Глава 14. Личностные особенности детей и подростков

3. Зейгарник Б. В., Братусь Б. С. Очерки по психологии аномаль­ ного развития личности. М., 1980.

4. Зотов А. И. Дефект зрения и психическое развитие личности // Психологические особенности слепых и слабовидящих школь­ ников. Л., 1981.

5. Калижнюк Э. С . Психические нарушения при детских цереб­ ральных параличах. Киев, 1987.

6. Лебединский В. В. Нарушения психического развития у детей. М , 1985.

7. ЛитвакА. Г. Психология слепых и слабовидящих. СПб., 1999.

8. Максимова Н. Ю., Милютина Е. Л. Курс лекций по детской па­ топсихологии. Ростов-на-Дону, 2000.

9. Мамайчук И. И. Психология дизонтогенеза. СПб., 2000.

10. Матвеев В. Ф. Психические нарушения при дефектах зрения и слуха. М., 1985.

11. Петрова В. Г., Белякова И. В. Кто они, дети с отклонениями в развитии. М., 1998.

12. Пожар Л. Психология аномальных детей и подростков — па­ топсихология. М., 1996.

13. Психологияглухихдетей/ Подред. И. М. Соловьева. М., 1971.

14. Рубенштейн С . Я. Психология умственно отсталого школьни­ ка. М., 1989.

15. Синяк В. А., Нудельман М. М. Особенности психического раз­ вития глухого ребенка. М., 1975.

16. Солнцева Л. И. Тифлопсихология детства. М., 2000.

17. Шипицына Л. М., Мамайчук И. И. Детский церебральный па­ ралич. СПб., 2001.

18. Шипицына Л. М. Необучаемый ребенок в семье и обществе. СПб., 2002.

ЗАКЛ Ю ЧЕНИЕ

Как уже отмечалось, специальная психология на современ­ ном этапе представляет собой дина мичн о развивающ ую ся отрасль психологической науки. Во многом это обусловлено увеличением разнообразных отклонений в психофизическом развитии, особенно среди детей и подростков. В специализи­ рованной психолого-педагогической помощ и нуждаются не только дети, обучающиеся в коррекционных учреждениях, но и воспитанники массовых школ и детских садов. Большин­ ство таких детей не грубые, а стертые, пограничные ф ормы отклонений, проявляющиеся в дефиците внимания, расстрой­ ствах эмоциональной сферы, характерологических, поведен­ ческих девиациях и пр. Следствием этого становятся затруд­ нения в формировании различных форм деятельности, преж­ де всего учебной, более или менее устойчивая социальна я дезадаптация и наруш ения процесса социализации. Причи­ нами всего перечисленног о могут выступать разнообразные патогенные факторы в виде расстройст в центральной нервной системы, многочисле нные хронические соматические заболе­ вания, неблагоприят ные социально-психологические условия в виде тяжелых эмоциональных переживаний, чаще всего свя­ занных с неправильным семейным воспитанием, ситуациями вынужденного переселения, насилия и т. д.

• Увеличение численност и лиц с отклонениями в развитии существенно изменило характер отнош ения со стороны к ним общества, что стало дополнительным стимулом в развитии специальной психологии, повысив ее социальную значимость.

Заключение

Разнообразие прикладных задач, стоящих перед специальной психологией, так или иначе способствует активизации ее внут­ ренне й исследовательской направленности, в частности ре­ ш ению такой, казалось бы, сугубо академической и вместе с тем в высшей степени прикладной затачи — сущности фено­ мена нарушенног о развития.

