Печатается по решению Ученого Совета Института

Специальной педагогики и психологии

ISBN 5-9268-0214-8

© Речь, 2003

© И нститу т специально й педагогики и психологии, 2003

© В. М. С орокин, 2003

© П. В. Борозенец, о ф ормление , 2003

Человек должен быть счастлив тем, что у него есть. И не быть несчастным от того, чего у него нет.

А. Мору а

ВВЕДЕНИЕ

В процессе обучения и практической подготовки будущих профессионалов в области психологии ли ц с отклонениями в развитии ключевая роль, бесспорно, принадлежит курсу «Спе­ циальна я психология» . Этой дисциплине придается особое значение и в новом государстве нном стандарте высшего про­ фессиональног о образования (специальност ь 031900 Специ­ альная психология).

Курс « Специальна я психология» призван сформироват ь представления о теоретико- методологических основах этой науки, ее базовых категориях, принципах , своеобразии мето­ дов и приемов. Главным фактором, определяющим единство различных отраслей специальной психологии, являются поня­ тия о сущности феноменов отклоняющегося развития, меха­ низмах их формирования и общих закономерностях дизонто- генеза. Представление о природе нарушенного развития как такового дает возможность раскрыть предметное содержание данной науки. Более того, сегодня все отчетливее становится понятным, что существующие отрасли представляют лишь от­ дельные стороны ее целостного предмета, наиболее изученные в силу практической необходимости. Сам же он значительно шире. Изучение курса Специальной психологии предшествует знакомству с такими ее частными разделами, как психология лиц с нарушением зрения, слуха, опорно-двигательног о аппа­ рата, умственной отсталостью и др. Это позволяет увидеть в различных вариантах наруш ений психическог о развития не только специфические особенности, но и общие закономерно-

Специальна я психология

сти, а также прогнозироват ь неразрывную связь единого цело­ го, каковым является специальная психология.

Представление о целостном (пусть и неравномерно изучен­ ном) предмете способствует ясному выделению собственной области исследовательског о пространства. Двадцатое столе­ тие стало примером бурного расцвета интеграции отдельных наук. Но подобна я интеграция возможна ли ш ь при условии изначальной четкой их дифференциации.

Отсутствие определенных представлений о едином пред­ мете исследования приводит к тому, что он частично или пол­ ностью попадает в сферу исследовательской активност и дру­ гих наук. Это, безусловно, обедняет содержание самой специ­ альной психологии и ли ш ни й раз подчеркивает размытость границ ее предметног о содержания. Более того, это оказыва­ ет негативное влияние на развитие, казалось бы, независи мых разделов данной дисциплин ы . Тенденция к интегрированно­ му видению предметног о содержания громко заявила о себе в последние два десятилетия в связи с ростом многообразия описываемых вариантов отклоняющегося развития и появле­ ния все новых отраслей специальной психологии.

Увеличение количества ли ц с отклонениями в развитии, отмечающееся в последние десятилетия, как и бурный про­ цесс реформирования системы коррекционног о образования выступили факторами активизации становления специальной психологии. Вместе с тем прикладной характер данной науки, ее направленность на решение актуальных и важных задач не должны превращать ее в некий утилитарный придаток прак­ тики. Прикладное использование науки напряму ю зависит от развитости ее концептуальной базы. Об опасност и утилита­ ризма в научной среде, с его пренебрежение м к теории гово­ рил еще Л. С. Выготский.

Разработка общей теории специальной психологии долж­ на стать фундаментом для уже существующих и только еще формирующ ихся отраслей этой науки, которые войдут в ее состав как органические части единог о целого, а не как раз­ розненные, параллельно существующие элементы.

Введение

Кроме того, современная реальность практической рабо­ ты специальног о психолога такова, что ему приходиться иметь дело, как правило, не с одной формой отклонений, а сразу (или поочередно) с несколькими. Именно поэтому так важно зна­ ние общих основ специальной психологии, единых закономернос­ тей отклонений в развитии.

Усложнение предметног о содержания специальной психо­ логии ли ш ни й раз подчеркивае т ее многоаспект ность, что позволяет устанавливат ь более тесные межпредметные связи с другими отраслями психологической науки. Прежде всего, следует указать на генетический аспект, фиксирующ ий связи рассматриваемой дисциплины с психологией развития.

В рамках специальной психологии реализуется попытка сопоставит ь разные параметры патогенных условий с различ­ ными сторонами нарушения процесса психическог о развития. Если психология развития исследует, каким бывает этот про­ цесс, то специальная психология отвечает на вопрос, как оно (развитие) может проходит ь в иных условиях, что существен­ но расширяет наш и представления о генезе психики в целом.

