Глава 4. Методы специально й психологии

Беседа выступает как в качестве дополнения к эксперимен­ ту, так и вполне самостоятельно. Ее проведение требует высо­ кого профессионализма . Прежде всего, психолог должен ус­ тановить хороший контакт с ребенком, создать атмосферу до­ вери я и безопасности. С обеседни к дол ж е н чувствоват ь заинтересованное отношение к себе. Следует просто идоход­ чиво объяснит ь причину, по которой с ним проводят данн ы й разговор. Задаваемые вопросы должн ы быть понятны. Здесь также необходимо точно определит ь цель, основное содержа­ ние беседы, характер и последовательност ь предлагаем ых воп­ росов, которые формулируются в процессе подготовки. Пси­ холог тактично направляет беседу в нужном направлении, если исследуемый уходит в сторону, переформулируе т вопрос ы , если они оказываются неясными. В процессе беседы фикси­ руются эмоциональн ы е реакции, интонации испытуемых . Беседа не должна быть чрезмерно длительной, ибо ребенок может устать и утратить интерес к ее содержанию. Использо­ вание данног о метода в специальной психологии иногда тре­ бует от специалист а особых навыков . Так, при работе с глухи­ ми необходимо хорошее знание дактильной и жестовой речи.

В подобной форме чаще всего проводится сбор психологи­ ческого анамнеза - истории психическог о развития ребенка. Беседа с родителями, учителями, воспитателями и другими взрослыми, знающ ими ребенка, может предоставит ь немало ценной информации . Сложность состоит в том, что эти дан­ ны е не структурирован ы. Н ачина ющ ем у психолог у иногда кажется, что стоит задать родителям вопрос, как развивался их ребенок, и он получит развернутый ответ. Опыт показыва­ ет, что это далеко не всегда так. Родителям зачастую трудно выделить главное, многие путают историю болезни с истори­ ей психическог о развития своего ребенка. И м енн о поэтому психолог должен точно направлять их рассказ, задавая конк­ ретные вопросы об этапах и сторонах развития. Анамнести­ ческие сведения можно существенно пополнить , если исто­ рия развития ребенка воспроизводится разными людьми (от­ цом иматерью, одним изродителей иучителем и т. д.). П ри

Специальна я психология

сборе психологическог о анамнеза в процессе беседы с роди­ телями психолог не должен забывать, что тема, касающ аяся специфичност и их ребенка, может быть для них весьма бо­ лезненной. Поэтому формулирование вопросов должно быть предельно деликатным. Беседа — это праздное любопытство и немеханическое регистрирование сведений о ребенке.

Сбор анамнеза в процессе работы с учителями всегда более продуктивен в силу их профессиональной подготовки. Тем не менее издесь возникают определенные трудности. Педагоги склонны рассматриват ь развитие в контексте процесса обуче­ ния , что делает анамнез несколько односторонним.

Метод самонаблюдения в специальной психологии зани­ мает отнюдь не привилегированное место. Достаточно долго отнош ение к нему было крайне негативным. Нетерпимость к интроспекциониз му ифеноменологии автоматически пере­ носилась на данную технику, которой отказывали в научно­ сти и достоверности. При этом игнорировался очевидный факт исключительной роли самонаблюдения в организации ире­ гуляции поведения и деятельности. Тем не менее в процессе беседы или анкетног о опроса мы имеем дело именно с резуль­ татами самоанализа испытуемого.

Следует иметь в виду, что возможности использования дан­ ных самонаблюдения в специальной психологии, как ив дет­ ской, весьма ограничены. Его эффективност ь напряму ю за­ висит от уровня развития самосознания, являющегося доста­ точ но поздним новообразованием в психическом развитии. Тогда как есть все основания полагать, что любая форма ди - зонтогенеза в той или иной степени затрагивает разные сто­ роны развития самосознания. Поэтому данные самонаблюде­ ни я чаще всего фиксируют ли ш ь уровень развития последне­ го и не могут рассматриватьс я в качеств е объективног о достоверног о факта. Исклю чение составляют ли ш ь случаи зрелого возраста в сочетании с полной интеллектуальной со­ хранностью. Одними из самых выразительных примеров та­ кого глубокого и тонкого психологическог о самоанализа мож­ но считать книг и О. И. Скороходовой « Как я восприни м аю ,


Наши рекомендации