Этический кодекс практического психолога

Этическим кодексом называется свод моральных правил по­ведения, на базе которых строится деятельность и взаимоотно­шения людей в той или иной сфере их общения. В основе эти­ческого кодекса лежат нравственные нормы, выражающие собой категории добра, т.е. такие общие принципы, выработанные в истории человеческой культуры и цивилизации, следование ко­торым составляет благо для людей, приносит им пользу, делает их счастливыми. Противоположными являются категории, свя­занные со злом, ориентация на которые делает людей, напро­тив, несчастными, наносит им вред.

Этический кодекс основывается на нормах морали, а не права. Это означает, что нарушающий этот кодекс человек не подлежит суду в соответствии с законом, не может получить наказа­ние, допускающее применение к нему мер принуждения. В от­личие w этого юридический кодекс опирается на нормы права, разрешающие насильственные действия в отношении тех лиц, которые его нарушают и осуждены судом, а также тех, в отно­шении кого возбуждены уголовные дела органами правосудия.

В работу психологической службы и в управление деятель­ностью практических психологов, входящих в ее структуры, эти­ческий кодекс вводится потому, что далеко не все проблемы, с которыми в жизни сталкивается практический психолог в сис­теме образования, могут иметь однозначное и точное правовое решение, быть расписаны и представлены в форме юридиче­ских норм, регламентирующих действия психолога в той или иной социальной ситуации. Ему часто приходится действовать и принимать решения на основе интуиции и чувств, что не до­пускается в юридической практике. Зачастую именно чувства и интуиция подсказывают психологу наиболее правильное реше­ние или предохраняют от принятия скороспелого, преждевре­менного и потенциально ошибочного решения.

Существует несколько источников, на основе которых выра­батываются нормы этического кодекса практического психолога. Это — философия, религия, культура, обычаи, традиции, идео­логия и политика, выступающие как сферы или атрибуты чело­веческой деятельности, задающие базисные принципы морали для создания и функционирования этического кодекса. В фило­софии, например, существует и давно разрабатывается специаль­ный раздел, который так и называется — «этика». В нем дается научное определение морали, рассматриваются ее истоки, основ­ные нравственные категории, их преобразование в процессе раз­вития человеческой культуры и цивилизации. Религиозные воз­зрения испокон веков содержали в себе определенные нравст­венные принципы, которые для верующих являются императив­ными, т.е. имеют для них силу морального закона. Культура включает в себя нормы человеческих отношений, которые реали­зуются в обществе, в семье, в системе образования, в личных и деловых отношениях людей. Составляющими социально-психо­логической человеческой культуры также являются обычаи и традиции, обеспечивающие социально- или национально-специ­фический колорит этических норм. Идеология и политика также представляют собой специфические источники нравственного сознания, опирающиеся на интересы государств, народов, на­ций, классов, правящих партий, социальных групп населения.

Конкретное содержание этического кодекса, лежащего в осно­ве профессиональной деятельности людей, зависит от всех пере­численных факторов, а также от специфики профессиональной деятельности, о которой идет речь. В настоящее время в различ­ных странах, где развернута и давно функционирует психологи­ческая служба в системе образования, выработаны свои этиче­ские кодексы практических психологов. Вариант такого кодекса, который кратко излагается далее, основан на анализе и обоб­щении некоторых подобных документов, в частности тех, кото­рые выработаны в США, Германии, Испании. Он дополнен по­ложениями, отражающими состояние системы образования в Российской Федерации на момент написания этого учебника.

Все моральные нормы, включаемые в этический кодекс про­фессионального практического психолога, можно разделить по сферам деятельности, в которых они реализуются. Это — пози­ция, из которой исходит практический психолог при обсужде­нии вопросов, затрагивающих интересы детей; действия психо­лога в тех случаях жизни, когда интересы развития ребенка кем-либо нарушаются; действия психолога в том случае, когда он сам не в состоянии удовлетворительно помочь ребенку или вы­нужден применять на практике не вполне проверенные и апро­бированные методики; отношения, складывающиеся между пси­хологом, родителями, учителями в ситуациях, касающихся раз­глашения данных психодиагностических обследований; дейст­вия психолога в тех случаях, когда решается судьба ребенка.

Ниже приводится примерный этический кодекс, регламен­тирующий с моральной стороны действия практического пси­холога в системе образования в различных ситуациях:

1. Профессиональная деятельность психолога в системе обра­зования характеризуется особой ответственностью перед детьми,

2. В случае, когда личные интересы ребенка вступают в про­тиворечие с интересами учебно-воспитательного учреждения, других людей, взрослых и детей, психолог обязан выполнять свои функции с максимальной беспристрастностью.

3. Работа психолога строится на основе принципа профессиональ­ной независимости и автономии. Его решение по вопросам профес­сионального психологического характера является окончательным и не может быть отменено администрацией учебно-воспитательного учреждения, вышестоящими управленческими организациями.

4. Отменить решение психолога вправе только специальная комиссия, состоящая из высококвалифицированных психоло­гов и наделенная соответствующими властными полномочиями.

5. В работе с детьми психолог руководствуется принципами честности и искренности.

6. Для того чтобы быть в силах помочь детям, психолог сам нуждается в доверии и соответствующих правах. Он в свою оче­редь несет персональную ответственность за правильное исполь­зование данных ему прав.

7. Работа практического психолога в системе образования направлена на достижение исключительно гуманных целей, предполагающих снятие ограничений на пути свободного ин­теллектуального и личностного развития каждого ребенка.

8. Психолог строит свою работу на основе безусловного ува­жения достоинства и неприкосновенности личности ребенка, уважает и активно защищает его основополагающие человече­ские права, определяемые Всеобщей декларацией прав человека.