Получение объективных данных о различных сторонах на­ рушенного развития возможно лиш ь при условии проведения всестороннег о сравнительног о исследования и анализа. Ре­ зультаты подобных исследований, полученные на какой-т о определенной группе детей с нарушенным развитием, долж­ ны быть обязательно сопоставлены с аналогичными данным и группы нормально развивающ ихся детей того же возраста. Выявленные отличия могут быть квалифицированы как спе­ цифические особенност и лиш ь в том случае, если они будут подвергнут ы еще одному сравнению с данными таких же опы­ тов, проведенных на дополнительной группе детей с другой формой отклонения. Эта цепь сравнений является минималь­ но необходимой, но не всегда достаточной для получения точ­ ных результатов. Отличительные особенност и определенной группы детей с отклоняющимся развитием зачастую обуслов­ лены не только основным нарушением, но и в немалой степе­ ни характером обучения и воспитания, в том числе и семей-

Специальна я психология

ного. И м енн о поэтому требуются результаты еще одной груп­ пы детей с той же формой отклонения, но обучающихся в иных условиях ( например, в другой школе, по другой программе , иными методами). Но и на этом сравнительный анализ не за­ канчивается. Сопоставления в рамках одной группы дизонто- генеза в разных условиях обучения и воспитания дополняют­ ся сравнение м между собой разных степеней выраженност и основног о нарушения.

Все вышесказанное дает основание утверждать, что специ­ альная психология представляет собой содержательную часть сравнительной и педагогической психологии в самом широ­ ком смысле этого слова.

О б ш ирный научный контекст специальной психологии говорит о чрезвычайной сложности ее предмета, исследова­ ние которого может иметь не только практическое , но и фун­ даментальное теоретическое значение. Здесь мы можем вы­ делить также и клинический аспект. Отклонения в развитии, пользуясь выражением Л. С. Выготского, можно определит ь как особый способ генеза, не представляющий собой форму заболева ния. Последнее суть разрушительный процесс разной интенсивност и и темпа. Развитие, пусть даже нарушенное, по своей природе представляет нечто противоположное болез­ ни . Это феномен позитивног о созидания. С другой стороны, болезнь и ее последствия часто являются причино й отклоне­ ния в развитии. В данном случае болезнь выступает для спе­ циальной психологии одним из классов неблагоприят ных ус­ ловий, на фоне которых протекает психогенез . В подобных случаях в самом генезе психики весьма сложным образом пе­ реплетаются симптомы заболевания и феномены отклонения в развитии. Задача состоит не только в их ди фф еренциации, что связано с разграничение м профессиональной компетен­ ции врача и психолога, но и в сопоставлении параметров за­ болевания, как особого класса условий с характеристика ми разных сторон развития психики. Таким образом, клинико - психологический контекст не менее важен, чем сравнитель­ ны й и генетический. В этой связи также неслучайным являет-

Введение

ся и то, как называли специальную психологию в начале X X ве­ ка. В тот период она часто обозначалась ка к «патологическая психология» . В современной европейской традиции термин

«специальная психология» мало употребим. Д анна я дисцип­ лина чаще всего рассматривается как частный раздел клини­ ческой и иногда определяется как анормальная психология.

К артина становления специальной психологии была бы неполной, если бы мы не указали на ее социально-психоло­ гические, этические , гуманитарные аспекты, ибо проблема инвалидност и не только медицинская, психологическая, пе­ дагогическая или экономическая, но, прежде всего, нравствен­ ная. История отнош ения общества к инвалидам крайне дра­ матична и изобилует примерами как бесчеловечного, так и в высшей степени жертвенног о и милосердног о обращ ения с ними . Мы не без гордости осознаем, что специальные психо­ логи всегда отстаивали идею гуманного отношения к людям с ограниченными возможностями в развитии. Делалось это даже тогда, когда подобные идеи не находили в обществе поддерж­ ки и одобрения. И в том, что сегодня отношение общества к инвалида м гуманизируется, пусть медленно и противоречи­ во, но зато реально, а не на словах, не последняя роль принад­ лежит и специальной психологии. Уместно вспомнить афо­ ризм К он ф уция : « Вглядись в ош ибки человека и познаеш ь степень его человечности» . То же можно сказать и о человече­ стве в целом. Н аш и ош ибки и заблуждения и нелепые пред­ рассудки в отношении инвалидов, живущие и по сей день, есть своеобразная мера наш ей гуманности и милосердия. Не ме­ нее точно эти свойства отражает и то, насколько глубоко мы можем осознать свои ош ибки, избавиться от предрассудков, не достойных человека, и изменит ь свое отношение к тем, кто нуждается в наш ей помощ и. Д ля начала достаточно усвоить простую мысль: сама по себе инвалидност ь не создает ника­ ких особенных, специальных трудностей, но она усложняет общечеловеческие проблемы, дополнительно затрудняя про­ цесс их разрешения. Не последнюю роль в этом играет нега­ тив ное , безразличное или прост о ф ормально отстраненное

