Этический кодекс психолога-диагноста

Чтобы предотвратить неправильное употребление психологиче­ских тестов, опросников и других методик, что в настоящее время наблюдается очень часто, существует насущная необходимость в соблюдении ряда предосторожностей: относительно самих методик; их оценок; последующего использования результатов. Вопросы рас­пространения и использования диагностических методик должны подчиняться и в нашей стране этическим стандартам или кодексу профессиональной этики, как это практикуется в других странах, в частности в Америке. В кодексе профессиональной этики психоло­га-диагноста особое внимание должно быть уделено критическим ситуациям, в которых могут иметь место конфликты ценностей, как, например, в отношениях между развитием науки на благо человече­ства и защитой прав и благополучия отдельных индивидов. Рас­смотрим основные этические проблемы, связанные с обла­стью психодиагностики, которые уже нашли определенное решение в западной психологии.

1. Уровень квалификации людей,применяющих диагностиче­ские методики. Требование, чтобы диагностические методики при­менялись только достаточно квалифицированными экспериментато­рами, является первым шагом по защите индивида от их неправиль­ного использования. Конечно, необходимая квалификация меняется в зависимости от типа диагностической методики. Так, для пра­вильного применения индивидуальных тестов интеллекта и большин­ства личностных тестов и опросников требуется относительно дли­тельный период интенсивного обучения, в то время как для тести­рования достижений в учебной и профессиональной деятельности нужна минимальная специальная психологическая подготовка. Сле­дует также заметить, что студенты, которые участвуют в учебном тестировании, обычно не готовы к самостоятельному проведению диагностического обследования других людей и к интерпретации тестовых оценок.

В идеальном случае хорошо подготовленный психолог-диагност должен выбирать методики, которые подходят как для частной це­ли, с которой он проводит диагностирование, так и для конкретного человека, которого он обследует. Он также должен хорошо знать соответствующую научную литературу, касающуюся выбранной ме­тодики, и быть способен оценить технические параметры таких ее характеристик, как нормы, надежность и валидность. Известно, что результаты диагностирования чувствительны ко множеству условий его проведения. Поэтому психодиагност делает выводы или дает ре­комендации только после рассмотрения диагностической оценки (или оценок) в свете другой касающейся индивида информации. Главное же, он должен быть достаточно осведомлен в психологии, чтобы уберечься от неоправданных выводов в своей интерпретации полученных оценок. Если диагностирование проводится людьми других профессий, желательно, чтобы имелся квалифицированный психо­лог-консультант, который поможет обеспечить необходимые условия для правильной процедуры и последующей правильной интерпрета­ции диагностических оценок.

Неверные представления о характере и цели обследования, а также неправильные интерпретации диагностических результатов лежат в основе многих распространенных ошибок и критических замечаний в адрес психологической диагностики. Кроме того, воз­растающая сложность психологических знаний неизбежно приводит к усилению специализации в психологии. В этом процессе зарубеж­ные специалисты по психологическому тестированию все больше и больше сосредоточивают свое внимание на техническом совершен­ствовании тестов и опросников и утрачивают контакты с тем, что происходит в смежных отраслях науки, таких, как педагогика, дет­ская психология, психология индивидуальных различий и генетиче­ская психология[30]. Однако оценки по тесту могут быть правильно поняты только в свете всех соответствующих знаний относительно тех областей психики, которые тест должен измерить.

Кого считать квалифицированным психологом-диагностом? Очевидно, в связи с разнообразием областей исследования и, следова­тельно, специализацией в подготовке ни один психолог не является одинаково квалифицированным во всех областях. Признавая этот факт, психологи, разрабатывающие основы практической психоло­гии, считают, что психолог должен знать границы компетентности и ограниченность своих методов и не предлагать свои услуги, а также не использовать технику, которые не удовлетворяют профессио­нальным стандартам, установленным в отдельных областях. Кроме того, на Западе видят различие, существующее между психологом, работающим в системе научных или государственных учреждений, например, в школе, университете, клинике или государственных ор­ганах, и психологом, занятым самостоятельной практической дея­тельностью. Поскольку независимый психолог-практик менее подчи­нен оценкам и суждениям квалифицированных коллег, чем психо­лог, работающий в учреждении, он, по представлениям Американ­ской психологической ассоциации, должен отвечать более высоким требованиям к профессиональной квалификации. Это же справедли­во и в отношении психологов, ответственных за контроль над дру­гими учрежденческими психологами или консультирующих этих психологов.

