Упражнение «Через много-много лет»

Цель - сформировать положительный образ старости.

Давайте пофантазируем и представим себя через много-много лет в старости. Представьте, что вы довольны своей жизнью. Возьмите чистый лист бумаги и опишите свою жизнь:

· Чем вы занимаетесь? Работаете ли? За что отвечаете? Может быть у вас появились новые увлечения, хобби?

· Как вы выглядите в старости? Какую носите одежду? Может, вы измените прическу, отпустите бороду или отрастите усы?

· Где вы живете? Какой у вас дом? Кто живет вместе с Вами? Может у вас есть домашнее животное?

· Подумайте, какая музыка вам будет приятна? Как будут проходить праздники?

· Представьте, как измениться ваш день? Поздно или рано вы будете ложиться спать или просыпаться? Как часто будете ходить на прогулки?

Обсуждение:

· Довольны ли вы описанным образом?

· Что нравится вам в этом образе больше всего?

А теперь представьте, что «вы в будущем» можете передать маленькую записку «себе в настоящий момент». Возьмите маленький листочек (7 ´ 7 см.) бумаги, и запишите это пожелание. Главное условие - это должно быть всего лишь одно предложение. Сохраните его, возможно, оно вам пригодится!

Методический сценарий занятия по теме «Теория Решения Изобретательских Задач как средство расширения репертуара решений в деятельности спасателей»

На этом занятии мы рассмотрим не только Теорию Решения Изобретательских Задач, но и другие, наиболее популярные и продуктивные, на наш взгляд, методы активизации творческого процесса, позволяющие увеличить вариабельность поиска решений различных задач. Эти методы могут использоваться как самостоятельно, так и комбинироваться, дополняя друг друга, в зависимости от задач, стоящих перед вами и времени, которым вы располагаете для решения той или иной проблемы.

Правила, принятые на занятии:

1. Все участники нашего занятия равны (выравнивание по статусу, если это требуется).

2. Главное - это количество идей. Не делайте никаких ограничений.

3. Запрет на критику, оценки чужих идей и высказываний.

Перед тем как перейти к рассмотрению основных приемов ТРИЗ, давайте проведем небольшую «умственную зарядку». Эти упражнения помогут нам снизить критичность к выдвигаемым идеям и таким образом настроиться на творческую волну, что необходимо для решения нестандартных задач.

Разминка.

Название и описание упражнения Время
1. «Как еще можно использовать стержень для ручки/ CD диск/пластиковую бутылку?» Инструкция: «Придумайте, пожалуйста, как можно больше (50 и более) вариантов использования стержня для шариковой ручки». Процесс. Ведущий записывает на доске все варианты участников. Обратная связь. -Было ли выполнение этого упражнения легко или сложно? - Что мешало выполнению, что помогало? -Что было для вас интересно, ново? 5-7 мин.
2. 1. «Я- спасатель и это хорошо потому что…» 2. «Я-спасатель и это плохо потому что…» Процесс Участники по очереди продолжают одну из фраз. Фраза 1 и 2 чередуются через одного участника. Обратная связь. -Было ли выполнение этого упражнения легко или сложно? -Что вы почувствовали? -Что удивило, может быть, огорчило? -Что было для вас интересно, ново? 5-7 мин.
3. «Интуитивный счет». Участники группы, не договариваясь, должны произносить вслух цифры по порядку. Если два и более участника называют одновременно одну и ту же цифру, счет начинается снова. Цифру «1» всегда называет ведущий. После нескольких кругов можно сделать то же упражнение с закрытыми глазами. Обратная связь. -Было ли выполнение этого упражнения легко или сложно? - Как выполнять упражнение было сложнее – с закрытыми или открытыми глазами? -Что вы чувствовали в процессе выполнения этого упражнения? -Что было для вас неожиданным, новым? 5 мин.


Обсуждение.

- Часто ли Вы в своей профессиональной деятельности сталкиваетесь с задачами, которые кажутся сложными или невыполнимыми? Или с задачами, которые выглядят простыми и очевидными, но реализация решений которых не дает желаемого результата?

- Что значит для вас творческая задача? Является ли задача с одной и более неизвестной переменной в условии – творческой задачей? Имеют ли такие задачи один или несколько «правильных ответов»?

- Что значит «творчество»? Исчерпывается ли творчество для вас простым комбинированием известных способов действия?