Специальна я психология

отношение общества к инвалиду. И не только к нему, но и к его ближайшему окружению.

Человеческая культура производнаот человеческог о созна­ ния, как и само сознание есть продукт человеческой культу­ ры, существование которой оправдано лиш ь в той мере, в ка­ кой она способна содействоват ь реализации высших челове­ ческих потребностей в свободе, творчестве, самоактуализации, смысле, любви, общ ении, самоуважении, безопасност и и др. Право на воплощение этих потребностей принадлежит всем лю дям, независимо от расы, национальности, возраста, пола или уровня физическог о и психическог о развития. Только в этом смысле можно говорить о всеобщем равенстве всех пе­ ред всеми. И м енно так нам видится подлинное выражение гуманизма и милосердия. Система специальног о образования, как и практическая работа специальног о психолога, есть кон­ кретное воплощение гуманистическог о подхода в понимании природы человека.

Прогресс цивилизации, обеспечивающий техническую во­ оруженность человека на пути реализации его витальных нужд, вполне оправдан, хотя и не ли ш ен двусмысленности, так как научные и технические достижения не всегда приносят одну лиш ь пользу.

Культура же в отличие от цивилизации призвана помогат ь человеку в решении его экзистенциальных проблем. И в этом смысле критерии развития культуры в отличие от условий раз­ вития цивилизации выглядят значительно сложнее. Одним из таких критериев может служить постепенное и позитивное изменение отношения общества к инвалидам, признание ра­ венства их прав со здоров ыми лю дьми, стремление устанав­ ливать паритетные и продуктивные отнош ения. Сверх того, признание факта, что общество обязано по необходимости по­ могать инвалидам, так или иначе должно перерасти в осозна­ ние, этой помощ и как важнейшей потребност и любого чело­ веческого коллектива.

Сегодня мы стоим еще только в начале сложного пути нрав­ ственног о совершенствования. Но можно с уверенностью ска-

Введение

зать, что лю ди, избравшие в качестве будущей профессии спе­ циальную психологию, тем самым сделали на этом пути пер­ вый, но очень важный шаг.

С детства знакомый каждому из нас античный афоризм « в здоровом теле здоровый дух» предполагает , что в больном теле здорового духа быть не может. Но действительност ь на каж­ дом шагу опровергает категоричност ь этого положения. И са­ мым и убедительными аргументами здесь являю тся судьбы многих инвалидов, существование которых оправдано в той же мере, что и жизнь так называемых « нормальных», здоро­ вых людей. «Все действительное разумно; все разумное дей­ ствительно» (Гегель). Возможно, высший смысл существова­ ни я больных в том и состоит, чтобы здоровый человек, прояв­ ля я к ним милосердие и сострадание , тем самым духовно совершенствовался, избавляясь от предрассудков, которые сам и создавал, привычно деля социальный мир на «мы» (здоро­ вые) и «они» (инвалиды). В связи с этим хочется вспомнить одну из наиболее цитируемых мыслей Л. С. Выготского о том, что рано или поздно медицина победит заболева ния, приво­ дящ ие к слепоте, глухоте, умственной отсталости и т. д. Но значительно раньше общество должно преодолет ь эти недуги социально. Заметим, что Л. С. Выготский говорит о социаль­ ной победе как о деле будущего, ясно понимая, как сложна эта задача. Вряд ли можно утешить инвалида мыслью о том, что когда-нибудь заболевание, от которого он страдает, будет излечимым. Человек вправе жить сегодня, а не когда-то в бу­ дущ ем, пусть в стесненных болезнью условиях, но жизнью достойной человека.

Высокий гуманистический и социальный смысл специаль­ ной психологии может, на первый взгляд, контрастироват ь с ее кажущимся скоромным, но отнюдь не простым содержа­ нием. Такова любая наука, и психология в том числе. Сухая фактология преображается в процессе своего анализа и ин­ терпретации, обретая тем самым новый особый смысл. Про­ цесс научного познания — это всегда движение мысли от од­ ного парадокса к другому, ибо вне его наука не существует.

