Глава 14. Личностные особенности детей и подростков
3. Зейгарник Б. В., Братусь Б. С. Очерки по психологии аномаль ного развития личности. М., 1980.
4. Зотов А. И. Дефект зрения и психическое развитие личности // Психологические особенности слепых и слабовидящих школь ников. Л., 1981.
5. Калижнюк Э. С . Психические нарушения при детских цереб ральных параличах. Киев, 1987.
6. Лебединский В. В. Нарушения психического развития у детей. М , 1985.
7. ЛитвакА. Г. Психология слепых и слабовидящих. СПб., 1999.
8. Максимова Н. Ю., Милютина Е. Л. Курс лекций по детской па топсихологии. Ростов-на-Дону, 2000.
9. Мамайчук И. И. Психология дизонтогенеза. СПб., 2000.
10. Матвеев В. Ф. Психические нарушения при дефектах зрения и слуха. М., 1985.
11. Петрова В. Г., Белякова И. В. Кто они, дети с отклонениями в развитии. М., 1998.
12. Пожар Л. Психология аномальных детей и подростков — па топсихология. М., 1996.
13. Психологияглухихдетей/ Подред. И. М. Соловьева. М., 1971.
14. Рубенштейн С . Я. Психология умственно отсталого школьни ка. М., 1989.
15. Синяк В. А., Нудельман М. М. Особенности психического раз вития глухого ребенка. М., 1975.
16. Солнцева Л. И. Тифлопсихология детства. М., 2000.
17. Шипицына Л. М., Мамайчук И. И. Детский церебральный па ралич. СПб., 2001.
18. Шипицына Л. М. Необучаемый ребенок в семье и обществе. СПб., 2002.
ЗАКЛ Ю ЧЕНИЕ
Как уже отмечалось, специальная психология на современ ном этапе представляет собой дина мичн о развивающ ую ся отрасль психологической науки. Во многом это обусловлено увеличением разнообразных отклонений в психофизическом развитии, особенно среди детей и подростков. В специализи рованной психолого-педагогической помощ и нуждаются не только дети, обучающиеся в коррекционных учреждениях, но и воспитанники массовых школ и детских садов. Большин ство таких детей не грубые, а стертые, пограничные ф ормы отклонений, проявляющиеся в дефиците внимания, расстрой ствах эмоциональной сферы, характерологических, поведен ческих девиациях и пр. Следствием этого становятся затруд нения в формировании различных форм деятельности, преж де всего учебной, более или менее устойчивая социальна я дезадаптация и наруш ения процесса социализации. Причи нами всего перечисленног о могут выступать разнообразные патогенные факторы в виде расстройст в центральной нервной системы, многочисле нные хронические соматические заболе вания, неблагоприят ные социально-психологические условия в виде тяжелых эмоциональных переживаний, чаще всего свя занных с неправильным семейным воспитанием, ситуациями вынужденного переселения, насилия и т. д.
• Увеличение численност и лиц с отклонениями в развитии существенно изменило характер отнош ения со стороны к ним общества, что стало дополнительным стимулом в развитии специальной психологии, повысив ее социальную значимость.
Заключение
Разнообразие прикладных задач, стоящих перед специальной психологией, так или иначе способствует активизации ее внут ренне й исследовательской направленности, в частности ре ш ению такой, казалось бы, сугубо академической и вместе с тем в высшей степени прикладной затачи — сущности фено мена нарушенног о развития.
Обобщенное представление о дизонтогенез е и его диффе ренциальных признаках важно, прежде всего, в практическом смысле: в повседневной психодиагностической практике весь ма сложно разграничит ь крайние варианты нормального раз вития от стертых пограничных ф орм дизонтогений. Подоб ного рода ошибки обходятся очень дорого и, к сожалению, по лучают все большее распространение . Наивная убежденность в том, что подобную проблему можн о реш ить автоматически путем использования многообразных психодиагностических методик, иллюзия, причем небезопасная. Без разработки тео ретических основ любые прикладные отрасли рано или по здно превращаются в утилитарные придатки науки. Обычная механическая суммация представлений о разных видах дизон тогенеза не дает сама по себе обобщ енног о представления осущности нарушенного развития. Д ля этого требуется тео ретический анализ. Более того, обобщенное представление оприроде нарушенног о развития как такового позволяет рас ширит ь наш и знания оконкретных его формах.
Говоря овнутренней логике научного познания, Л. С. Вы готский подчеркивал, что «для всякой науки раньше или поз же наступает момент, когда она должна осознать себя самое ка к целое, осмыслить свои методы и перенест и вним ание с фактов и явлений на те понятия, которыми она пользуется» (Собр. соч. Т.1, с. 310). Сказанное чрезвычайно актуально для современной специальной психологии.
Некоторые науки начинают свое формирование с общей теории, а потом переходят к развитию отдельных отраслей и частных концепций. Специальна я психология в своем разви тии шла обратным путем: немногочисле нная совокупност ь ее разделов долго ассоциировалось с наукой, в целом уже в сере-
Специальна я психология
дине X X столетия стало складываться представление об об щ ем предмете, дающем возможность определит ь ее актуаль ный и потенциальн ый состав. Небезынтересно также отме тить некоторую историческую инверсионност ь в развитии специальной и детской психологии. Последняя как раз зани малась изучением общих проблем в ущерб вопросам индиви дуальных различий.
Ф ормирование специальной психологии происходит за счет появления новых разделов, что делает ее предмет внут ренне противоречивым. Это ли ш ни й раз говорит об актуаль ности исследования проблем общего характера, конституиру ющих целостное представление о едином предмете науки. На начальных этапах развития специальной психологии, когда существовало не более трех ее отраслей, внутренняя противо речивост ь предмета явно не осознавалась, хотя существовала уже тогда. Расширение спектра отраслевых направлений обо стряет ощущение фрагментарност и ее предметног о содержа ни я и активизирует поис к его интегративн ых представлений. В качестве базового понятия для общей теории специаль
ной психологии, с наш ей точки зрения, должна выступать категория развития, а не дизонтогенеза. Само развитие понима ется как универсальное свойство материи и сознания, проявляю щееся в необратимом, направленном и закономерном их измене нии, в результате чего возникает новое качественное состояние объекта — его состава и структуры. В этой связи предметом изу чения специальной психологии должны выступать не нарушения в развитии сами по себе, а то, как протекает процесс психичес кого развития в неблагоприятных условиях, следствием чего и являются возникающие нарушения.
Теоретический анализ в специальной психологии по своей сути есть сопоставление параметров генеза психики с пара метрами патогенных условий. До тех пор пока негативные воз действие не способно нарушить целостност ь психики или, наоборот, пока психика способна в неблагоприят ной ситуа ци и сохранят ь свою целостность, изменя я при этом лю бые свои параметры, мы можем говорить онарушенном развитии.
I
Заключение
Утрата целостност и отличает нарушенное развитие от иного ф ено м ена — распада, не являющ егося предметом изучения специальной психологии. В отличие от условно нормального развития дизонтогении прежде всего должны характеризовать ся степенью расстройства опосредованност и строения высших психических функций. Таким образом, целостност ь психики и уровень ее опосредованност и выступают основными крите риями , отграничивающ ими наруш енное развитие, с одной стороны, от нормального, а с другой — от феноменов распада. По сравнению с последним, в условиях дизонтогенез а сохра няю тся весьма высокие, хотя и индивидуально вариабельные, потенциальн ые возможности. Их сущность и природа также составляют предметное содержание специальной психологии.
ПРОГРАММ А КУРСА