Глава 1. Предмет и задач и специально йпсихологии

жен быть сделан на их отличиях от нормально развивающих­ ся. Но всесторонне е исследование не может ограничиться фи ксацие й одних отличий. Он о дол жн о также вы являт ь и сходства, что имеет гораздо большее значение . Таким обра­ зом , даже краткий анализ наиболе е распространенны х оп­ ределений предмет а специальной психологии ли ш ни й раз доказывает сложность поставленной задачи.

Если попытаться дать краткое определение предмет а спе­ циальной психологии, то прежде всего следует подчеркнуть , что она изучает не сами ф ено м ены нарушенног о развития, ка к обы чно принят о считать. ( И б о эти их могут изучать и другие науки.) Специальная психология исследует различные формы и стороны развития психики в неблагоприятных услови­ ях.И наче говоря, ее может интересоват ь то, ка к протекает процесс психическог о развития в самых разных патогенных ситуациях; ка к и каким образом могут изменяться в зависи­ мости от многообраз ных параметров этих условий различ­ ные характеристики психогенеза. Соверш енно очевидно, что в данном контекст е особый исследовательский интерес будет связан также с изучением запаса прочностипроцесса разви­ тия. Каким образом психике, даже в осложненных, стеснен­ ных условиях, удается сохранят ь свою целостность, реализуя основные функции по адекватному отражению окружающего мира и регуляции поведения? Какова структура и динамика этих компенсаторных способностей? Анализируя процесс раз­ вития в стандартных условиях его протекания, ответить на эти вопросы весьма сложно. Упомянутые в нашем определении неблагоприят ные ситуации сами по себе не всегда способны вызвать отклонения в развитии. В конечном счете, многое будет определяться сочетанием разнообразных характеристик индивида , опосредующих их воздействие. И м енно поэтому одни и те же условия для разных людей могут иметь различ­ ные последствия. Неблагоприятна я ситуация признается па­ тогенной, способной спровоцироват ь те или иные отклоне­ ни я в развитии, если сила еевоздействия превышает компен­ саторные возможности индивида иотносительно устойчиво

Специальна я психология

изменяе т характеристики актуальног о ф ункционирования психики в параметрах точности, полнот ы и скорост и отража­ тельных и регуляторных функций и в результате изменяет темп еевозрастног о развития.

Говоря о том, что специальна я психология изучает процесс развития, протекающ ий в осложненных условиях, которые сами по себе не могут изменит ь его сущности и направленно­ сти, но придают ему определенную специфику в форме осо­ бого способа реализации, мы можем более или менее точно очертить рамки предмета специальной психологии, не сводя все ее содержание к психологии слепоты, глухоты, умствен­ ной отсталости и т. п. В качестве таковых могут выступать не только нарушения в деятельност и анализаторов, опорно-дви­ гательного аппарата, разнообразные церебральные , речевые расстройства, то есть факторы внутреннег о порядка. П омимо этого можно говорить и о внеш них неблагоприят ных факто­ рах, ш ирокий спектр которых формируется при серьезных и длительных деформациях социальной ситуации развития — тяжелые психотравмирующие обстоятельства жи зни , воспи­ тание за пределами семьи, несоответствующие возрасту ребен­ ка образ жи зни, виды деятельности, требова ния и ожидания со стороны взрослых. Последнее может касаться, в частности, детей, рано и ярко проявивших какое-то дарование и в связи с этим начинавш им ранню ю профессиональну ю подготовку, а то и профессиональну ю деятельность. Даже сама по себе нестандартность одаренных детей может существенно менять систему отнош ений к ним, что способно выступить в каче­ стве осложненной ситуации развития.

Д еление неблагоприят ных условий на внутренние и вне­ ш ние достаточно условно. В реальной жизни внутренние ус­ ловия могут спровоцироват ь формирование целого ряда до­ полнительных внешних. Так, дети с нарушениями очень час­ то воспитываются в ситуации домаш ней изоляции, не имея возможности полноценног о общения со сверстниками, что не может не сказаться на характере их психическог о развития. И наоборот, внеш ние неблагоприят ные условия со временем


Наши рекомендации