Полезный зарубежный опыт состоит также в том, что для повы­шения профессиональных норм и качества психологического обсле­дования населения квалифицированным психологам предоставляют­ся лицензии и удостоверения.

2. Использование диагностических методик.Право приоб­ретения и последующего использования методик диагностики долж­но предоставляться лицам, имеющим определенную квалификацию. Но сегодня приобретать их могут все. Могут быть, конечно, и ин­дивидуальные покупатели тестов, например студенты, которым мо­жет потребоваться какой-то тест для учебных или исследователь­ских целей. Американские психологи считают, что они должны иметь заказ на приобретение методики, скрепленный подписью пре­подавателя психологии или другого лица, который берет на себя от­ветственность за ее правильное использование. В зарубежных эти­ческих кодексах психологов-диагностов предлагается ограничить распространение диагностических методик. Это ограничение имеет двоякую цель: неразглашение содержания методик и предупрежде­ние их неправильного применения. Доступ к таким методам должен быть ограничен теми людьми, кто имеет профессиональную заинте­ресованность и гарантирует их правильное использование. Диагно­стические оценки, как и сами методики, передаются только лицам, которые способны их интерпретировать и использовать надлежащим образом.

Другие профессиональные обязательства должны быть связаны с продажей психологических методик, осуществляемой их авторами и разработчиками, а также издателями. Недопустимы какие-либо за­явления относительно достоинств методики при отсутствии доста­точных объективных оснований. Методику нельзя выпускать для общего применения преждевременно. Когда вначале ее распространяют только для исследовательских целей, это условие должно быть ясно указано и соответственно должно быть ограничено распространение методики. Руководство по ее использованию должно предоставлять достаточные данные, позволяющие оценить методику как таковую, а также давать полную информацию относительно ее проведения, способов оценки и норм. Руководство должно являться действительным изложением того, что известно о методике, а не средством рекламы, предназначенным для того, чтобы показать ее в выгодном свете. Обязанностью автора и издателя диагностических методов является их периодическая проверка и повторная стандар­тизация с целью предотвратить их устаревание. Быстрота, с кото­рой методика устаревает, зависит от ее содержания. Методики и их основные части нельзя печатать в газете, журнале или популярной брошюре ни в целях описания, ни для использования их при само­оценке. Видный американский тестолог А. Анастази считает, что в этих условиях самооценивание не только приведет к таким крупным ошибкам, как признание бесполезности методики, но может также быть психологически вредным для индивида. Кроме того, любая гласность в отношении содержания методики сделает недействи­тельным ее будущее применение другими людьми. Представление методических материалов таким способом приводит к созданию ошибочной, искаженной картины психологического обследования в целом. Такое разглашение может породить либо наивную доверчи­вость, либо огульное противодействие со стороны общественности всем направлениям психологической диагностики.

Другим, распространенным на Западе, но не отвечающим профес­сиональным требованиям видом деятельности является тестирова­ние по почте, заочно. Выполнение индивидом каких-либо тестов способностей или тестов личности не может быть правильно оцене­но с помощью тестовых бланков, высылаемых ему по почте и по почте же отправляемых обратно для оценки и интерпретации. Такой способ не только не обеспечивает контроля за соблюдением усло­вий тестирования, но предполагает также интерпретацию тестовых оценок в отсутствие другой, относящейся к индивиду информации. При таких обстоятельствах тестовые результаты не только могут оказаться бесполезными, но и принесут вред.