Обобщенное представление о дизонтогенез е и его диффе­ ренциальных признаках важно, прежде всего, в практическом смысле: в повседневной психодиагностической практике весь­ ма сложно разграничит ь крайние варианты нормального раз­ вития от стертых пограничных ф орм дизонтогений. Подоб­ ного рода ошибки обходятся очень дорого и, к сожалению, по­ лучают все большее распространение . Наивная убежденность в том, что подобную проблему можн о реш ить автоматически путем использования многообразных психодиагностических методик, иллюзия, причем небезопасная. Без разработки тео­ ретических основ любые прикладные отрасли рано или по­ здно превращаются в утилитарные придатки науки. Обычная механическая суммация представлений о разных видах дизон­ тогенеза не дает сама по себе обобщ енног о представления осущности нарушенного развития. Д ля этого требуется тео­ ретический анализ. Более того, обобщенное представление оприроде нарушенног о развития как такового позволяет рас­ ширит ь наш и знания оконкретных его формах.

Говоря овнутренней логике научного познания, Л. С. Вы­ готский подчеркивал, что «для всякой науки раньше или поз­ же наступает момент, когда она должна осознать себя самое ка к целое, осмыслить свои методы и перенест и вним ание с фактов и явлений на те понятия, которыми она пользуется» (Собр. соч. Т.1, с. 310). Сказанное чрезвычайно актуально для современной специальной психологии.

Некоторые науки начинают свое формирование с общей теории, а потом переходят к развитию отдельных отраслей и частных концепций. Специальна я психология в своем разви­ тии шла обратным путем: немногочисле нная совокупност ь ее разделов долго ассоциировалось с наукой, в целом уже в сере-

Специальна я психология

дине X X столетия стало складываться представление об об­ щ ем предмете, дающем возможность определит ь ее актуаль­ ный и потенциальн ый состав. Небезынтересно также отме­ тить некоторую историческую инверсионност ь в развитии специальной и детской психологии. Последняя как раз зани­ малась изучением общих проблем в ущерб вопросам индиви­ дуальных различий.

Ф ормирование специальной психологии происходит за счет появления новых разделов, что делает ее предмет внут­ ренне противоречивым. Это ли ш ни й раз говорит об актуаль­ ности исследования проблем общего характера, конституиру­ ющих целостное представление о едином предмете науки. На начальных этапах развития специальной психологии, когда существовало не более трех ее отраслей, внутренняя противо­ речивост ь предмета явно не осознавалась, хотя существовала уже тогда. Расширение спектра отраслевых направлений обо­ стряет ощущение фрагментарност и ее предметног о содержа­ ни я и активизирует поис к его интегративн ых представлений. В качестве базового понятия для общей теории специаль­

ной психологии, с наш ей точки зрения, должна выступать категория развития, а не дизонтогенеза. Само развитие понима­ ется как универсальное свойство материи и сознания, проявляю­ щееся в необратимом, направленном и закономерном их измене­ нии, в результате чего возникает новое качественное состояние объекта — его состава и структуры. В этой связи предметом изу­ чения специальной психологии должны выступать не нарушения в развитии сами по себе, а то, как протекает процесс психичес­ кого развития в неблагоприятных условиях, следствием чего и являются возникающие нарушения.

Теоретический анализ в специальной психологии по своей сути есть сопоставление параметров генеза психики с пара­ метрами патогенных условий. До тех пор пока негативные воз­ действие не способно нарушить целостност ь психики или, наоборот, пока психика способна в неблагоприят ной ситуа­ ци и сохранят ь свою целостность, изменя я при этом лю бые свои параметры, мы можем говорить онарушенном развитии.

I

Заключение

Утрата целостност и отличает нарушенное развитие от иного ф ено м ена — распада, не являющ егося предметом изучения специальной психологии. В отличие от условно нормального развития дизонтогении прежде всего должны характеризовать­ ся степенью расстройства опосредованност и строения высших психических функций. Таким образом, целостност ь психики и уровень ее опосредованност и выступают основными крите­ риями , отграничивающ ими наруш енное развитие, с одной стороны, от нормального, а с другой — от феноменов распада. По сравнению с последним, в условиях дизонтогенез а сохра­ няю тся весьма высокие, хотя и индивидуально вариабельные, потенциальн ые возможности. Их сущность и природа также составляют предметное содержание специальной психологии.

ПРОГРАММ А КУРСА

Наши рекомендации