Раздел 2. личность и деятельность
ТЕМА 2.1. ИНДИВИДУАЛЬНО-ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ
План лекции.
1. Структура личности.
2. Направленность личности.
3. «Я-концепция».
4. Мотивация личности.
5. Чувства, эмоции и воля.
6. Темперамент, характер, способности.
Таблица 8
Индивид, субъект, личность, индивидуальность
Понятие | Определение | Характерные признаки |
Индивид | Человек как типичный представитель своего вида, носитель природно-обусловленных свойств | Пол, биохимические и физиологические особенности, возраст, тип конституции, нейродинамика, биологические потребности, эмоции, задатки |
Субъект | Человек как типичный носитель видов человеческой активности | Темперамент, сознание, воля. мышление, восприятие, чувства, способности, действия, речь |
Личность | Человек как типичный представитель сформировавшего его общества | Направленность, ценности, социальные потребности, социальный статус, сознательные цели |
Индивидуаль-ность | Человек, охарактеризованный в аспекте его неповторимости, непохожести на других людей | Индивидуальные особенности, характер, социально-обусловленная деятельность, самооценка, жизненный опыт, «Я-концепция», потребность в самореализации |
Рис. 9. Процесс перехода одной формы развития личности в следующую.
Личность – формирующаяся в течение жизни совокупность индивидуальных психологических особенностей, которые определяют своеобразное для данного человека отношение к себе, обществу и окружающему миру в целом.
Структура личности
В качестве модели иерархической структуры личности можно взять концепцию советского психолога К. К. Платонова, который выделял в личности четыре подструктуры. Этот психолог представлял структуру личности в виде своеобразной пирамиды, фундаментом которой являлись генетические, физиологические и биохимические особенности человеческого организма, а высший уровень определялся социальными и духовными особенностями личности (рис. 10). Каждый следующий уровень в процессе индивидуального развития надстраивался над предыдущим. При этом высшие уровни, с одной стороны, зависели от низших, а с другой — активно влияли на них.
Рис. 10. Структура личности по К.К.Платонову
2. НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ
Наиболее важную роль в структуре личности играет ее направленность.
Направленность личности - совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих поведение и деятельность личности на достижение жизненных целей.
Компоненты направленности личности:
Убеждение – знания, идеи, ставшие мотивами поведения личности и определяющие отношения к действительности.
Установка – неосознаваемое состояние готовности личности конкретным образом воспринимать, оценивать и действовать по отношению к окружающим его людям или объектам.
Притязание – стремление личности к достижению целей той степени сложности, на которую она считает себя способным.
Влечение - недостаточно отчетливо осознаваемая потребность.
Интерес – одна из особенностей личности, окрашенная положительной эмоцией и связанная с проявлением познавательной потребности.
Личностный смысл – субъективное отношение личности к явлениям объективной действительности.
Мировоззрение – система сложившихся взглядов на окружающий мир и свое место в нем.
Потребность – основной источник активности личности, внутреннее состояние нужды, выражающее их зависимость от условий существования.
Виды направленности личности:
Общественная направленность имеет место, если мысли и поступки человека в основном определяются потребностью в общении и для него; важно поддерживать хорошие отношения с коллегами по работе или учебе. Такой человек проявляет интерес к совместной деятельности, но его больше интересует сам процесс общения, чем конечный результат работы. Нередко такие люди, несмотря на видимую повышенную активность, не только не способствуют, но даже мешают достижению цели организации, создавая ненужную суету и отвлекая других работников от их прямых обязанностей.
Деловая направленность отражает приоритет мотивов к достижению профессиональных целей, увлечение процессом деятельности, стремлением овладеть новыми навыками и умениями. Общение для него не является самоцелью, а служит лишь средством достижения профессиональных целей.
Личная направленность создается преобладанием мотивов собственного благополучия, стремлением к личному первенству, престижу. Человек с преобладанием такой направленности чаще занят самим собой, своими чувствами и переживаниями и мало реагирует на потребности окружающих его людей. В своей профессиональной деятельности он нередко игнорирует интересы сотрудников или работу, которую должен выполнять. В работе видит прежде всего возможность удовлетворить свои притязания вне связи с интересами дела или других сотрудников.
3. «Я-КОНЦЕПЦИЯ»
«Я-концепция» - это динамическая система представлений человека о самом себе, в которую входит осознание человеком своих качеств (физических, эмоциональных, интеллектуальных), самооценка, а также субъективное восприятие влияющих на данную личность внешних факторов.
«Я-концепция» близко к понятию «самосознание», однако скорее «Я-концепция» является результатом самосознания.
«Я-концепция» возникает в результате социального взаимодействия человека со средой обитания. Среда оказывает влияние на формирование «Я-концепции», однако, затем «Я-концепция» начинает определять способ взаимодействия человека с социальной средой.