3. Обеспечение тайны результатов обследования.Вопрос, возникающий в особенности в связи с использованием личностных тестов, касается посягательства на тайну личности. Для зарубеж­ных диагностов это больной вопрос, поскольку о сущности некото­рых тестов, раскрывающих эмоциональные и мотивационные осо­бенности, а также установки личности, субъекту не сообщается, он может проявить такие черты в ходе тестирования, не осознавая, что он это делает. Хотя лишь немногие тесты замаскированы и неуло­вимы настолько, чтобы попасть в эту категорию; существование та­ких непрямых методов диагностирования налагает серьезную ответ­ственность на использующих их психологов. Для эффективности обследования, может быть, необходимо держать испытуемого в не­ведении относительно специфических способов, которыми должны интерпретироваться его ответы на любой тест. Однако личность не должна подвергаться какому-либо обследованию обманным путем. В этой связи первостепенное значение имеет обязательное ясное по­нимание испытуемым способов и целей использования его диагно­стических результатов. Такова принципиальная позиция большинст­ва зарубежных психодиагностов. Хотя беспокойство, касающееся посягательства на тайну личности, чаще всего проявляется по от­ношению к тестам личностным, его логично отнести к любому типу методик. Конечно, и интеллектуальные тесты, и тесты способно­стей, и тесты достижений могут обнаружить такие недостатки в на­выках и знаниях, которые индивид предпочитает не раскрывать. Кроме того, любое наблюдение за поведением индивида во время интервью, беседы и других исследований личности может открыть такую информацию, которую он сам не знал или которую предпочи­тал скрывать. Таким образом, любые методы психологического ис­следования, а не только тесты таят в себе возможность проникно­вения в тайну личности. Конечно, возникающие конфликты ценно­сти психологического исследования и посягательства на тайну лич­ности могут быть разрешены в каждом конкретном случае, однако в действительности эта проблема не так проста, и ее решение требует большой осторожности со стороны психологов и других профессио­налов. Чтобы оградить тайну личности, нельзя сформулировать универсальные правила, можно предусмотреть только общие пути. При применении этих общих способов к специфическим случаям необходимы этическая сознательность и профессиональная ответст­венность каждого психолога. Решения нужно вырабатывать в зави­симости от конкретных обстоятельств.

Когда обследование проводится в интересах общества или какого-либо учреждения, обследуемый должен быть полностью проинфор­мирован о том, как будут использоваться его оценки. Желательно также объяснить ему, что правильная оценка будет выгодна самому обследуемому, так как ему не принесет пользы, если он займет ме­сто, на которое в дальнейшем у него не хватит сил или для которо­го он потом будет признан непригодным. Диагностические резуль­таты, полученные в клинике или консультации, не могут быть при­менены в интересах этих учреждений, если клиент не даст своего согласия на это.

Какова бы ни была цель обследования, сохранение тайны лично­сти, по мнению А. Анастази, включает два ключевых понятия: ре­левантность и информированное согласие. Информация, которую предоставляет индивид, должна соответствовать (релевантна) цели диагностирования. Важность этого принципа состоит в том, что все практические усилия должны быть направлены на установление валидности методики для конкретной диагностической или прогностической цели, с которой он применяется. Только инструмент, валидный данной цели, обеспечивает релевантную информацию.

Понятие «информированное согласие» нуждается в следующем пояснении. Обследуемый должен быть, конечно, осведомлен о цели обследования и характере возможных данных, которые могут быть получены, а также о дальнейшем способе их употребления. Однако ему не могут быть показаны образец теста или бланк протокола, так как такая информация обычно делает тест недействительным, лишает его силы.

Диагностические процедуры и экспериментальные планы, кото­рые охраняют право индивида отказываться от участия в обследо­вании и, следовательно, защищают тайну его личности, осложняют работу психолога и повышают требования к его квалификации. При правильных взаимоотношениях и взаимном уважении психолога и обследуемого число отказов от участия в диагностировании может быть сведено к незначительной величине.

4. Конфиденциальность.Как и проблема сохранения тайны, проблема конфиденциальности волнует зарубежных психодиагно­стов. Она имеет много сторон. Основной вопрос ставится так: «Кто будет иметь доступ к диагностическим результатам?» С одной сто­роны, существует необходимость неразглашения содержания теста и опасность неверного понимания тестовых оценок, с другой — объективная необходимость для разных лиц знать результаты тес­тирования.

В настоящее время усилилось осознавание индивидом собственного права иметь доступ к результатам своего обследования. Он также дол­жен иметь возможность комментировать содержание своего ответа и в случае необходимости разъяснять или исправлять фактическую инфор­мацию. Должны быть соблюдены соответствующие меры предосторож­ности, направленные против неправильного использования и неверной интерпретации диагностических результатов.

Один из этических вопросов конфиденциальности обследования школьников состоит в том, сообщать ли родителям ученика резуль­таты тестирования, но исследователи чаще всего приходят к мысли, что важнее определить, как это делать. Обычно родители имеют за­конное право на получение информации о своем ребенке. Чаще всего они хотят получить такую информацию. Кроме того, в некоторых случаях школьная неуспеваемость ребенка или затруднения эмоцио­нального характера могут отчасти возникать из-за взаимоотношений ребенка и родителей. В таких условиях контакт консультанта, психоло­га-диагноста с родителями имеет первостепенное значение как для то­го, чтобы понять причины полученных результатов, так и для того, чтобы установить с родителями сотрудничество.

