13(12) - 15 лет      
Кризис 15 лет 15 лет      
Старший подростковый 15-18 лет      
Кризис18 лет 18 лет      

2. 2.Стратегия наблюдения в исследовании психического развития. 3.Стратегии и методы исследования психики ребенка.

Уровень развития теории определяет стратегию исследования в науке. Сначала задача детской психологии заключалась в накоплении фактов и расположении их во временной последовательности. Этой задаче соответствовала стратегия наблюдения.

Детская психология начиналась с простого наблюдения. Огромный фактический материал о развитии ребенка в раннем возрасте был собран родителями, известными психологами, в результате длительных наблюдений развития собственных детей (В. Прейер, В. Штерн, Ж. Пиаже, Н.А. Менчинская, В.С. Мухина, Н.А. Рыбников и др.). Н.А. Рыбников в работе «детские дневники как материал по детской психологии» (1946) дал исторический очерк этого основного метода изучения маленького ребенка. Анализируя значение первых зарубежных дневников (Ч. Дарвин, 1877, В. Прейер, 1882), появление которых стало поворотным пунктом в развитии детской психологии, он писал о том, что русские психологи по праву могут претендовать на первенство, поскольку А.С. Симонович уже в 1861 году вела систематическое наблюдение за речевым развитием ребенка от его рождения до 17 лет. При этом первые опыты наблюдений имели ряд преимуществ и недостатков.

Преимущества Недостатки
Возможность длительного систематического наблюдения, Ежедневная регистрация поведения, Возможность знания всей истории развития данного ребенка, Близость к ребенку, Хороший эмоциональный контакт с ним. Наблюдения разных авторов проводились с разными целями, поэтому их трудно сопоставлять друг с другом, Отсутствовала единая техника наблюдений и их интерпритация часто носила субъективный характер. Нередко уже при регистрации описывали не сам факт, а отношение к нему.

М.Я. Басов разработал систему объективного наблюдения при необходимости сохранения естественности и обычности условий наблюдения. Исследовательскую работу должен вести сам педагог, воспитывающий и обучающий детей в коллективе, наблюдатель, воспринимаемый ребенком как свой человек, или невидимый ребенком, находящийся за полупрозрачным стеклом «зеркалом Гезелла».

Применяя метод наблюдения, необходимо помнить, что с его помощью можно выявить только явления, внешние симптомы развития. В настоящее время наблюдение — основной метод в работе с маленькими детьми, хотя может применяться при изучении развития детей любого возраста. (см. Общую психологию НАБЛЮДЕНИЕ и ЭКСПЕРИМЕНТ)

Наблюдения бывают сплошными, когда психолога интересуют все особенности поведения ребенка, но чаще выборочными, когда фиксируются только некоторые из них.

Наблюдение - сложный метод, его использование должно отвечать ряду требований.

· четко поставленная цель и разработанная схема наблюдений (наблюдатель знает, что именно он может увидеть и как это фиксировать, а кроме того, умеет быстро описывать наблюдаемые явления);

· объективность наблюдения (описывается сам факт — действие, фраза или эмоциональная реакция ребенка, а не его субъективное истолкование психологом);

· систематичность наблюдений (в эпизодических наблюдениях можно выявить не характерные для ребенка моменты, а случайные, зависящие от его сиюминутного состояния, от ситуации);

· наблюдение за естественным поведением ребенка (ребенок не должен знать о том, что за ним наблюдает взрослый, иначе его поведение изменится).

Обычно наблюдение сочетается с экспериментом.

Различные концепции имели более или менее выраженные уклоны в стороны биологизаторского или социологизаторского направления в поисках законов детского развития. Современные теории совмещают оба эти направления.

В биологизаторском на­правлении человек рассматривается как существо биологи­ческое, наделенное от природы определенными способностями, чертами характера, формами поведения. Наследственность определяет весь ход его развития — и его темп, быстрый или замедленный, и его предел — будет человек одаренным, много достигнет или окажется посредственностыо. Среда, в которой воспитывается ребенок, становится лишь условием такого изначально предопределеного развития, как бы проявляющим то, что дано ребенку до его рождения.