Специальна я психология

Л. Гинзбург весьма точно однажды заметила, что психология как наука начинается не с интереса к душевной жизни чело­ века, а с ощущения ее парадоксальности. В этом смысле спе­ циальная психология представляет собой не коллекцию по­ ло мо к человеческой психики, а попытку объяснит ь и понят ь удивительную способност ь нашего сознания сохранят ь свою целостност ь в предельно сложных условиях существования, демонстрируя при этом подчас образцы высочайших дости­ ж ений человеческог о духа.

Говоря о контекстах специальной психологии, которы е определяют ее предметное содержание и формирование от­ дельных отраслей, занимающихся изучением различных форм дизонтогенеза, мы не должны упустить из виду еще один из них - реабилитационный и весьма близкий к нему по содер­ ж анию — интеграционный.

Реабилитация — определенным образом организованна я и направленна я система мероприятий — связана не столько с восстановление м каких-т о отдельных ф ункций , хотя это и является одной из ее базисных задач, повышая адаптацион­ ный потенциал личности, сколько ориентирована на реорга­ низацию и оптимизацию социально-психологическог о бытия личности, приведение в соответствие возможностей человека с его потребностями, а также с ценностями. Долгое время в нашем обществе доминировала идея, согласно которой умень­ шение функциональн ых возможностей человека должно ав­ томатически приводит ь к сужению круга его потребностей. И глазное, в отношении инвалидов речь, как правило, велась об элементарных потребностях, а не о ценностях, определяю­ щих сущность жизни. Такие понятия, как инвалид и инвалид­ ность, как правило, содержат перечисление частных неспо- собностен, без всякой ссылки на человеческую личность. Без­ личног о индивида проще отождествлять с элем ентарн ым и потребностями, чем с ценностями, различие между которы­ ми состоит в том, что первые толкают человека сзади помимо его воли, а вторые притягивают к себе спереди. И м енн о нали­ чие ценностей определяет подлинное бытие человека. П омо щ ь

Введение

в удовлетворении элементарных потребностей можно назвать простым обслуживанием, но не реабилитацие й в истинном смысле этого слова. Последняя предполагает создание таких условий, при которых человек с ограниченными возможнос­ тями имел бы минимальные препятствия в реализации своих личностных ценностей. Кроме того, реабилитация так или иначе должна опираться на активност ь инвалида, поддержи­ вая и укрепляя ее. Собственное бытие переживается челове­ ком как нечто полноценное только тогда, кода он осознает, что не должен что-то ждать от жи зни, а это сама жизнь ждет чего-то от него (В. Ф ранки). И ценности, и активност ь лич­ ности так или иначе направлены на другого индивида. Напри­ м ер, труд приобретае т статус ценност и только тогда, когда оказывается полезен для кого-то, а не просто является заня­ тием для человека.

Нечто похожее мы обнаружим и при рассмотрении пробле­ мы интегрированног о обучения детей с отклонениями в развитии. Еще всего полтора десятилетия назад подобная про­ блема рассматривалась как экзотическая форма эксперимен­ тирова ния, не имеющ ая никаких перспектив. Сфера интег­ рированног о обучения, как и сфера реабилитации, во многом связана с соотношением возможностей и ценностей челове­ ка. Тем не менее помимо собственных организационных и методических вопросов, эта проблематика имеет и особое пси­ хологическое содержание, связанное с понятие м «социальная ситуация развития». В данном случае речь идет об уникаль­ ной ситуации развития в условиях дизонтогенеза. Она в зна­ чительной степени отличается от традицио нной, характерной для процесса обучения в коррекционных учреждениях. Усло­ вия интегрированног о обучения, с одной стороны, требуют от ребенка и его ближайшего окружения значительных усилий, но с другой, предоставляют большие возможности в самореа­ лизации.

Из всего вышесказанног о становится ясно, что предметное содержание специальной психологии, определяемое общ ими контекстами, значительно шире и богаче простой совокупно-

1)

Специальна я психология

сти ее частных отраслей. И м енно поэтому основное содержа­ ние данног о учебного пособия посвящено анализу некоторых общих вопросов специальной психологии, менее разработан­ ных в сравнении с отдельными формами дизонтогенеза, пред­ ставленными в многочисле нных монографиях и учебных по­ собиях.

Г л а в а 1

Наши рекомендации