Структура «Я-концепции»
| ||||||
|
| |||||
| ||||||
Рис. 11. Структура «Я-концепции».
«Я-концепция» возникает как итог трех процессов: самовосприятия (своих эмоций, чувств, отношений, представлений и пр.), самонаблюдения (своей внешности, своего поведения) и самоанализа (своих мыслей, поступков, взаимоотношений и другими людьми и сравнения с ними).
| |||||||||||
|
Рис. 12. Я-концепция как источник установок и ожиданий личности.
«Я-концепция» определяет прогнозы и ожидания личности (уверенное или неуверенное поведение, завышенная или заниженная самооценка). Каждая из установок реализуется в трех аспектах: физическом, эмоциональном, социальном (Рис.12).
4. МОТИВАЦИЯ ЛИЧНОСТИ
Мотивация – совокупность побуждений, вызывающих активность индивида и направляющих его к определенному виду деятельности.
Мотивы – это те внутренние силы, которые связаны с потребностями личности и побуждают ее к определенной деятельности.
Функции мотивов:
1) побуждающая – вызывают активность человека
2) направляющая – определяют выбор объекта
3) регулирующая – определяют очередность потребностей.
Потребность – это состояние нужды в чем-либо.
Особенности потребностей:
1. Связаны с чувством неудовлетворенности.
2. Фиксируют внимание на объектах, удовлетворяющих потребность.
3. Сопровождаются эмоциями: до их удовлетворения – отрицательными, потом - положительными.
4. Их количество возрастает в процессе онтогенеза.
5. Образуют иерархическую систему.
|
|
|
|
|
|
| ||||||||
Рис. 13. Классификация потребностей
Иерархия потребностей (поА. Маслоу).Классификация человеческих потребностей по иерархически построенным группам, последовательность которых указывает на порядок появления потребностей в процессе индивидуального развития, а также на развитость в целом мотивационной сферы, была предложена Абрахамом Маслоу. У человека, согласно его концепции, с рождения последовательно появляются и сопровождают его личностное взросление следующие семь классов потребностей:
1) потребности физиологические (органические);
2) потребности в безопасности;
3) потребности в принадлежности и любви;
4) потребности уважения (почитания);
5) познавательные потребности;
6) эстетические потребности;
7) потребности в самоактуализации.
Кроме мотивов, потребностей и целей, в качестве побудителей человеческого поведения рассматриваются также интересы, задачи, желания и намерения.
Интересом называют особое мотивационное состояние познавательного характера, которое, как правило, напрямую не связано с какой-либо одной, актуальной в данный момент времени потребностью. Интерес к себе может вызвать любое неожиданное событие, непроизвольно привлекшее к себе внимание, любой новый появившийся в поле зрения предмет, любой частный, случайно возникший слуховой или иной раздражитель.
Таблица 9
Содержание уровней пирамиды потребностей А.Маслоу
Уровень потребности | Содержание |
Физиологические потребности | В еде, питье, кислороде, тепле, отдыхе, сексе и пр. |
Потребность в безопасности | Потребность в стабильности существования нынешнего порядка вещей. Уверенность в завтрашнем дне, ощущение, что тебе ничего не угрожает, а старость будет обеспеченной. |
Потребность в принадлежности и любви | Потребность любить и быть любимым, общаться с другими людьми, быть причастным к какой-то группе. |
Потребность в уважении | а) стремление к свободе и независимости, желание быть сильным, компетентным и уверенным в себе; б) желание обладать высокой репутацией, стремление к престижу, высокому общественному положению и власти |
Познавательная потребность | Стремление к получению новой информации, потребность знать и умень |
Эстетическая потребность | Стремление к порядку, красоте, гармонии |
Потребность в самоактуализации | Стремление реализовать свою уникальность, делать то, что нравится |
Классификация мотивов:
- по содержанию потребности: например, биологические и социальные, самоуважения и самоунижения и т.д.;
- по социальным установкам: например, личные и общественные, нравственные и безнравственные;
- по видам деятельности: например, трудовые, учебные, исследовательские, коммуникативные;
- по степени осознания: например, осознанные и неосознанные;
- по длительности: например, кратковременные, устойчивые;
- по уровню притязаний: например, достижения успеха, избегания неудачи.
5. ЧУВСТВА, ЭМОЦИИ , ВОЛЯ
Различные предметы и явления объективного мира по-разному воздействуют на сознательную сферу человека - одни радуют, другие огорчают, третьи оставляют его равнодушным. Это результат осознанного реагирования на них психики.
Эмоции -реакция психики человека на воздействие внешних или внутренних раздражителей, проявляющаяся в виде конкретных переживаний (удовольствия или неудовольствия, радости или огорчения, уверенности или страха и т.д.).
