Этический кодекс (этические нормы) психолога-консультанта

1. Общие нормы

1.1. Границы компетентности

(а) Психологи-консультанты занимаются профессиональной деятельностью только в границах своей компетентности, которая определяется образованием, формами повышения квалификации и соответствующим профессиональным опытом.

(в) Психологи-консультанты осуществляют профессиональную деятельность в новых областях или используют новые методики только после их соответствующего изучения, прохождения обучения, супервизорства и (или) консультирования у компетентных в этих областях или методиках специалистов.

(c) В областях деятельности, в которых еще не выработаны приемлемые стандарты подготовки, психологи-консультанты делают все возможное для повышения компетентности своей работы и защиты клиентов от возможного вреда и т.п.

(d) Психолог-консультант, принимая решение, связанное с профессиональной деятельностью, должен учитывать свою квалификацию и опыт работы с клиентами, обладающими определенными индивидуальными отличиями (возраст, пол, национальность, вероисповедание, сексуальная ориентация, разновидность психологической проблемы, физического или психического расстройства, язык или социо-экономический статус и т.п.).

(е) Психологи-консультанты наделяют своих подчиненных, супервизируемых и ассистентов только той ответственностью, с которой те могут справиться на основе их компетенции (образования, опыта, подготовки и т.п.), независимо от того будут ли они действовать самостоятельно или под наблюдением.

1.2. Описание и/или объяснение результатов психологической работы

(а) В работе с клиентами-непрофессионалами психологи-консультанты используют понятные для них термины и объяснения.

(в) Если по каким-либо причинам (контракт о неразглашении полученных результатов, незаконность сообщения результатов определенным группам лиц) психологи-консультанты не могут сообщать информацию тем, кому она нужна и к кому относится, то они должны заранее их предупредить о невозможности пользования этой информацией.

1.3. Уважение права других оставаться другими

В своей профессиональной деятельности психологи-консультанты с уважением относится к правам других людей на установки, мнения, моральные нормы и т.п., отличные от их собственных.

1.4. Недискриминация

В своей профессиональной деятельности психологи-консультанты всячески избегают какой-либо дискриминации на основе возраста, пола, национальности, вероисповедания, сексуальной ориентации, того или иного физического или психического расстройства, языка, социо- экономического статуса или иного признака, оговоренного в законе.

1.5. Посягательства на честь и достоинство клиентов

Психологи-консультанты не имеют права осуществлять действия, которые могут оскорбить или унизить честь и достоинство клиентов.

1.6. Отношение к личным проблемам

(а) Психологи-консультанты хорошо представляют, что их личные проблемы могут влиять на эффективность профессиональной деятельности. Поэтому они избегают тех областей своей профессиональной деятельности, в которой эти проблемы могут отразиться особо остро и нанести какой-либо вред включенным в эту деятельность клиентам.

(в) Психологи-консультанты обязаны делать все возможное для распознавания на как можно более ранних этапах формирования и/или наличия своих личностных проблем, которые могут явиться препятствием в осуществлении их профессиональной деятельности.

(с) Для устранения обнаруженных внутриличностных препятствий в осуществлении своей профессиональной деятельности психологи-консультанты обращаются за профессиональной помощью к коллегам и определяют на это время ограничения, налагаемые на свою профессиональную деятельность.

1.7. Ненанесение вреда

Психологи делают все возможное, чтобы предотвратить или уменьшить нежелательные последствия от своей профессиональной деятельности, а также избавить и защитить клиентов от подобных последствий.

1.8. Неправильное использование психологических знаний

Признавая силу психологических знаний, психологи-консультанты делают все возможное для предотвращения чьего-либо личного, финансового, социального, организационного и политического влияния с целью принуждения к неправильному использованию психологических знаний.

1.9. Неправильное использование психологов-консультантов • результатов их работы

(а) Психологи-консультанты не участвуют в деятельности, результаты которой могут быть использованы для дискредитации психологии.

(в) Если психологам-консультантам становится известно о неправильном использовании результатов их работы, они делают все возможное для устранения и/или исправления допущенных ошибок.

