Класси фикации н ару ш е ни й в псих ич еском развит ии
Люб ая наука, изучая сущ ность своего объекта, пытается внести определенный элемент упорядоченност и в собствен ные представления о нем. Исследуемые явления объединяют ся в разнообразные группы, тип ы , классифицируются. И чем они многообразнее, тем больше возникает различных клас си фикаций. Тем самым появляется возможность понимания внутренних зако нов исследуемых явлений. Таким образом, классифицирование представляет собой своеобразный метод познания общих закономерностей, лежащ их в основе науч ного предмета. По сути, историю науки можно изучать по тому, как в ней происходит смена одной классификационной сис темы на другую; ка к осуществляется неизбежный переход от эмпирико- феноменологических (описательных) классифика ций к категориальным (сущностным).
Специальна я психология также создает свои подразделе ни я различных типов нарушенного развития. Их значитель ное количество связано, прежде всего, с многообразием сто рон, свойств иэлементов развивающ ейся психики, каждый изкоторых может оказаться нарушенным в процессе своего ста новления в связи с действием патогенных факторов.
Классификации отличаются друг от друга в зависимости от критерия, взятого в качестве основания для группировок. Могут использоваться одновременно несколько критериев — тогда классификация приобретает более дробн ы й характер.
Специальна я психология
Важным свойством такой группировки является возможность использоват ь ее на практике. В научных исследованиях часто применяются так называемые рабочие, временные классифи кации, выступающие в качестве вспомогательного средства при решении конкретных задач.
Говоря об отклонениях в развитии, мы можем, акцентируя разные стороны, поочередно разделять их на разные группы, то есть осуществлять различные классификации. Например, по времени их возникновения. Существуют нарушения врожден ные и приобретенные , появивш иес я уже после рож дения. Внутри группы врожденных нарушений следует выделить под группу, связанную с наследственной патологией, ибо не все врожденное является наследственным, но все наследственное чаще всего бывает врожденным. Группа приобретенных нару ш ений включает рано и поздно приобретенные . Возрастная граница между ними может быть различной. Так, в случаях нарушения слуха имеет значение время его потери относитель но сроков развития речи, тех этапов, когда речь еще не начи нала свое формирование , периодов первоначальног о разви тия и возраста, когда речь уже была относительно сформиро вана. Этот приме р весьма показателен, он демонстрируе т принцип хроногенност и связи тяжести расстройства с време нем возникновения основног о нарушения. И м енно от после днего во многом зависит прогноз дальнейшего развития, ха рактер и содержание коррекционных мероприятий, имеющих или не имеющих возможность опоры на период нормального функционирования психики, если таковой существует.
Выбрав в качестве основания для классификации обрати мость возникающих отклонений, все многообразие их вариан тов можно разделить на необратимые, частично обратимые ипрактически обратимые. В отношении последней группы на рушений, которые способны трансформироваться в нормаль ное развитие, особо важна скорость или темпы обратимости. В таком случае мы получаем еще несколько подгрупп.
Часто при создании классификации используется этиоло гический критерий — основная причина , вызвавшая отклоне-
Глава 7. Классификаци и нарушений в психическом развитии
ние. Сами по себе этиологические факторы весьма разнооб разны , что, кстати говоря, приводит к необходимости и их группировки. Здесь уместно выделить нарушения церебраль но-органического, психогенног о и соматогенног о происхож дения .
П ричины отклонений в развитии иногда предельно обоб щают, объединяя в две большие группы — социальные и био логические. Однако в столь изолированном виде эти факторы выступают крайне редко. Поэтому при выделении групп от клоняющегося развития по данному критерию указывают на относительное преобладание в происхождении того или ино го наруш ения социально неблагоприят ных условий или био логическог о фактора (будь то инфекция , интоксикация, ас фиксия или травма).
С точки зрения клиническог о подхода традицио нным ста ло подразделение всех форм психических расстройст в на два больших класса. Первый из них обозначается термином ре тардация, запаздывание или приостановка психическог о раз вития любого происхождения; недоразвитие в разнообразных формах умственной отсталости. Выделяют две разновиднос ти ретардации — общую (тотальную) и частичную (парциаль ную). В последнем случае речь идет о незрелости отдельных функций, сторон психики в частности, школьных навыков — чтения, счета, письма или свойств личности.
Второй класс расстройст в называется асинхрония. Она ха рактеризуется сочетанием выраженного опережения в разви тии одних функций со значительным отставанием темпа фор мирования других, что приводит к дисгармонии структуры психики, ее искажению и диспропорциональности.
Несложно понять, что в качестве критерия указанног о де ления используется темповый призна к процесса психическо го развития в целом и отдельных его сторон.
В. В. Ковалев к двум рассмотренным нами группам дизон тогенеза добавляет еще и третью, связанную с механизмами высвобождения и фиксации более ранних онтогенетических форм нервно-психическог о реагирования.
Специальна я психология
Он а характеризуется разнообразными симптомами и син дромами, встречающимися при различных психических забо леваниях . Прежде всего, это катотонические расстройства, разнообразные регрессивные, касающ иеся уже сформирован ных навыков , тотальный и эклективный мутизм, гиперактив ность, патологические страхи, эхолалии и эхопраксии и мно гое другое.
Исключительно важной представляется мысль о том, что нарушение психическог о развития не может рассматриваться изолированно, оно одновременно является компонентом ди- зоктогенеза в целом и одной из его фаз. Так, например, есть основания полагать, что в качестве базы психическог о инфан тилизма выступают последствия нарушений ценогенез а (ха рактера и последовательност и смены морфофизиологических изменений эмбриона и плода).
Развивая данное положение , В. В. Ковалев подразделяет все формы дизонтогенез а на две группы в зависимости от динами ческих характеристик этиологическог о фактора. В связи с этим он подчеркивает : « По особенностям генеза и динамики разли чают эволютивный (непроцессуальный) психический дизонто- генез, в основе которого лежит только нарушение развития, и процессуальный, психический дизонтогенез , являющийся след ствием болезненног о процесса ( шизофрения, эпилепсия, про грессиру ющее органическое заболева ние головного мозга), возникшего до завершения созревания центральной нервной системы. Д инамика непроцессуального психическог о дизонто генеза эволютивная, подчиняется общим закономерностям пси хического развития, отличаясь от него по темпу, срокам и соот нош ению отдельных психических функций и свойств лично сти. Д инамик а клинических проявлений процессуальног о психическог о дизонтогенез а более сложная и зависит от тяже сти и темпа течения основног о заболевания. При неблагопри ятном течении возможны усиления ретардации психическог о развития, нарастание его диспропорции, углубление регресса психики» (Ковалев В. В. Семиотика и динамика психических заболеваний у детей и подростков. М., 1985, с. 19).