Чувства –высшая форма эмоций, устойчивое эмоциональное отношение человека к общественным явлениям, другим людям, самому себе; они отличаются стабильностью, независимостью от состояния организма и ситуации.
Функции эмоций:
Сигнальная – переживания возникают и изменяются в связи с происходящими изменениями в окружающей среде и организме человека.
Регулятивная – стойкие переживания направляют наше поведение, заставляют преодолевать трудности или мешают протеканию деятельности, блокируют ее.
Экспрессивная – переживания доступны восприятию других людей, сообщают о состоянии человека.
Качества эмоций:
Динамика – смена фаз напряжения (тонизирует или сковывает действия) и разрешения (облегчение).
Полярность – амбивалентность эмоций (положительные, отрицательные и неопределенные).
Сила и устойчивость – страсти (сильные и стойкие эмоции) и увлечения (неустойчивые, импульсивные эмоции).
Эмоциональные состояния:
Настроение – более-менее длительное и устойчивое состояние, окрашивающее все другие переживания и деятельность человека; отличается разной степенью продолжительности, выраженности, осознанности; всегда имеет причину, но она не всегда осознается.
Аффект – кратковременная, бурно протекающая интенсивная реакция; человек плохо осознает, что делает; склонны неуравновешенные, истеричные люди.
Стресс – состояние, вызванное неожиданной и напряженной ситуацией; с трудом осуществляется целенаправленная деятельность и переключение внимания; навыки и привычки сохраняются; стресс может вызвать прилив сил, ясность и четкость мысли.
Фрустрация – сильное отрицательное переживание, вызванное блокадой стремления, крайней неудовлетворенностью; человек испытывает сильное психическое потрясение, которое проявляется как досада, озлобленность, подавленность, полное безразличие, самобичевание.
Высшие чувства:
Моральные – эмоциональное отношение личности к поведению людей и к своему собственному (симпатия-антипатия, привязанность-отчужденность, уважение-презрение, признательность-неблагодарность, любовь-ненависть и др.).
Интеллектуальные – переживания, возникающие в процессе познавательной деятельности (любопытство, удивление, сомнение, уверенность в правоте, юмор, ирония).
Эстетические – возникают и развиваются при восприятии и создании человеком прекрасного.
Воля
Воля – это сознательное регулирование человеком своих действий и поступков, требующих преодоления внутренних и внешних трудностей.
Волевые действия характеризуются наличием цели, а также препятствий, трудностей, наличием напряжения, переживаемого в ходе их выполнения. Простые волевые действия состоят из постановки цели и исполнения, сложные – включают осознание цели, планирование и исполнение.
Волевое усилие – это напряжение, пронизывающее все звенья волевого акта, возникающее в связи с затруднениями.
Структура волевого акта:
1. Осознание цели. Зарождающаяся потребность отражается в сознании в виде влечения. По мере осознания потребности влечение превращается в желание. Желать – знать, что побуждает к действию. Желание оценивается и взвешивается человеком, становится мотивом. Борьба мотивов – это столкновение несовпадающих побуждений, между которыми предстоит сделать выбор. В ходе борьбы мотивов оформляется цель деятельности и выражается в принятии решения. Напряжение ослабевает, человек испытывает облегчение.
2. Планирование. При выборе средств возможны трудности, переживаемые в виде напряжения. Складывается конфликтная ситуация: человек понимает возможность лёгкого пути и невозможность его принятия. Когда конфликтная ситуация разряжается, напряжение спадает.
3. Исполнение. Когда намечены пути и средства, человек приступает к исполнению принятого решения. Он действует и контролирует свои действия, сличает результат с идеальным образом цели. Успех зависит от того, насколько четко создан мысленный образ, качества контроля, умения преодолевать внешние и внутренние препятствия, которые вызывают напряжение. Конфликт разрешается либо движением к цели, либо отказом от нее.
6. ТЕМПЕРАМЕНТ, ХАРАКТЕР, СПОСОБНОСТИ
Темперамент (лат. temperamentum – соразмерность, надлежащее соотношение частей) - закономерное соотношение устойчивых особенностей функционирования психики, формирующее определенную динамику протекания психических процессов и проявляющееся в поведении и деятельности человека.
В истории развития учения о психологии личности выделяются три основные системы взглядов на природу темперамента.
По теории греческого врача Гиппократа и римского ученого Галена, темперамент зависит от соотношения между четырьмя жидкостями, циркулирующими в человеческом организме, - кровью (лат. sanquis), желчью (греч. chole), черной желчью (греч. melaina chole) и слизью (греч. phlegma). Предполагая, что одна из них преобладает в организме человека, они выделили соответствующие темпераменты: сангвинический, холерический, меланхолический и флегматический.
В основу теории немецкого психолога Эрнста Кречмера положено предположение, что тип темперамента зависит от конституциональных особенностей телосложения человека.
Таблица 10