1.10. Бартер с клиентами

Психологи, как правило, воздерживаются от получения подарков и услуг от клиентов взамен на оказанную им помощь, поскольку такая практика является серьезным источником конфликтов, эксплуатации и девальвации профессиональных отношений. Психолог-консультант может участвовать в бартере только в тех случаях, когда это не мешает профессиональной деятельности и не приводит к манипуляции.

1.11. Денежное вознаграждение

Вопросы денежного вознаграждения в качестве оплаты своего труда психологи-консультанты решают на самых ранних стадиях психологического взаимодействия с клиентом, но в любом случае до момента психологического вмешательства (интервенции).

1.12. Ведение профессиональном и научной документации Психологи-консультанты должным образом документируют свою профессиональную работу с целью обобщения и распространения своего опыта, облегчения дальнейшей деятельности, а также для возможности предъявить свою работу в других инстанциях.

2. Публичные выступления и публикации

Публичные выступления и публикации включают в себя брошюры, газетные и научные статьи, резюме, интервью в СМИ, лекции и устные выступления, платную или бесплатную рекламу, а также любые материалы, распространяемые электронным путем (Интернет, электронные конференции и т.п.).

2.1. Избегание ложных или неверных утверждений

(а) Психологи-консультанты в публичных выступлениях и публикациях не допускают ложных и/или неверных высказываний и не пользуются непроверенной информацией,

(в) Для подтверждения своего профессионального статуса психологи-консультанты используют только те документы, которые официально признаются государством и психологическим сообществом.

2.2. Свидетельства и подтверждения

Психологи-консультанты не используют и не апеллируют к свидетельствам и подтверждениям клиентов, работа с которыми не закончена.

3. Тестирование, оценка и вмешательство

3.1. Оценка и диагноз

(а) Психологи-консультанты осуществляют оценивание, диагностические работы и вмешательство только в рамках, определенных профессиональными отношениями.

(в) Психологические заключения, отчеты, рекомендации и диагнозы строятся только на информации, полученной посредством валидного психологического инструментария.

3.2. Использование психологического инструментария

(а) Используя любой психологический инструментарий, психологи-консультанты должны быть уверены, что данный инструментарий адекватен решению поставленных задач, а его использование учитывает границы применимости.

(в) Психологи-консультанты, пользующиеся инструментарием, знают границы достоверности, валидизации, стандартизации и другие особенности применения инструментария.

(c) Психологи-консультанты не допускают неквалифицированного использования психологического инструментария.

(d) Когда стоит вопрос о диагнозе, оценке и прогнозе в отношении клиента, психологи-консультанты обращают особое внимание на ограничения в применении инструментария и интерпретации полученных с его помощью данных,

(e) Психологи-консультанты делают все возможное для определения ситуаций, в которых психологические техники или инструментарий могут быть использованы неадекватно или на их использование должны быть наложены соответствующие ограничения.

3.3. Интерпретация данных

При интерпретации данных, в том числе и при автоматизированных интерпретациях, психологи-консультанты стараются учитывать факторы, зависящие как от данного инструментария, так и от конкретного испытуемого, что может повлиять на психологическое заключение или достоверность интерпретаций. Психологи-консультанты отмечают любые значимые факторы, которые влияют на достоверность или ограничения интерпретаций.

3.4. Создание тестовых оценок и интерпретаций

Психологи-консультанты, распространяющие психологический инструментарий среди других профессионалов, должны точно указать цели, нормы, валидность, достоверность, применимость процедур и необходимую квалификацию для пользования данным инструментарием и несут ответственность за правильное применение и интерпретацию результатов, не зависимо от того, проводили ли они подсчет и интерпретацию сами или это делалось автоматизировано.

3.5. Объяснение полученных результатов

Результаты обследования должны быть объяснены клиентам на доступном им языке, не зависимо от того, кем проводилось исследование — психологом-консультантом, ассистентом или в автоматическом режиме.

3.6. Обеспечение безопасности психологического инструментария

Психологи-консультанты делают все возможное для сохранения целостности и безопасности психологического инструментария в соответствии с законом, взятыми обязательствами и стандартами данного Этического кодекса.