Если обследование проводится в учреждении, например в школе, су­де или при оформлении на работу, индивид должен быть заранее про­информирован о его целях, о том, как будут использоваться его резуль­таты, и об их доступности тем лицам, кто в них заинтересован. Разные ситуации возникают, когда диагностические результаты запрашиваются людьми, например, в тех случаях, когда будущий наниматель или кол­ледж просят предоставить им данные тестового обследования индиви­да, проведенные в школе. В таких случаях требуется получить согласие индивида на передачу данных. Это же относится и к обследованию в клинике или консультации, а также к тестированию, осуществленному с исследовательскими целями.

Другая проблема относится к сохранению диагностических данных в учреждениях. С одной стороны, данные об индивидах, получаемые и сохраняемые в течение длительного времени, могут быть очень полез­ными не только для исследовательских целей, но и для правильного понимания и консультирования самого индивида. Однако их ценность предполагает правильное использование и правильную интерпретацию. В случаях, когда данные получены либо для длительного использова­ния в интересах индивида, либо для научных целей, для предотвраще­ния неправильного их применения необходимо, чтобы доступ к ним на­ходился под чрезвычайно строгим контролем.

5. Сообщение результатов обследования.Психологи много размышляют о том, как сообщать результаты обследования в форме содержательной и пригодной для использования. Ясно, что инфор­мацию нельзя передавать в том виде, в каком она получена. Ее нужно сопровождать объяснениями психологов-профессионалов. Например, когда родителям сообщают тестовые оценки их детей, рекомендуется устроить общее собрание, на котором консультант или школьный психолог объяснит цель и характер выводов, которые целесообразно сделать на основе полученных результатов, и грани­цы использования данных. Затем можно раздать родителям пись­менные сведения об их детях и дать объяснения на конкретном примере для какого-либо родителя, позволившего это сделать. Не­зависимо от того, в каком виде сообщаются тестовые данные, важ­ное условие заключается в том, чтобы предоставить их с помощью описания уровней выполнения, а не только в числовой форме. Осо­бенно существенно соблюдать это условие для тестов интеллекта, которые интерпретируются неверно чаще, чем тесты достижений.

При сообщении результатов учителям, школьным администрато­рам, нанимателям рабочей силы и другим лицам следует соблюдать такие же предосторожности. Сообщения об уровне выполнения и качественные описания, сделанные простым языком, предпочти­тельнее специфических числовых данных, за исключением тех слу­чаев, когда результаты теста сообщаются опытному, хорошо подго­товленному психологу-профессионалу.

При сообщении результатов любых диагностических методов же­лательно принимать во внимание характеристики, особенности того человека, кому передается информация. Это касается не только его образовательного уровня и знаний по психологии и тестологии, но также и его ожидаемой эмоциональной реакции на информацию. Если речь идет о родителях или учителях, например, то их эмоцио­нальные конфликты с ребенком могут препятствовать спокойному и рассудительному восприятию фактической информации о ребенке.

Последняя, но не менее важная проблема касается сообщения ре­зультатов обследования самому индивиду, будь то ребенок или взрос­лый. В этом случае, как и при сообщении данных третьему лицу, при­менимы те же самые меры предосторожности против неправильной ин­терпретации. Однако здесь особенно важна индивидуальная эмоцио­нальная реакция на информацию, если индивид занят изучением своих собственных достоинств и недостатков. Когда индивиду сообщают его диагностические результаты, следует не только сопровождать их ин­терпретацией, проводимой компетентными психологами, но нужно соз­дать благоприятные возможности для индивидуальной консультации каждого, кто может быть эмоционально обеспокоен такой информаци­ей. Например, студент колледжа может быть серьезно обеспокоен, оза­дачен, узнав о том, что он плохо выполнил тест школьных возможно­стей. Способный школьник может приучиться к лености и безынициа­тивности или может стать непослушным и перестать действовать со­обща с товарищами, если он обнаружит, что по своим способностям он намного превосходит своих сверстников. Развитие серьезных личност­ных нарушений может быть ускорено, если больному индивиду сооб­щить его оценку по личностному тесту. Такие вредные воздействия мо­гут возникать, конечно, независимо от того, правильной или непра­вильной является сама оценка. Даже в том случае, если обследование было тщательно проведено, а полученные оценки правильно интерпре­тированы, их знание без возможности обсудить их в дальнейшем может быть вредным для индивида.