В рамках биологизаторского направления возникла основная идея которой заимствована из эмбриологии. Эмбрион (человеческий зародыш) во время своего внутриутробного существования проходит путь от простейшего двуклеточного организма до человека. В месячном зародыше уже можно узнать представителя типа позвоночных — он имеет крупную голову, жабры и хвост; в два месяца начинает приобретать человеческий вид, на ластообразных конечностях намечаются пальцы, укорачивается хвост; к концу четвертого месяца у эмбриона появляются черты человеческого лица.

Кто Где и когда Движущие силы, условия и источники психического развития Специфика и значение
Э. Геккель концепция рекапитуляции XIX век Биогенетический закон в отношении эмбриогенеза: Онтогенез (индивидуальное развитие) есть краткое и быстрое повторение филогенеза (развитие вида) Позволил представить развитие психики как повторение основных стадий биологической эволюции и этапов культурно-исторического развития человечества  
Ст. Холл Американский психолог (1864-1924) Ребенок в своем развитии кратко повторяет развитие человеческого рода. Сторонник теории рекапитуляции Ст. Холл так представлял развитие ребенка: ребенок в первые месяцы своей жизни находится на стадии млекопитающего; во втором полугодии достигает стадии высшего млекопитающего обезьяны; затем начальных ступеней человеческого состояния; развития первобытных народов; начиная с поступления в школу усваивает человеческую культуру — сначала в дyxe античного и ветхозаветного мира, позже (в подростковом возрасте) в духе средневекового фанатизма и лишь к зрелости поднимается до уровня культуры Нового времени. Состояния, занятия маленького ребенка становятся отголосками давно ушедших веков. Ребенок раскапывает в куче песка — его так же, как его далекого предка, притягивает пещера. Он просыпается в страхе ночью — значит, ощутил себя в первобытном лесу, полном опасностей. Ст.Холл предполагал также, что развитие детского рисунка отражает те стадии, которые проходило изобразительно творчество в истории человечества. Ребенок рисует, и его рисунки подобны наскальным изображениям, сохранившимся в пещерах и гротах. Считал, что игра ребенка – это необходимое упражнение для полной утраты рудиментарных и теперь уже бесполезных функций. Несмотря на ограниченность и наивность концепции рекапитуляции, биогенетический принцип в психологии интересен тем, что это был поиск закона. Как подчеркивал Д.Б. Эльконин, это была неверная теоретическая концепция, но это была именно концепциятеоретическая концепция. И, если бы ее не было, еще долго не было бы и других теоретических концепций. В концепции Ст. Холла впервые была сделана попытка показать, что между историческим и индивидуальным развитием существует связь.  
Дж.Локк философ XVII в Противоположный подход к развитию психики ребенка наблюдается в социологизаторском направлении. Ребенок появляется на свет с душой чистой, как белая восковая доска (tabula rasa). На этой доске воспитатель мо­жет написать все, что угодно, и ребенок, не отягощенный наследственностью, вырастет таким, каким его хотят ви­деть близкие взрослые. Представления о неограниченных возможностях форми­рования личности получили достаточно широкое распрост­ранение. Социологизаторские идеи были созвучны идеоло­гии, господствовавшей в нашей стране до середины 80-х годов, поэтому их можно найти во многих педагогических и психологических работах тех лет.  
Жан-Жак Руссо Франция Ребенок от природы добр, и общество прививает ему свои пороки. У истока развития лежат врожденные способности. Дальше главное – не мешать.  
А.Гезелл   Ввел в психологию метод лонгитюдинального, продольного изучения психического развития одних и тех же детей от рождения до подросткового возраста. Для объективности наблюдений впервые использовал полупроницаемое стекло (знаменитое «зеркало Гезелла»). Пытаясь сформулировать общий закон детского развития, обратил внимание на снижение темпа развития с возрастом: чем моложе ребенок, тем быстрее происходят изменения в его поведении. Ограничивался чисто количественным изучением сравнительных срезов детского развития, сводя развитие к простому увеличению, «приросту поведения», не анализируя качественных преобразований при переходе от одной ступени развития к другой, подчеркивал зависимость развития лишь от созревания организма, приспособление ребенка к своей среде.