4. Процедурные нормы

4.1. Информирование клиента

(а) При установлении профессиональных отношений между психологом-консультантом и клиентом необходимо как можно раньше обсудить то, что будет происходить во время сессии(ий), как будет соблюдаться конфиденциальность и как будут решаться финансовые вопросы.

(в) Если в работе психолога-консультанта участвует супервизор, то этот факт оговаривается в предыдущем обсуждении, с указанием фамилии, имени и отчества супервизора, если он несет ответственность за данный случай.

(с) Психологи-консультанты во избежание какого-либо непонимания предпринимают все, чтобы ответить на все вопросы клиентов о предстоящем консультировании.

4.2. Осознанное согласие

(а) Психологи-консультанты должны получить осознанное согласие на консультирование, пользуясь понятным для участников консультирования языком. Содержание даваемого согласия будет зависеть от многих обстоятельств; однако, осознанное согласие в общем виде отражает, что клиент:

(1) способен дать согласие; (2) получил значимую информацию относительно всех процедур; (3) дал свое согласие на основе свободного волеизъявления и без нажима со стороны; (4) данное согласие правильно оформлено.

(в) В тех случаях, когда клиент официально не может дать осознанное согласие, психологи-консультанты получают осознанное разрешение от тех, кто в соответствии с законом несет за клиента ответственность.

(с) Дополнительно, психологи-консультанты: (1) информируют недееспособных клиентов о проводимых вмешательствах, сообразуясь с их психическим состоянием и особенностями; (2) стараются получить их одобрение и (3) учитывают личностные пристрастия и интересы.

4.3.

Взаимоотношения с парой и с семьей

(а) В тех случаях, когда психологи-консультанты оказывают услугу сразу нескольким людям, между которыми существуют близкие и/или родственные отношения (муж и жена, родители и дети, вступающие в брак и т.п.), психологи-консультанты в самом начале стараются прояснить: (1) кто из них является клиентом и (2) какие отношения будут у психолога-консультанта с каждым из участников консультации.

(в) Как только психолог-консультант сталкивается с выполнением потенциально противоречивых ролей (например, семейного консультанта мужа и жены и свидетеля одной из этих сторон на бракоразводном процессе). он должен сделать выбор в направлении одной из них.

4.4. Осуществление работы с клиентами, курируемыми другими психологами

При принятии решений об оказании услуг тем, кто уже получает поддержку в отношении психического здоровья, психологи-консультанты тщательно взвешивают лечебные вопросы и их влияние на благополучие клиента. Психологи-консультанты выясняют у клиентов или тех, кто официально представляет их права, информацию, направленную на уменьшение риска непонимания или конфликта с теми, кто уже оказывает психологические услуги, и для того, чтобы не нарушить терапевтического процесса.

4.5. Консультации и взаимодействие с коллегами

Психологи-консультанты организуют необходимые консультации и взаимодействие с коллегами, исходя из интересов своих клиентов и с их согласия.

4.6. Прерывание помощи

(а) Психологи-консультанты планируют возможность продолжения работы с клиентами в случаях неожиданного прекращения своих услуг, вызванных болезнью, потерей работоспособности, переездом или финансовыми ограничениями, о чем заранее уведомляют клиента.

(в) Если отношения между клиентом и психологом-консультантом определяются контрактом или договором о найме, то последние в случае окончания срока действия контракта или договора предпринимают меры для последующего оказания помощи клиентам.

4.7. Окончание профессиональных отношений

(а) Психологи-консультанты не бросают клиентов.

(в) Психологи-консультанты прекращают свое вмешательство, когда становиться ясно, что клиент не нуждается больше в его услугах и/или дальнейшая работа не приносит результата, а ее продолжение может нанести вред клиенту.

(с) Перед прекращением терапии психолог-консультант выясняет актуальное состояние клиента и проводит соответствующую подготовку по прекращению работы или предпринимает усилия по передаче клиента другим специалистам.

