Класси фикации н ару ш е ни й в псих ич еском развит ии

Люб ая наука, изучая сущ ность своего объекта, пытается внести определенный элемент упорядоченност и в собствен­ ные представления о нем. Исследуемые явления объединяют­ ся в разнообразные группы, тип ы , классифицируются. И чем они многообразнее, тем больше возникает различных клас­ си фикаций. Тем самым появляется возможность понимания внутренних зако нов исследуемых явлений. Таким образом, классифицирование представляет собой своеобразный метод познания общих закономерностей, лежащ их в основе науч­ ного предмета. По сути, историю науки можно изучать по тому, как в ней происходит смена одной классификационной сис­ темы на другую; ка к осуществляется неизбежный переход от эмпирико- феноменологических (описательных) классифика­ ций к категориальным (сущностным).

Специальна я психология также создает свои подразделе­ ни я различных типов нарушенного развития. Их значитель­ ное количество связано, прежде всего, с многообразием сто­ рон, свойств иэлементов развивающ ейся психики, каждый изкоторых может оказаться нарушенным в процессе своего ста­ новления в связи с действием патогенных факторов.

Классификации отличаются друг от друга в зависимости от критерия, взятого в качестве основания для группировок. Могут использоваться одновременно несколько критериев — тогда классификация приобретает более дробн ы й характер.

Специальна я психология

Важным свойством такой группировки является возможность использоват ь ее на практике. В научных исследованиях часто применяются так называемые рабочие, временные классифи­ кации, выступающие в качестве вспомогательного средства при решении конкретных задач.

Говоря об отклонениях в развитии, мы можем, акцентируя разные стороны, поочередно разделять их на разные группы, то есть осуществлять различные классификации. Например, по времени их возникновения. Существуют нарушения врожден­ ные и приобретенные , появивш иес я уже после рож дения. Внутри группы врожденных нарушений следует выделить под­ группу, связанную с наследственной патологией, ибо не все врожденное является наследственным, но все наследственное чаще всего бывает врожденным. Группа приобретенных нару­ ш ений включает рано и поздно приобретенные . Возрастная граница между ними может быть различной. Так, в случаях нарушения слуха имеет значение время его потери относитель­ но сроков развития речи, тех этапов, когда речь еще не начи­ нала свое формирование , периодов первоначальног о разви­ тия и возраста, когда речь уже была относительно сформиро­ вана. Этот приме р весьма показателен, он демонстрируе т принцип хроногенност и связи тяжести расстройства с време­ нем возникновения основног о нарушения. И м енно от после­ днего во многом зависит прогноз дальнейшего развития, ха­ рактер и содержание коррекционных мероприятий, имеющих или не имеющих возможность опоры на период нормального функционирования психики, если таковой существует.

Выбрав в качестве основания для классификации обрати­ мость возникающих отклонений, все многообразие их вариан­ тов можно разделить на необратимые, частично обратимые ипрактически обратимые. В отношении последней группы на­ рушений, которые способны трансформироваться в нормаль­ ное развитие, особо важна скорость или темпы обратимости. В таком случае мы получаем еще несколько подгрупп.

Часто при создании классификации используется этиоло­ гический критерий — основная причина , вызвавшая отклоне-

Глава 7. Классификаци и нарушений в психическом развитии

ние. Сами по себе этиологические факторы весьма разнооб­ разны , что, кстати говоря, приводит к необходимости и их группировки. Здесь уместно выделить нарушения церебраль­ но-органического, психогенног о и соматогенног о происхож­ дения .

П ричины отклонений в развитии иногда предельно обоб­ щают, объединяя в две большие группы — социальные и био­ логические. Однако в столь изолированном виде эти факторы выступают крайне редко. Поэтому при выделении групп от­ клоняющегося развития по данному критерию указывают на относительное преобладание в происхождении того или ино­ го наруш ения социально неблагоприят ных условий или био­ логическог о фактора (будь то инфекция , интоксикация, ас­ фиксия или травма).

С точки зрения клиническог о подхода традицио нным ста­ ло подразделение всех форм психических расстройст в на два больших класса. Первый из них обозначается термином ре­ тардация, запаздывание или приостановка психическог о раз­ вития любого происхождения; недоразвитие в разнообразных формах умственной отсталости. Выделяют две разновиднос­ ти ретардации — общую (тотальную) и частичную (парциаль­ ную). В последнем случае речь идет о незрелости отдельных функций, сторон психики в частности, школьных навыков — чтения, счета, письма или свойств личности.

Второй класс расстройст в называется асинхрония. Она ха­ рактеризуется сочетанием выраженного опережения в разви­ тии одних функций со значительным отставанием темпа фор­ мирования других, что приводит к дисгармонии структуры психики, ее искажению и диспропорциональности.

Несложно понять, что в качестве критерия указанног о де­ ления используется темповый призна к процесса психическо­ го развития в целом и отдельных его сторон.

В. В. Ковалев к двум рассмотренным нами группам дизон­ тогенеза добавляет еще и третью, связанную с механизмами высвобождения и фиксации более ранних онтогенетических форм нервно-психическог о реагирования.

Специальна я психология

Он а характеризуется разнообразными симптомами и син­ дромами, встречающимися при различных психических забо­ леваниях . Прежде всего, это катотонические расстройства, разнообразные регрессивные, касающ иеся уже сформирован­ ных навыков , тотальный и эклективный мутизм, гиперактив­ ность, патологические страхи, эхолалии и эхопраксии и мно­ гое другое.

Исключительно важной представляется мысль о том, что нарушение психическог о развития не может рассматриваться изолированно, оно одновременно является компонентом ди- зоктогенеза в целом и одной из его фаз. Так, например, есть основания полагать, что в качестве базы психическог о инфан­ тилизма выступают последствия нарушений ценогенез а (ха­ рактера и последовательност и смены морфофизиологических изменений эмбриона и плода).

Развивая данное положение , В. В. Ковалев подразделяет все формы дизонтогенез а на две группы в зависимости от динами­ ческих характеристик этиологическог о фактора. В связи с этим он подчеркивает : « По особенностям генеза и динамики разли­ чают эволютивный (непроцессуальный) психический дизонто- генез, в основе которого лежит только нарушение развития, и процессуальный, психический дизонтогенез , являющийся след­ ствием болезненног о процесса ( шизофрения, эпилепсия, про­ грессиру ющее органическое заболева ние головного мозга), возникшего до завершения созревания центральной нервной системы. Д инамика непроцессуального психическог о дизонто­ генеза эволютивная, подчиняется общим закономерностям пси­ хического развития, отличаясь от него по темпу, срокам и соот­ нош ению отдельных психических функций и свойств лично­ сти. Д инамик а клинических проявлений процессуальног о психическог о дизонтогенез а более сложная и зависит от тяже­ сти и темпа течения основног о заболевания. При неблагопри­ ятном течении возможны усиления ретардации психическог о развития, нарастание его диспропорции, углубление регресса психики» (Ковалев В. В. Семиотика и динамика психических заболеваний у детей и подростков. М., 1985, с. 19).


Наши рекомендации