- Часто ли в работе спасателей встречаются ситуации, когда необходимо принимать решение и действовать при дефиците необходимой информации? Либо решать сложные задачи в условиях дефицита времени, который делает задачу практически невыполнимой?

- Как вы решаете подобные задачи?

ТРИЗ не является панацеей и волшебным средством решения любых проблем сам по себе. Но он является хорошим набором инструментов для решения нестандартных задач для думающего человека. Познакомившись с ним и овладев этими методами, вы сможете научиться понимать каков идеальный результат, подсказанный самим условием задачи и в каком направлении необходимо искать решение.

Сегодня мы хотели бы познакомить вас с такими методами активизации творческого процесса как диверсионный анализ, эвристические приемы преобразования системы, метод контрольных вопросов и Теория Решения Изобретательских Задач, в рамках которой мы обсудим такие важные вопросы как постановка идеального конечного результата и формулировка и разрешение противоречий задачи.

Теперь давайте перейдем к рассмотрению основной схемы решения творческих задач.

Первое с чем мы сталкиваемся при решении любой задачи – это сама формулировка проблемы. Генрих Альтшуллер, автор ТРИЗ, говорит, что в большинстве случаев ситуация включает и неверное или неточное описание и, соответственно, дает неверное предписание о направлении решения. Более того, это описание часто вытесняет действительно необходимые исходные сведения, навязывает поиск в направлении, уводящем от цели.

Вспомните, например, игру «испорченный телефон», которая иллюстрирует нам, как может искажаться информация при ее передаче.

Обсуждение.

- Встречались ли вы в своей профессиональной деятельности с искажениями информации, неясно понятыми и, вследствие этого, неправильно решаемыми, задачами? Какие последствия имели эти «незначительные» неточности?

- Давайте рассмотрим еще один пример, иллюстрирующий последствия нарушенной коммуникации и неясно понятой задачи.

* раздать участникам занятия изображение «качели» и обсудить его (приложение №1).

- Реальна ли эта, немного утрированная ситуация?

- Как вы считаете, на каком этапе произошел сбой в передачи информации – был потерян изначальный запрос заказчика?

- Почему это могло произойти?

Суть задачи должна быть изложена просто и ясно – так, чтобы было понятно и неспециалисту. Если задача понятна десятикласснику, это верный признак того, что ее понимает сам «проблемодатель».

Итак, первое, что мы должны сформулировать, это - Проблема как она нам дана - ПКД. После ее уточнения и обсуждения мы переходим от начальной формулировки (проблема, как она дана – ПКД) к рабочей - проблема, как она понята – ПКП. ПКП может быть несколько, так как часто на этом этапе ПКД дробится. Особенно, если задача ставится перед группой и обсуждение ПКД ведется коллективно.

Обсуждение.

- например, вам дана задача повысить дисциплину в подразделении. Это ПКД. Как вы поняли эту задачу? Сформулируйте, пожалуйста, ПКП (* Обсуждается ПКП).

- А если задача ПКД будет звучать так: усилить чувство ответственности сотрудников за свои действия, как будет звучать ПКП?

- Влияет ли формулировка задачи на конечный результат?

Переформулировав для себя ПКД в ПКП, мы можем, во-первых, проверить, правильно ли мы поняли условия и будем ли мы решать именно ту задачу, которую перед нами поставили. Во-вторых, мы можем определить какая задача стоит пред нами – Макси- или Мини-задача.

Максимальная и Минимальная задачи.

Для решенияМакси-задачитребуется принципиально новая система для решения какой-то цели. При решении Мини-задачи необходимо сохранить существующую систему, но обеспечить недостающее полезное действие (или убрать имеющееся вредное свойство).

Здесь необходимо сделать два важных замечания. «Минимальная» не означает «маленькая», «небольшая». Просто при решении мини-задачи результат надо получить при минимальных изменениях уже имеющейся системы. Очень часто мини-задача оказывается труднее макси-задачи. В формулировке появляются дополнительные ограничения, порой их очень трудно преодолеть. Второе: из одной и той же ситуации можно, вообще говоря, получить много разных мини-задач.

Обсуждение.

-На Ваш взгляд, задача повысить эффективность профессиональной подготовки это макси- или мини-задача? Почему?

- Можете Вы сами привести пример Макси- и Мини-задачи?

- Какие задачи Вы чаще решаете в жизни – макси или мини?