5. Неформальные отношения

5.1. Внепрофессиональные отношения с клиентами

(а) В ситуациях, когда психологи-консультанты не могут избежать внепрофессиональных отношений с клиентами, они должны быть особенно осторожны н внимательны и учитывать силу своего влияния.

(в) Психологи-консультанты должны стремиться избегать внепрофессиональных контактов с клиентами в ситуациях, способных нанести им вред.

(с) Если же в силу обстоятельств психолог-консультант не может предотвратить вред от внепрофессиональных отношений, то проблема должна решаться, исходя из интересов слабой стороны, и в полном соответствии с Этическим кодексом.

5.2. Сексуальные отношения

(а) Психологи-консультанты уважают сексуальную неприкосновенность всех людей и стараются не допускать се нарушения.

(б) Психологи-консультанты не вступают в сексуальные отношения с клиентами, студентами или супервизируемыми.

5.3. Консультирование бывших сексуальных партнеров

Психологи-консультанты не берут к себе в качестве клиентов тех, с кем находились в сексуальных отношениях.

6. Конфиденциальность

6.1. Обсуждение ограничений конфиденциальности

(а) Психологи-консультанты обсуждают с клиентами и/или организациями. с которыми они устанавливают профессиональные отношения:

(1) вопросы конфиденциальности; (2) необходимые ограничения на возможное использование информации, полученной во время работы.

(в) Обсуждение вопросов конфиденциальности должно проходить на самых ранних этапах психологической работы.

(с) Полученные с согласия клиента любые виды записи сессии охраняются от неправильного их использования клиентами.

6.2. Сохранение конфиденциальности

Психологи-консультанты охраняют права на конфиденциальность всех клиентов, с которыми им пришлось работать.

6.3. Минимизация вторжения во внутренний мир

(а) Для минимизации вторжения во внутренний мир клиента психологи-консультанты в письменные и устные отчеты, заключения и т.п. включают только ту информацию, ради которой и осуществлялось профессиональное взаимодействие.

(в) Психологи-консультанты обсуждают конфиденциальную информацию, полученную от клиентов, студентов, участников экспериментов, супервизоров только в соответствии с научными или профессиональными задачами и только с теми, кто ясно представляет границы обсуждения этой информации.

6.4. Обеспечение сохранности и неприкосновенности собранной информации

Психологи-консультанты несут ответственность за необходимый уровень конфиденциальности при сборе, обработке, переносе и сохранении письменной, автоматизированной или существующей в ином виде информации. Психологи-консультанты сохраняют и используют собранную ими конфиденциальную информацию в соответствии с законом и Этическим Кодексом.

6.5. Разглашение информации

(а) Психологи-консультанты раскрывают конфиденциальную информацию без согласия клиента только в случаях, предусмотренных законом, а также, если это направлено на: (1) обеспечение необходимой профессиональной помощи клиентам; (2) проведение необходимых профессиональных консультаций; (3) защиту клиентов.

(в) Психологи-консультанты могут разглашать конфиденциальную информацию при наличии соответствующего разрешения от клиента.

(с) При консультации с коллегами, психологи не делятся конфиденциальной информацией, которая могла бы привести к идентификации клиента, за исключением случаев, когда на разглашение конфиденциальной информации было получено разрешение или разглашение не возбранялось. Психологи-консультанты предоставляют только ту информацию, которая необходима для проведения консультации.

6.6. Конфиденциальная информация о базе данных

(а) При введении конфиденциальной информации в базу данных или в систему записей, которые доступны людям, в отношении которых с клиентами не оговаривался доступ к конфиденциальной информации, психологи-консультанты должны использовать кодирование или другие технические приемы для предотвращения вторжения в личные данные.

(в) Предоставляя записи третьим лицам, психолог-консультант должен позаботиться о том, чтобы в них отсутствовала информация, позволяющая идентифицировать участников этих записей.

(с) Если с носителей информации невозможно стереть идентифицирующую участников информацию, психолог-консультант должен получить от идентифицируемых участников разрешение на предоставление этой информации третьим лицам, в ином случае данные носители информации не подлежат передаче третьим лицам.