Л.Термен, Э.Торренс американские ученые Указали на необходимость изучения влияния социальных, культурных и ситуационных факторов (особенности личности родителей, их образ жизни, домашняя обстановка), которые взаимодействуя с врожденными характеристиками, стимулируют или подавляют творческое самовыражение ребенка Положили начало становлению детской психологии как нормативной дисциплины, которая описывает достижения ребенка в процессе роста и развития. Основной упор делали на роль наследственного фактора для объяснения возрастных изменеий
Дж. Уотсон американский психолог 1913 год В бихевиоризме понятие развития отождествляется с понятием научения, приобретением нового опыта. Американское представление о человеке: человек есть то, что делает из него окружение, его среда. Большое влияние на разработку этой концепции оказали идеи И.П. Павлова о том, что приспособительная деятельность характерна для всего живого. Учитывалось, что И.П. Павлов настойчиво отвергал любые попытки объяснить результаты опытов с условными рефлексами ссылками на субъективное состояние животного.   В наиболее ранних исследованиях научения на передний план выступила идея сочетания стимула и реакции, условных и безусловных стимулов: был выделен временной параметр этой связи. Так возникла ассоцианистическая концепция научения
Э. Торндайк и Б.Скинер американские психологи Внимание исследователей привлекли функции безусловного стимула в установлении новой ассоциативной стимульно-реактивной связи, возникла концепция научения, в которой главный акцент был сделан на значении подкрепления. На один и тот же стимул можно выработать разные реакции. Только та реакция, которая подкрепляется (оперант) будет результативной. В двух последних концепциях наметился поворот от строгого поведенческого павловского эксперимента к изучению мотивации и познавательноого развития ребенка. Но идея павловского эксперимента о построении нового поведенческого акта в лаборатории на глазах у экспериментатора вылилась у Б.Скинера в идею «технологии поведения» - построения на основе положительного подкрепления любого, выбранного по желанию экспериментатора поведения, что игнорировало необходимость ориентировки субъекта в собственных действиях.
Н. Миллер и К. Халл американские психологи Поиски ответов на вопрос о том, зависит ли научение от таких сосотояний испытуемого, как голод, жажда, боль, получивших в американской психологии название драйва, привели к более сложным концепциям теоретического научения.
Карл Роджерс Представитель гуманистической психологии Механическая трактовка поведения человека вызвала возмущение гуманистически настроенных ученых. К.Рождерс противопоставил Б.Скинеру свою позицию, подчеркивая, что человек свободен в своем выборе, может жить сам, «здесь и теперь».  
К. Бюлер Австрийский психолог Предложил теорию «трех ступеней развития»: инстинкт, дрессура, интеллект. Возникновение этих ступеней связано не только с созреванием мозга и усложнением отношений с окружающей средой, но и с развитием аффективных процессов, с развитием переживания удовольствия, связанного с действием. По его мнению, первый этап – инстинкты – характеризуется тем, что наслаждениенаступает в результате удовлетворения инстинктивной потребности, то есть после выполнения действия. На уровне навыков удовольствие переносится на сам процесс совершения действия. Но существует еще предвоающее удовольствие, которое появляется на этапе интеллектуального решения задачи. Переход удовольствия «с конца на начало», по К.Бюлеру, - основная движущая сила развития поведения. К. Бюлер перенес эту схему на онтогенез. Проводя на детях эксперименты, подобные тем, которые В.Келер проводил на шимпанзе, К.Бюлер заметил сходство примитивного употребления орудий у человекоподобных обезьян и ребенка, и поэтому сам период проявления первичных форм мышления у ребенка он назвал «шимпанзеподобным возрастом». К. Бюлер не причислял себя к биогенетистам. Однако его взгляды – еще более глубокое проявление рекапитуляции, так как этапы развития ребенка отождествляются со ступенями развития животных.  
       