9. Психолог выступает одним из основных защитников ин­тересов ребенка перед обществом, всеми людьми.

10. Психолог должен быть осторожен и осмотрителен в вы­боре психодиагностических и психокоррекционных методов, а также в своих выводах и рекомендациях.

11. Психолог не должен принимать участие в том, что как-то ограничивает развитие ребенка, его человеческую свободу, фи­зическую и психологическую неприкосновенность. Наиболее тяжкое нарушение профессиональной этики психолога пред­ставляет его личное содействие или непосредственное участие в делах, наносящих ребенку вред. Лица, однажды замеченные в подобных нарушениях, раз и навсегда лишаются права работы с детьми, пользования дипломом или иным документом, под­тверждающим квалификацию профессионального психолога, а в определяемых законом случаях подлежат суду.

12. Психолог обязан информировать тех, кому он подчинен, а также свои профессиональные объединения о замеченных им нарушениях прав ребенка другими лицами, о случаях негуман­ного обращения с детьми.

13. Психолог должен противодействовать любым политиче­ским, идеологическим, социальным, экономическим и другим влияниям, способным привести к нарушению прав ребенка.

14. Психолог обязан оказывать лишь такие услуги, для кото­рых он имеет необходимое образование и квалификацию.

15. В случае вынужденного применения психодиагностиче­ских или психотерапевтических (психокоррекционных) мето­дик, не прошедших достаточной апробации или не полностью отвечающих всем научным стандартам, психолог обязан предупреждать об этом заинтересованных лиц и быть особенно осто­рожным в своих выводах и рекомендациях.

16. Психолог не имеет права передавать психодиагностиче­ские, психотерапевтические или психокоррекционные методи­ки для пользования некомпетентным лицам.

17. Психолог обязан препятствовать использованию методов психодиагностики и психологического воздействия профессио­нально не подготовленными людьми, предупреждать об этом тех, кто по незнанию пользуется услугами таких людей.

18. Дети подросткового и старшего школьного возраста име­ют право на индивидуальную консультацию психолога в отсут­ствие третьих лиц, включая учителей, родителей или заменяю­щих их людей.

19. Психолог не должен препятствовать тому, чтобы обсле­дование или консультирование взрослого ребенка по его жела­нию проводилось в присутствии других лиц, за исключением особых случаев, связанных с проведением медико-психологи­ческой или судебно-психологической экспертизы, определен­ных законом.

20. Данные индивидуального психологического обследова­ния детей подросткового и юношеского возраста психолог имеет право сообщать или передавать третьим лицам лишь при согла­сии на это самих детей. При этом ребенок имеет право знать, что и кому о нем говорится или передается.

21. Учителям, родителям, заменяющим их лицам, админист­рации учебно-воспитательных учреждений допускается сообще­ние только таких данных о детях, которые этими лицами не могут быть использованы во вред ребенку.

22. Пользуясь средствами массовой информации и другими доступными средствами ее получения или распространения, пси­хологи обязаны предупреждать людей о возможных отрицатель­ных последствиях их обращения за помощью психологического характера к некомпетентным лицам и указывать, где и у кого эти люди могут получить необходимую профессиональную пси­хологическую помощь.

23. Психолог не должен позволять вовлекать себя в такие дела или виды деятельности, где его роль и функции оказыва­ются двусмысленными, способными нанести ущерб детям.

24. Психолог не должен давать таких обещаний клиентам, которые не в состоянии выполнить.

25. Если обследование ребенка или психологическое вмеша­тельство осуществляется по требованию другого лица; представителя органа образования, врача, судьи и т.п., — то психолог обязан известить об этом родителей ребенка или лиц, их заменяющих.

26. Психолог несет персональную ответственность за хране­ние в тайне информации о детях, которых он обследует.

27. При приеме на работу в учебно-воспитательное учрежде­ние психолог должен оговорить, что в пределах своей профес­сиональной компетенции он будет действовать независимо, а также ознакомить администрацию того учреждения, в котором ему предстоит трудиться, других заинтересованных лиц с со­держанием настоящего этического кодекса. Он должен обра­тить внимание всех лиц, которые будут связаны с ним в про­фессиональной работе, на необходимость хранить тайну и со­блюдать профессиональную этику. Психолог при этом должен предупредить, что профессиональное вмешательство в его ра­боту может осуществляться только вышестоящим органом пси­хологической службы, наделенным соответствующими полно­мочиями. Он также должен оговорить невозможность для себя выполнения неэтичных требований со стороны других лиц.

28. Нарушение положений этического кодекса профессио­нальным практическим психологом рассматривается судом чести ассоциации практических психологов, а при необходимости — более высокой профессиональной организацией, включенной в структуру психологической службы системы образования.

Темы и вопросы для обсуждения на семинарах

Тема 1. Задачи, структура и функции психологической службы в системе образования

1. Необходимость создания психологической службы в системе образования.

2. Основные задачи психологической службы в системе образования.

3. Структура психологической службы.

4. Специализация в работе практических психологов.

5. Взаимодействие практических психологов с органами управления психо­логической службы и другими структурными подразделениями системы обра­зования.

Тема 2. Квалификационные требования, права и обязанности практического психолога

1. Требования, предъявляемые к квалификации психолога в системе обра­зования.

2. Обязанности практического психолога в системе образования.

3. Права практического психолога в системе образования.

4. Вопросы, решаемые практическим психологом самостоятельно и во взаи­модействии с другими людьми, вовлеченными в учебно-воспитательный процесс.

5. Пути решения спорных вопросов, возникающих в работе практического психолога.

Наши рекомендации