6.7. Использование конфиденциальной информации в обучении, публикациях и публичных выступлениях

(а) В публикациях, лекциях или других публичных выступлениях психологи-консультанты не разглашают конфиденциальную информацию, в которой возможна идентификация клиентов, если только на это не было получено их письменное или устное согласие.

(в) Во время научного или профессионального общения психологи-консультанты должны настолько изменить конфиденциальную информацию об обсуждаемых лицах, чтобы они не могли быть идентифицированы третьими лицами, а обсуждение не нанесло им вреда, если они узнают сами себя.

6.8. Защита записей и данных

Психолог-консультант должен быть заранее готов к защите конфиденциальной информации на случай потери своей работоспособности или смерти, а также изъятия или кражи записей и данных.

7. Решение этических вопросов

7.1. Знание Этического Кодекса

Психологи-консультанты должны быть знакомы с данным Этическим Кодексом и другими положениями, затрагивающими этические вопросы, и представлять применимость этих норм к своей работе. Незнание, непонимание или заблуждение относительно этических норм не может быть оправданием неэтичного поведения.

7.2. Возникновение этических вопросов

В тех случаях, когда психолог-консультант самостоятельно не может разрешить этические вопросы в отношении своих действий в какой-либо ситуации, он обращается за помощью к другим психологам, более искушенным в этических вопросах, а также к психологическим общественным объединениям или государственным организациям.

7.3. Противоречия между этическими нормами и служебными обязанностями

Если служебные обязанности психолога-консультанта входят в противоречие с Этическим Кодексом, он должен как можно раньше выявить суть противоречия и устранить его в пользу профессиональных этических норм.

7.4. Неформальное устранение этических нарушений

В тех случаях, когда психологам-консультантам становится известно об этических нарушениях другого психолога-консультанта, они обращают его внимание на эти нарушения и ограничиваются этим, если подобное обращение привело к приемлемому разрешению ситуации.

7.5. Сообщение об этических нарушениях

Если этическое нарушение не может быть устранено неформальным путем или оно не было устранено в приемлемой форме, психологи-консультанты предпринимают действия, направленные на подключение психологической общественности с целью пресечения этих нарушений.

7.6. Необоснованные претензии

Психологи-консультанты не допускают разбирательств по поводу этических претензий, которые недостаточно обоснованы, анонимны или преследуют цель дискредитации другого психолога-консультанта.

Какие рекомендации необходимо давать психологу потенциальным клиентам при выборе семейного или индивидуального психолога?

Успех психотерапии зависит от выбора психолога. Именно совокупность профессиональных знаний и опыта психолога плюс его индивидуальные качества имеют решающее значение в решении Ваших проблем. Поэтому выбор должен быть основательный, ведь именно этот человек будет помогать вам изменяться к лучшему.

В нашей стране психологическое консультирование и психотерапия являются сравнительно новым предложением на рынке услуг. Еще не успели сформироваться единые профессиональные стандарты, этические нормы, а также инстанции, контролирующие качество предоставляемых в этой сфере услуг.

Оценивая таких специалистов, клиенты рискуют совершить две противоположных ошибки. Первая - подбирать психолога исключительно по личным эмоциям и впечатлениям: «понравился» либо «не понравился». В этом случае можно упустить главное - профессионализм. Кроме того, утверждают сами психологи, удовлетворенность клиента не всегда означает успешную работу на консультации. Сеанс может проходить в очень жесткой манере, которая свойственна некоторым специалистам; но если клиент получил отчетливое понимание проблемы, увидел способы ее решения или расширил представления о самом себе, то психолог выполнил свою задачу.

Вторая ошибка - обратная. Её совершают реже. В этом случае клиент стремится полностью формализовать подбор психолога, заочно оценив его по неким критериям. Как правило, инструкции по выбору консультанта состоят из десятков сложных характеристик: человеку неподготовленному трудно не только выяснить их, но даже запомнить. Стоит учитывать, что работа психолога основана на человеческом контакте. Загнать ее в набор «технических параметров» просто невозможно - за бортом останутся все предпочтения клиента, индивидуальные особенности и личные техники, которыми владеют конкретные специалисты.

