Глава 1. Предмет и задач и специально й психологии

вел В. И. Лубовского к обратному выводу. Десятилетиями уче­ ным казалось, что они изучают модально-специфические за­ кономерности, но в действительност и речь шла о модально- неспецифических . П ричино й этого стал распространенный недостаток в экспериментальной стратегии. Проводя экспе­ римент , исследователь, как правило, сопоставлял результаты, полученные на одной группе детей с отклонениями в разви­ тии, с аналогичной по возрасту группой нормально развива­ ющ ихс я детей. Вы явленн ы е отличия рассматривалис ь ка к свойственные только для данног о типа отклонения. Последу­ ющ ие исследования показали, что в большинстве случаев они типич ны одновременно для нескольких групп детей с откло­ нениями в развитии и по сути являются модально-неспеци­ фическими. И те и другие закономерности представляют со­ бой лиш ь своеобразное проявление общих, основных законов развития психики, характерных как для случаев нормы, так и для патологии. Исследование разных типов закономерностей, как задача специальной психологии, сопряжено также с изу­ чением компенсаторных механизмов, позволяющих сознанию человека продолжат ь реализовывать свои основные ф ункции в условиях дизонтогенеза.

Перечисленн ые задачи по своему существу являются и ис­ следовательскими и прикладными одновременно. Имеющи­ еся в арсенале специальной психологии сведения об основ­ ных, модально-неспецифических, модально-специфических и индивидуально-типологических особенностях психическо­ го развития детей с теми или иным и отклонениями позволя­ ют дифференцироват ь процесс обучения этих детей, строить адекватные и эффективн ы е коррекционные программы для работы с ними , создать условия, препятствующие появлению новых отклонений — проводит ь психопрофилактику .

Таким образом, весь ш ироки й спект р прикладных задач специальной психологии обусловлен процессом разработки научных основ для методов и содержания обучения разных групп детей с отклонениями в развитии, коррекционной, ре­ абилитационной и психопрофилактической работы с ними .

Специальна я психология

Контрольные вопросы

1. Вчем состоят трудности определения предмета специальной психологии?

2. Как внастоящее время определяется предмет специальной психологии?

3. Чем объясняется необходимость точного определения пред­ мета науки?

4. Вчем состоят основные задачи специальной психологии?

5. Чем определяются стоящие перед специальной психологией задачи?

6. Вчем состоит теоретическое ипрактическое значение специ­ альной психологии?

Литература

1. Лебединский В. В. Нарушения психического развития у детей. М., 1985.

2. Лубовский В. И. Психологические проблемы диагностики ано­ мального развития детей. М., 1989.

3. Пожар Л. Психология аномальных детей и подростков — па­ топсихология. М, 1996.

4. Специальная педагогика / Под ред. Н. М. Назаровой М., 2000.

5. Усанова О. Н. Специальная психология. М., 1990.

Г л а в а 2

М Е ЖП РЕД М ЕТ Н Ы Е СВЯЗ И СПЕЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГ И И С ДРУГИ М И НАУКАМИ

Научное познание всегда обращено к исследованию какой- то отдельной, конкретной стороны или свойства своего пред­ мета. Сам же предмет, как правило, обладает множеством сто­ рон и свойств, которые в свою очередь становятся объектами изучения других наук. Таким образом, любая наука исследует свой предмет ли ш ь в определенном ракурсе, опуская осталь­ ные. Для того чтобы воспроизвест и предмет в его первоначаль­ ной целостности, необходимо сопоставит ь данные о нем из различных научных областей. Возможность подобног о сопо­ ставления реализуется благодаря существованию связей меж­ ду отдельными науками, что нередко приводит к формирова­ ни ю новых научных дисциплин.

Изучение изолированног о объекта есть абстракция. В реаль­ ности каждый объект включен в многообразные связи и отноше­ ния. Выявление характера этих отношений расширяет представ­ ления о свойствах объекта. В научной практике весьма часто складываются ситуации, когда несколько наук изучают один и тот же предмет, но «под разными углами зрения», различными методами, пользуясь собственными категориальными аппарата­ ми. Взгляд на один и тот же объект с разных точек зрения мо­ жет формироват ь подчас очень непохожие картины, каждая из которых будет и верной и односторонне й одновременно, но при этом воспроизводятся разнообразные его связи и отношения.




Специальна я психология

Таким образом, обогащение наших знаний лежит на пути научной интеграции, установлении тесных контактов между дисциплина ми. Специальная психология обладает обширны­ м и м ежпредметным и связя ми , которы е имею т отчетливую тенденцию к дальнейшему росту.

Кроме того, нелишне напомнить, что специальная психо­ логия исторически формировалас ь в процессе непрерывного взаимодействия с другими науками. Так, являясь частью пси­ хологической науки, специальна я психология прежде всего и теснее всего связана с другими ее отраслями и в особеннос­ ти с общей, возрастной и педагогической. Знания , накоплен­ ны е ими , вы ступаю т в качестве теоретической базы дл я специальной психологии, ибо развитие психики в условиях сенсорных, речевых, двигательных и других нарушений под­ чиняется общим законам функционирования и генеза созна­ ния . С другой стороны, общепсихологические представления существенно обогащаются за счет клинико-психологических исследований, проводимых в рамках специальной психоло­ гии. М ногие закономерности в норме легко могут ускользнут ь от взгляда исследователя либо крайне трудны для изучения в искусственн ых условиях. Случаи патологии являю тся, по об­ разному выражению И. П. Павлова, « жестоким эксперимен­ том природы» , дающим уникальную возможность проверит ь степень универсальност и законов, открытых и описанных ра­ нее. Это особенно важно, если учесть, что структура психики не может быть реально разложена на составляющие ее компо­ ненты, это осуществимо ли ш ь теоретически. И в этом смысле значение клинико-психологических исследований уникаль­ но: порой тот или иной закон обнаруживает себя ли ш ь тогда, когда он нарушается, что дает возможность его описать и изу­ чить. Не случайно практически все крупные представители психологической науки уделяли значительное внимание кли- нияескому м атериалу .

Тесные связи также существуют между специальной и ме­ дицинско й или клинической психологией. На первоначаль­ ных этапах становления их предметное содержание не все-


Наши рекомендации