- Подтверждает ли Ваш собственный опыт положение, что мини-задачи решать зачастую труднее, чем Макси?

Диверсионный анализ.

Итак, мы сформулировали задачу, определились с тем, решаем ли мы макси- или мини-задачу. Что будет первым шагом на пути нашего решения? Каждая задача содержит в себе как проблему, так и условие, т.е. описание системы, в которую проблема вписана. Однако условия задачи могут включать неполное или неточное описание существующей системы. Информация о структуре, особенностях ее функционирования, элементах системы и связях между ними необходима нам для определения всех имеющихся ресурсов, слабых и сильных сторон и поиска нетривиального и жизнеспособного решения. Для анализа данной нам по условиям задачи системы мы можем воспользоваться методом диверсионного анализа.

Диверсионный анализ – это метод прогнозирования возможных нежелательных явлений, в т.ч. производственного брака, аварий, катастроф (в т.ч. экологических), стихийных бедствий и т.л., а также выявление причин уже случившихся аварий и др. нежелательных явлений. Диверсионный Анализ состоит из 4 основных этапов.

1 этап.На первом этапе мы отвечаем на вопросы типа «Какие чрезвычайные ситуации и нежелательные явления возможны в данном объекте (конструкции, технологии, регионе и т.п.)» или же «Почему возникла авария/ другие нежелательные явления?».

Разработчики метода диверсионного анализа на данном этапе считают целесообразным, отвечая на эти вопросы, обратиться к анализу структуры системы, ее элементов, принципов построения, функциям и т.д.

2 этап.На втором этапе мы обращаемся к вопросам типа «Как испортить данный объект, как обеспечить возникновения наибольшего количества наиболее опасных нежелательных явлений?» либо «как реализовать в данном объекте именно ту кризисную ситуацию, которая возникла?». Таким образом, мы выявляем все слабые зоны системы, воздействие на которые может привести к аварии, поломке и т.д. Такая процедура больше всего напоминает разработку диверсий, отсюда и идет название метода.

3 этап.На третьем этапе мы занимаемся поиском возможностей «маскировки» и усиления выявленных гипотетических нежелательных явлений.

- Например, если оборудование или его часть, по сути, неисправны, но по факту его используют, как мы сможем скрыть этот дефект, замаскировать его?

Или. Работа социальной направленности выполняется специалистами в паре. Как часто бывает, опыт, уровень профессионализма, мотивации и ответственности сильно различаются у специалистов в диаде. Общий коэффициент продуктивности пары весьма высок. За счет чего маскируется это явление? По сути, мы имеем сотрудника, который справляется с поставленными задачами не совсем удовлетворительно и, вероятно, в случае экстремальной ситуации, даст сбой и специалиста высокого уровня, чей ресурс, отчасти тратится на корректировку (а в рамках системы – на маскировку) работы его коллеги.

- А как можно усилить нежелательные явления? Банальный ответ – доломать оборудование самим, не производить ремонт и подождать, возможно, медленного, но очевидного результата, усилить нагрузку на этот аппарат и т.д. В случае с нашей диадой это тоже совсем не сложно. Необходимо устранить высококвалифицированного сотрудника (увольнение, переход в другую рабочую группу, болезнь).

4 этап.На четвертом этапе, если диверсионный анализ используется как самостоятельный метод, производится поиск возможностей устранения нежелательных эффектов.

В книге Б.Л.Злотина, А.В.Зусмаан. «Решение исследовательских задач» приводится пример диверсионного анализа для обычного выключателя, производившегося на одном советском заводе. Во время дискуссии по поводу его конструкции ведущий задал вопрос: "Допустим, этот выключатель идеальный, и мы не можем его улучшить. А как его испортить? Причем так, чтобы дефект оказался скрытым?". Слушатели с охотой стали предлагать свои способы. Кто-то предложил части выключателя спаивать не по всей площади соприкосновения, а только по краям; при этом при пропускании малых токов ничего плохого не произойдет, но при больших токах спай начнет интенсивно греться, и в итоге выключатель может развалиться на две половинки. Неожиданно это предложение вызвало замешательство технолога, который сообщил, что именно так и происходит при пайке из-за того, что рабочие экономят дорогостоящий припой, что, в свою очередь, вывело из себя инженера-исследователя, чья лаборатория уже больше 10 лет исследовала причины перегрева и разрушения контактов…

Наши рекомендации