Глава 1. Предмет и задач и специально й психологии
вел В. И. Лубовского к обратному выводу. Десятилетиями уче ным казалось, что они изучают модально-специфические за кономерности, но в действительност и речь шла о модально- неспецифических . П ричино й этого стал распространенный недостаток в экспериментальной стратегии. Проводя экспе римент , исследователь, как правило, сопоставлял результаты, полученные на одной группе детей с отклонениями в разви тии, с аналогичной по возрасту группой нормально развива ющ ихс я детей. Вы явленн ы е отличия рассматривалис ь ка к свойственные только для данног о типа отклонения. Последу ющ ие исследования показали, что в большинстве случаев они типич ны одновременно для нескольких групп детей с откло нениями в развитии и по сути являются модально-неспеци фическими. И те и другие закономерности представляют со бой лиш ь своеобразное проявление общих, основных законов развития психики, характерных как для случаев нормы, так и для патологии. Исследование разных типов закономерностей, как задача специальной психологии, сопряжено также с изу чением компенсаторных механизмов, позволяющих сознанию человека продолжат ь реализовывать свои основные ф ункции в условиях дизонтогенеза.
Перечисленн ые задачи по своему существу являются и ис следовательскими и прикладными одновременно. Имеющи еся в арсенале специальной психологии сведения об основ ных, модально-неспецифических, модально-специфических и индивидуально-типологических особенностях психическо го развития детей с теми или иным и отклонениями позволя ют дифференцироват ь процесс обучения этих детей, строить адекватные и эффективн ы е коррекционные программы для работы с ними , создать условия, препятствующие появлению новых отклонений — проводит ь психопрофилактику .
Таким образом, весь ш ироки й спект р прикладных задач специальной психологии обусловлен процессом разработки научных основ для методов и содержания обучения разных групп детей с отклонениями в развитии, коррекционной, ре абилитационной и психопрофилактической работы с ними .
Специальна я психология
Контрольные вопросы
1. Вчем состоят трудности определения предмета специальной психологии?
2. Как внастоящее время определяется предмет специальной психологии?
3. Чем объясняется необходимость точного определения пред мета науки?
4. Вчем состоят основные задачи специальной психологии?
5. Чем определяются стоящие перед специальной психологией задачи?
6. Вчем состоит теоретическое ипрактическое значение специ альной психологии?
Литература
1. Лебединский В. В. Нарушения психического развития у детей. М., 1985.
2. Лубовский В. И. Психологические проблемы диагностики ано мального развития детей. М., 1989.
3. Пожар Л. Психология аномальных детей и подростков — па топсихология. М, 1996.
4. Специальная педагогика / Под ред. Н. М. Назаровой М., 2000.
5. Усанова О. Н. Специальная психология. М., 1990.
Г л а в а 2
М Е ЖП РЕД М ЕТ Н Ы Е СВЯЗ И СПЕЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГ И И С ДРУГИ М И НАУКАМИ
Научное познание всегда обращено к исследованию какой- то отдельной, конкретной стороны или свойства своего пред мета. Сам же предмет, как правило, обладает множеством сто рон и свойств, которые в свою очередь становятся объектами изучения других наук. Таким образом, любая наука исследует свой предмет ли ш ь в определенном ракурсе, опуская осталь ные. Для того чтобы воспроизвест и предмет в его первоначаль ной целостности, необходимо сопоставит ь данные о нем из различных научных областей. Возможность подобног о сопо ставления реализуется благодаря существованию связей меж ду отдельными науками, что нередко приводит к формирова ни ю новых научных дисциплин.
Изучение изолированног о объекта есть абстракция. В реаль ности каждый объект включен в многообразные связи и отноше ния. Выявление характера этих отношений расширяет представ ления о свойствах объекта. В научной практике весьма часто складываются ситуации, когда несколько наук изучают один и тот же предмет, но «под разными углами зрения», различными методами, пользуясь собственными категориальными аппарата ми. Взгляд на один и тот же объект с разных точек зрения мо жет формироват ь подчас очень непохожие картины, каждая из которых будет и верной и односторонне й одновременно, но при этом воспроизводятся разнообразные его связи и отношения.
Специальна я психология
Таким образом, обогащение наших знаний лежит на пути научной интеграции, установлении тесных контактов между дисциплина ми. Специальная психология обладает обширны м и м ежпредметным и связя ми , которы е имею т отчетливую тенденцию к дальнейшему росту.
Кроме того, нелишне напомнить, что специальная психо логия исторически формировалас ь в процессе непрерывного взаимодействия с другими науками. Так, являясь частью пси хологической науки, специальна я психология прежде всего и теснее всего связана с другими ее отраслями и в особеннос ти с общей, возрастной и педагогической. Знания , накоплен ны е ими , вы ступаю т в качестве теоретической базы дл я специальной психологии, ибо развитие психики в условиях сенсорных, речевых, двигательных и других нарушений под чиняется общим законам функционирования и генеза созна ния . С другой стороны, общепсихологические представления существенно обогащаются за счет клинико-психологических исследований, проводимых в рамках специальной психоло гии. М ногие закономерности в норме легко могут ускользнут ь от взгляда исследователя либо крайне трудны для изучения в искусственн ых условиях. Случаи патологии являю тся, по об разному выражению И. П. Павлова, « жестоким эксперимен том природы» , дающим уникальную возможность проверит ь степень универсальност и законов, открытых и описанных ра нее. Это особенно важно, если учесть, что структура психики не может быть реально разложена на составляющие ее компо ненты, это осуществимо ли ш ь теоретически. И в этом смысле значение клинико-психологических исследований уникаль но: порой тот или иной закон обнаруживает себя ли ш ь тогда, когда он нарушается, что дает возможность его описать и изу чить. Не случайно практически все крупные представители психологической науки уделяли значительное внимание кли- нияескому м атериалу .
Тесные связи также существуют между специальной и ме дицинско й или клинической психологией. На первоначаль ных этапах становления их предметное содержание не все-