       

Очевидно, что оба подхода— и биологизаторский, и социологизаторский — страдают односторонностью, пре­уменьшая или отрицая значение одного из двух факторов развития. Кроме того, процесс развития лишается прису­щих ему качественных изменений и противоречий: в од­ном случае запускаются наследственные механизмы и раз­вертывается то, что содержалось с самого начала в задат­ках, в другом — под воздействием среды приобретается все больший и больший опыт. Развитие ребенка, не прояв­ляющего собственной активности, напоминает скорее про­цесс роста, количественного увеличения или накопления.

Что понимается под биологическим и социальным фак­торами развития в настоящее время?

Биологический фактор включает в себя прежде всего, наследственность. Нет единого мнения по поводу того, что именно в психике человека генетически обусловлено. Оте­чественные психологи считают, что наследуются, по край­ней мере, два момента — темперамент и задатки способностей. У разных людей центральная нервная система функ­ционирует по-разному. Сильная и подвижная нервная сис­тема, с преобладанием процессов возбуждения, дает холе­рический, «взрывной» темперамент, при уравновешеннос­ти процессов возбуждения и торможения — сангвинический. Человек с сильной, малоподвижной нервной системой. преобладанием торможения — флегматик, отличающийся медлительностью и менее ярким выражением эмоций. Меланхолик, обладающий слабой нервной системой, особенно раним и чувствителен. Хотя наиболее легки в общении и удобны для окружающих сангвиники, нельзя «ломать» дан­ный природой темперамент других детей. Стараясь погасить аффективные вспышки холерика или побуждая флегматика чуть-чуть быстрее выполнять учебные задания, взрослые должны в то же время постоянно учитывать их особенности, не требовать непосильного и ценить то лучшее, что прино­сит каждый темперамент.

Наследственные задатки придают своеобразие процессу развития способностей, облегчая или затрудняя его. Разви­тие способностей зависит не только от задатков. Если ребе­нок с абсолютным слухом не будет регулярно играть на му­зыкальном инструменте, успехов в исполнительском искус­стве он не добьется и его специальные способности не разовь­ются. Если ученик, который схватывает все на лету во время урока, не занимается добросовестно дома, он не станет от­личником, несмотря на свои данные, и его общие способно­сти к усвоению знаний не получат развития. Способности развиваются в деятельности. Вообще собственная активность ребенка настолько важна, что некоторые психологи счита­ют активность третьим фактором психического развития.

Биологический фактор, помимо наследственности, включает особенности протекания внутриутробного пери­ода жизни ребенка. Болезнь матери, лекарства, которые она принимала в это время, могут вызвать задержку психичес­кого развития ребенка или другие отклонения. Сказывает­ся на последующем развитии и сам процесс рождения, поэтому нужно, чтобы ребенок избежал родовой травмы и вовремя сделал первый вдох.

Второй фактор —среда. Природная среда влияет на психическое развитие опосредованно — через традиционные в данной природной зоне виды трудовой деятельности и куль­туру, определяющие систему воспитания детей. На край­нем Севере, кочуя с оленеводами, ребенок будет разви­ваться несколько иначе, чем житель промышленного го­рода в центре Европы. Непосредственно влияет на разви­тие социальная среда, в связи с чем фактор среды часто называют социальным.

Социальная среда — понятие широкое. Это общество, в котором растет ребенок, его культурные традиции, преоб­ладающая идеология, уровень развития науки и искусства, основные религиозные течения. От особенностей социаль­ного и культурного развития общества зависит принятая в нем система воспитания и обучения детей, начиная с госу­дарственных и частных учебных заведений (детских садов, школ, домов творчества и т.д.) и кончая спецификой се­мейного воспитания.

Социальная среда — это и ближайшее социальное окру­жение, непосредственно влияющее на развитие психики ребенка: родители и другие члены семьи, позже воспитате­ли детского сада и школьные учителя (иногда друзья семьи или священник). Следует отметить, что с возрастом соци­альное окружение расширяется: с конца дошкольного дет­ства на развитие ребенка начинают оказывать влияние свер­стники, а в подростковом и старшем школьном возраста

Наши рекомендации