Найти в городе компетентного практикующего профессионала, несмотря на обилие «выпускников по специальности», довольно сложно. Чтобы не попасться к дилетантам от психологии и сделать оптимальный выбор, нужно пройти между этими двумя крайностями: рационально оценить то, что можно, и опереться на опыт - чужой и свой собственный. Какие факторы действительно важны для выбора психолога?

1) Фундаментальное образование и специализация в области психологии / терапии. Образование подтверждается дипломом о высшем профессиональном образовании, специализация и квалификация - сертификатами. Гарантией профессиональной компетентности является регулярная аттестация, которую проходят учреждения медицинского и педагогического профиля. Психологи и психотерапевты аттестуются каждые 5 лет.

2) Рекомендации друзей и коллег. Один из способов узнать самую достоверную информацию о психологе - послушать реальные отзывы его клиентов.

3) Опыт. Именно к психологу-консультанту применим принцип: чем больше опыт, тем лучше. Впрочем, если клиенту важно выговориться, навести порядок в эмоциях, справиться с депрессией или научиться быстро выходить из стрессовых ситуаций, жизненный опыт консультанта не будет решающим - достаточно базовых психологических умений. Однако абсолютно необходимо, чтобы консультант по семейным отношениям или конфликтам сам имел опыт благополучной семейной жизни. Этот пункт иногда встречается в рекомендациях («психолог должен иметь гармоничную личную жизнь»), но практически нигде вы не встретите конкретного совета: как об этом узнать? Не всякий решится на первой встрече спросить у специалиста про его семью (представьте себе вопрос: «а у вас личная жизнь в гармонии?»). Кроме этого, среди психологов устоялось правило - не рассказывать о своих делах клиенту, чтобы сохранить дистанцию и трезвый взгляд. Поэтому лучше всего на первой встрече задать все волнующие вопросы психологу, какие бы они ни были, в психологии нет «правильных» и «не правильных вопросов», есть только «волнующие» на данный момент вопросы для клиента, дабы себя обезопасить, и это вполне нормально.

4) Чистый эмоциональный фактор: с хорошим психологом клиент чувствует себя в безопасности.

Прежде всего, стоит доверять собственным ощущениям, начиная с первого приема. Вы должны убедиться, что пришли не в закрытую общину и не к самоучке-шаману, который пытается заставить вас мыслить по его доктрине.

5) Профессиональный психолог никогда не дает директивных советов («сделайте вот что...»). Показателем хорошо проведенной консультации является собственное понимание клиента, мини-инсайт, при котором человек сам обнаруживает новое видение ситуации или находит подтверждение своим догадкам. В этот момент, по словам психологов, его состояние явно меняется (физически или внутренне: облегчение, свежий взгляд и т.п.). Тогда специалист не объявляет, что найден верный выход, а, как правило, спрашивает: как Вы видите свои действия? В этом случае он сохраняет за клиентом свободу выбора и самостоятельного решения.

6) Однозначно шарлатанскими являются заочные или очные обещания улучшить всё подряд и исправить любое семейное положение. По таким обещаниям можно легко опознать рекламные приёмы уездных «учителей жизни». Не всякий семейный разлад является поправимым. Существуют случаи, когда на консультации супруги, разумно оценив положение и свой совместный опыт, понимают, что для них лучше будет расстаться. Другое дело, что подобные случаи единичны, и их количество неизмеримо меньше число разводов. Процент разводов как раз можно снизить своевременным обращением к семейному психологу (сегодня в России разводятся до 40% пар).

7) Как и у специалистов любого другого дела, у психологов есть свои сильные стороны: один лучше снимает стресс, другой хорошо умеет воодушевлять и придавать импульс к жизни, третий дает отличный рациональный анализ проблемы и т.д. Из этих навыков, как правило, вам могут потребоваться не все сразу, а один конкретный, в зависимости от ситуации и личных предпочтений. Здесь очевидно преимущество учреждения перед самостоятельным психологом - в организации вас всегда могут направить к нужному специалисту («С этой проблемой Вам лучше поможет...» - такая фраза говорит о добросовестном подходе и заинтересованности в решении). Плюс к этому на клиента работает весь коллективный опыт. К индивидуальному психологу, ведущему частную практику, лучше обращаться, когда у него сложилась репутация, и вам понятно, какими методиками он пользуется и в чем специализируется.