Таковы основные проблемы, затрагиваемые в этических стандар­тах зарубежных психодиагностов. Предлагаемые способы их реше­ния могут быть полезными отечественной психологической диагно­стике, которая делает пока первые шаги в направлении создания норм профессиональной этики.

6. О социально-психологических основаниях этического ко­декса психолога-диагноста.Психолог должен придавать большое значение достоинству и ценности бытия каждого отдельного человека. Он принимает на себя обязательство улучшать понимание человеком самого себя и других людей. Следуя этим обязательствам, он охраняет благополучие каждого человека, который может нуждаться в его по­мощи, а также любого человека, который может быть объектом его изучения. Он не только сам не использует свое профессиональное по­ложение или связи во вред обследуемого, но также сознательно не по­зволит воспользоваться плодами своего труда другим с целью, несо­вместимой с ценностью этических эталонов. Испрашивая для себя воз­можности диагностического обследования, свободы и сообщения ре­зультатов, он принимает на себя ответственность на основаниях ком­петентности, на которую он претендует, объективности в сообщении данных психодиагностического обследования и тех открытий в лично­стном мире индивида, которые он обнаружил, и внимания к социаль­ным запросам и интересам своих коллег и общества.

Среди тех основных принципов, которые могут составлять этиче­ский кодекс психолога-диагноста, в первую очередь должны быть названы:

1) благополучие обследуемого индивида;

2) ответственность, в основе которой объективность, честность и поддержание высоких норм в своей работе;

3) моральные и правовые стандарты, соответствующие мораль­ным требованиям общества;

4) корректность и сдержанность в публичных заявлениях;

5) конфиденциальность, гарантирующая сохранность информации об индивиде;

6) отношения с обследуемым, основанные на доверительности, ин­формировании его о цели обследования и о последующем характере использования результатов;

7) неразглашение результатов обследования;

8) меры предосторожности в обследованиях;

9) условия, возможности и ограничения в публикации методик;

10) интерпретация диагностических результатов.

Впервые нормы профессиональной этики для разработчиков и пользователей психодиагностических методик были разработаны в Ярославском государственном университете в НПЦ «Психодиагностика» под руководством Рукавишникова А. А.

Нормы профессиональной этики для разработчиков и пользователей психодиагностических методик[31]

Предлагаемые читателю «Нормы...» разработаны в соответствии с основными требованиями профессиональной этики, принятыми за рубежом, в странах с широ­кой и хорошо организованной сетью пси­хологических служб. Поскольку в нашей стране практическая психология является относительно молодой и пока недостаточ­но структурированной отраслью, она не имеет действующих органов и способов контроля за практикой отдельных психо­логов. Поэтому предлагаемые «Нормы...» не носят характера закона, обязательного для исполнения, их нарушение не может повлечь за собой каких-либо официальных санкций. Цель «Норм...» — дать практи­кующим психологам четкие ориентиры в том, что касается этики поведения психо­диагностических обследований. В основе «Норм...» лежат общепризнанные права человека, и основным критерием и кон­тролером их выполнения должна являть­ся профессиональная честность и гуман­ность самих психологов.

Составители выражают надежду, что по мере продвижения нашего государства к правовому будут приняты законодатель­ные и нормативные акты, определяющие права человека при психологических об­следованиях и регламентирующие работу прикладных психологов, и настоящие «Нормы...» рассматриваются как первый шаг в продвижении к этой цели.

Введение

Целью данных «Норм...» является изложение профессиональных и этичес­ких требований к лицам, по роду своей деятельности связанным с разработкой и применением психодиагностических ме­тодик.

Как любой научный инструмент, пси­ходиагностические тесты, чтобы быть эффективными, должны правильно исполь­зоваться. Неверным представлением о природе и цели тестов, а также неправиль­ной интерпретацией результатов теста объясняются многие из распространенных критических замечаний в адрес психоло­гических тестов. В руках недобросовест­ного или неквалифицированного пользо­вателя тесты могут принести серьезный вред. Поэтому две основные причины не­обходимости контроля за использованием психодиагностических тестов таковы: а) предотвратить всеобщую доступность содержания теста, которая делает его невалидным; б) гарантировать использование тестов только квалифицированными специа­листами.