8) О качестве работы можно судить по результату первой встречи. Согласно одной из моделей терапии (Боуэн), эффектом первого сеанса является снижение тревоги. Зачастую это замечает даже семья клиента, которую он и приводит на вторую или третью консультацию. Симптомом непрофессионализма является такая работа, при которой тревога не снимается, а вместо этого психолог начинает читать лекции, ставить задачи или выдавать готовые решения, не чувствуя состояние клиента. Негласный принцип грамотного терапевта: исповедь должна быть доведена до конца.

Не меньше опасен перекос в другую сторону, когда наступает полное «присоединение» к проблеме, совпадение переживаний (глубокая эмпатия). На этой стадии консультация заканчивается. Психотерапия вырождается в «кухонную терапию». Такое возможно, если психолог не занимается профессиональным развитием и не решает собственные проблемы, семейные либо личные. В ходе сеанса это может привести к явлениям переноса и контрпереноса, и вместо психологической помощи клиент получает иллюзию сочувствия.

Консультация или сеанс, тем не менее, - процесс взаимный. Он требует соучастия в изменениях. Клиент должен чувствовать, что общается с живым человеком, который так же, как и он, способен открывать новые стороны жизни. Если психолог начинает показывать превосходство, играть в пророка и учить вас жизни, вы легко распознаете это по тону и собственному дискомфорту.

«Эффективные терапевты любят людей, они видят силу там, где другие видят только слабость или порочность. Они не несут угрозы и создают островки безопасности, где вы чувствуете, что о вас заботятся и не будут эксплуатировать» (Ч. Крамер).

Мифы о психологах

Сам себе психолог - это как сам себе стоматолог. Больно, неудобно и чревато осложнениями...

Народная мудрость

Не так много лет прошло, как у нас в стране, вообще, стало широко известно слово «психология» и такая профессия как психолог. При этом популярность всего, что связано с психологией, огромна – об этом говорит и конкурс на психфаки (быть психологом модно), и количество «популярной» литературы по психологии…

При этом любое явление, приобретающее такой размах, чаще всего теряет свою глубину. Начитавшись популярных книжек типа «Психоанализ в комиксах», многие, например, новоиспеченные студенты психфака бывают сильно удивлены, что все гораздо сложнее и что психология, вообще-то, наука, и далеко не такая простая, как кажется. Мифы и заблуждения относительно деятельности и личности психолога, распространены в нашем обществе чуть ли не шире, чем сама профессия психолога или психотерапевта. Психолог – это тоже не совсем то, что показывают в фильмах, особенно американских. В этом параграфе развеем ряд мифов о психологах, существующих в нашем современном обществе.

Миф 1. Психолог так или иначе имеет дело с «ненормальными» людьми. Нормальный, здоровый человек к психологу не пойдет. Один из самых популярных мифов.

В чем опасность этого заблуждения? Такое утверждение стало наиболее распространенным мифом, касающимся профессии психолога. При этом социальная ситуация в нашей стране складывалась таким образом, что множество людей нуждались и нуждаются в психологической или психотерапевтической помощи. Но устоявшиеся стереотипы не позволяют им обращаться к клиническим психотерапевтам: все слышали о роли психиатрии в тоталитарном обществе и судьбе диссидентов, попадавших в «психушки»; да и до сей поры на человека, посещающего психотерапевта, многие косятся. Именно это часто отпугивает обычных людей, которым обращение к психологу очень помогло бы решить важные задачи в своей жизни или преодолеть серьезные сложности.