Для того чтобы предотвратить непра­вильное употребление психологических тестов, возникает необходимость в соблю­дении ряда требований как к разработке и проведению самих тестов, так и к исполь­зованию их результатов.

1. Общие этические принципы психодиагностического обследова­ния

1.1. Психолог, запрашивающий у человека в ходе обследования сведения о его личности или допускающий, чтобы ему доверили эту информацию, делает это толь­ко после того, как обследуемый полностью осознал цели обследования, а также цели и способы использования этой информа­ции.

Комментарий. Для эффективно­сти обследования может быть необходимо скрывать от испытуемого истинную цель тестирования и специфику интерпретации его ответов, тем не менее, личность не дол­жна подвергаться какому бы то ни было тестированию обманным путем.

1.2.Любой человек имеет право отказаться от участия в психологическом обследовании или эксперименте и тем самым оградить от нежелательного вмешательства свой внутренний мир.

1.3.Когда обследование проводится в интересах какого-либо учреждения, обследуемый должен быть полностью проинформирован относительно использования получаемых результатов. Желательно также объяснить, что адекватная оценка его личности будет выгодна самому испытуемому.

1.3.1. Результаты обследования, про­веденного по личной просьбе и в интере­сах обследуемого, не могут быть предос­тавлены какому-либо учреждению, если испытуемый не дает на это согласия.

1.3.2.Если обследование проводится в интересах личности и по инициативе ор­ганизации (школы, предприятия, вуза, суда и т. п.), то для использования полученных результатов в рамках этой организации дополнительного согласия обследуемого не требуется. Для передачи полученной информации за пределы организации необходимо согласие обследуемого.

1.3.3.Если в силу необходимости за­щиты интересов общества или прав граж­дан результаты психодиагностического обследования должны быть сообщены другому лицу или в официальный орган, обследуемый должен быть поставлен об этом в известность.

1.3.4.Обязательство хранить профессиональную тайну теряет силу, если поло­жение закона обязывает психолога сообщить о полученной информации.

1.4. При тестировании детей до 16 лет в области учебных достижений, навыков и умений достаточным является согласие школьного или педагогического совета; в случае же оценки личности необходимо индивидуальное согласие ребенка и его родителей. По просьбе родителей им должны быть сообщены результаты тестиро­вания ребенка с соблюдением условий, указанных в пунктах 1.6 и 1.7. Относительно передачи сведений другим людям соблюдаются требования пункта 1.3 (всех его подпунктов). Представителями ребенка в данном случае являются его роди­тели.

При психодиагностическом обследова­нии подростка 16 лет и старше требуется только его согласие.

1.5.Во избежание неправильного обращения с тестовыми данными необходимо, чтобы доступ к ним подлежал строгому контролю.

Комментарий. Целесообразно выработать точные критерии для сохране­ния, уничтожения и доступности сведений об индивиде.

1.6.При сообщении результатов тестирования необходимо учитывать особенно­сти того человека, которому они предназ­начаются.

Комментарий. Например, при сообщении тестовых результатов школь­ника следует помнить, что эмоциональная причастность родителей и учителей к жиз­ни ребенка может препятствовать разум­ному пониманию фактической инфор­мации.

1.7.Индивиду не должны сообщаться результаты его обследования без их интерпретации специалистом. В ряде случа­ев необходим также соответствующий комментарий специалиста.

Комментарий. Даже если тест тщательно проведен и верно интерпрети­рован, сообщение тестовых результатов индивиду без возможности обсудить их более подробно может ему повредить. На­пример, школьник может быть сильно оза­дачен, узнав, что он плохо выполнил тест способности к обучению; серьезные нару­шения в развитии личности могут быть усугублены, если больному сообщить ре­зультаты его тестирования.

Помимо обоих принципов, используе­мых в работе с психодиагностическими тестами, имеется ряд требований к лицам, связанным в своей профессиональной де­ятельности с разработкой и применением тестов. Это могут быть лица трех катего­рий:

а) психолог-психометрист, занимающий­ся разработкой и адаптацией психодиагностических методик;

б) психолог-пользователь, использующий в своей работе психодиагностические методики;

с) специалист-непсихолог, работающий в смежных с психологией областях (учи­тель, врач, социолог, экономист и др.) и применяющий в своей работе отдель­ные психодиагностические методики.

Наши рекомендации