Опровержение: психолог не имеет медицинского образования (если не получил его отдельно) и не имеет права лечить. С психическими отклонениями человека имеет дело врач-психиатр. Психолог же имеет дело со здоровыми людьми, имеющими те или иные трудности или проблемы. Разделение деятельности психолога и психотерапевта не так очевидно, но оно есть. Психотерапевт имеет дело с глубокими психологическими травмами, личностными проблемами. Другими словами по сравнению с психологом психотерапевт занимается более сложными случаями. Психолог же скорее консультирует, разбирается с частными случаями, дает рекомендации. Кстати, бывает и так, что работа, начавшаяся как консультация, может перерасти в серьезную и длительную психотерапию.

Миф 2. «Психоаналитик» и «психолог» – это одно и то же. Миф родом из зарубежных фильмов.

Опровержение: на самом деле, эти слова – НЕ синонимы. Психоанализ – лишь одно из направлений в психологии со своими принципами и спецификой работы. Именно работу психоаналитика вы наблюдаете, когда видите как человек ложится на кушетку и начинает рассказывать о себе. Кстати, кушетка хоть и считается традиционно атрибутом психоанализа, но современные психоаналитики уже далеко не всегда ее используют. Кроме психоанализа, существует еще несколько направлений (подходов) в психологии, в рамках которых могут работать психологи: гештальт-психология, когнитивная психология, экзистенциальная психология и др. У каждого подхода свои принципы, способы работы и т.д.

Миф 3. Задача психолога – как можно быстрее разобраться в проблеме клиента, дать верный совет, а для этого он, конечно, должен обладать большим жизненным опытом.

Опасность этого мифа состоит в том, что поиски именно такого психолога скорее всего приведут к непрофессионалу, и в результате такой «психотерапии» может быть достигнут совершенно обратный эффект (а именно, «жить почему-то станет еще тяжелей»).

Опровержение: давать советы – не является задачей психолога. Основной задачей психолога является помочь клиенту разобраться в проблеме и решить ее. Психолог должен создать условия для того, чтобы человек смог сам разобраться в своих трудностях и принять решение. Для эффективного оказания помощи психологу не обязательно побывать в тех же ситуациях, что и клиент. Даже наоборот – это, скорее всего, может помешать, так как психолог может начать переносить собственную проблему на проблему клиента. По сути, ожидание советов – это попытка перекладывания ответственности на психолога, свидетельство некоей психологической незрелости человека. Если советы даются (тогда, кстати, имеет смысл коснуться вопроса и об их «правильности»), человек привычно продолжает находиться в своем незрелом, несамостоятельном и безответственном по отношению к самому себе состоянии. А это точно не является целью терапии.

Миф 4. У психолога не должно быть проблем, иначе какой же он психолог и как может помочь другим?!

Опровержение: психолог – не Бог. У него могут быть и бывают проблемы. Единственное, что требуется от хорошего специалиста, это осознавать свои проблемы, держать их под контролем, чтоб вовремя отследить, если его проблемы начинают мешать эффективной работе с клиентом. Для этого по-хорошему психолог должен периодически проходить сам личную психотерапию.

Миф 5. У самого психолога серьезные психологические проблемы.

Опровержение: обратная сторона предыдущего мифа - это представление о том, что у самих психологов есть серьезные психологические проблемы, потому как нормальный человек не будет заниматься психологией. Действительно, на психологические факультеты поступает немало людей, которые хотят таким образом разобраться со своими психологическими проблемами. Но, не сумев в той или иной степени разрешить их, профессиональными психологами такие люди часто не становятся. Психолог обязан овладеть навыками саморегуляции и обладать высоким уровнем рефлексии, чтобы отслеживать собственное поведение, осознавать свои границы, находить источники имеющихся комплексов, страхов и барьеров и работать над собой. Прежде чем приступить к практической работе, психолог сам проходит психотерапию, затем он работает под руководством супервизора - более опытного психолога, и только после нескольких месяцев обучения он сам может оказывать психологическую помощь. Бывает, что с точки зрения обывателя психологи позволяют себе некоторые странности, бывают эксцентричными, излишне самоуверенными, но на профессиональных качествах хорошего психолога это не отражается (или не должно отражаться). Тем не менее, этот миф устойчив и находит отражение в многочисленных анекдотах, книгах и фильмах.

Миф 6. Хороший психолог после недолгого общения составляет психолог<

Наши рекомендации