Социализация личности как психологическая проблема
Социализация – это двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путём вхождения в социальную среду, систему социальных связей; с другой стороны, процесс активного воспроизводства индивидом системы социальных связей за счёт его активной деятельности, активного включения в социальную среду.
Вопрос ставится именно так, что человек не просто усваивает социальный опыт, но и преобразовывает его в собственные ценности, установки, ориентации.
Стороны процесса социализации:
1) усвоение социального опыта – это характеристика того, как среда воздействует на человека;
2) вторая сторона характеризует момент воздействия человека на среду с помощью деятельности.
Стадии процесса социализации
1. Дотрудовая стадия социализации охватывает весь период жизни человека до начала трудовой деятельности. Эта стадия подразделяется на два периода:
а) ранняя социализация охватывает время от рождения ребёнка до поступления его в школу (младенчество, ранний возраст, дошкольный возраст);
б) стадия обучения охватывает весь период обучения в школе (младший школьный возраст, подростковый возраст, юность). Относительно периода обучения в ВУЗе или в колледже существуют различные точки зрения. С одной стороны, если в качестве критерия для выделения стадий принято отношение к трудовой деятельности, то вуз, колледж не могут быть отнесены к следующей стадии. С другой стороны, специфика обучения в учебных заведениях подобного рода отличается довольно существенно по сравнению со средней школой (более тесная связь с производством).
2. Трудовая стадия социализации охватывает период зрелости человека, хотя демографические границы зрелого возраста условны. Это весь период трудовой деятельности человека. Вопреки мысли о том, что социализация заканчивается вместе с завершением образования, большинство исследователей выдвигают идею продолжения социализации в период трудовой деятельности. Включение трудовой стадии в процесс социализации приобретает особое значение в современных условиях в связи с идеей непрерывного образования.
3. Послетрудовая стадия социализации представляет собой ещё более сложный вопрос. Дело в том, что эта проблема ещё относительно нова. Её постановка вызвана объективными требованиями общества. Проблемы людей пожилого возраста становятся актуальными для ряда наук в современном мире. Увеличение продолжительности жизни, с одной стороны, определённая политика государств – с другой, приводят к тому, что в структуре народонаселения пожилой возраст начитает занимать значительное место. В значительной мере сохраняется трудовой потенциал пенсионеров. Не случайно сейчас переживают период бурного развития такие дисциплины, как геронтология и гериатрия.
Институты социализации – конкретные группы, в которых лич-ность приобщается к системам норм и ценностей (они выступают трансляторами социального опыта). На дотрудовой стадии социализации – это семья, дошкольные детские учреждения, школа. На трудовой стадииважнейшим институтом социализации является трудовой коллектив (команда, организация). На послетрудовой стадии вопрос о институтах социализации является открытым и спорным.
Механизмы социализации – способы сознательного или бессозна-тельного усвоения и воспроизводства социального опыта. В социальной психологии выделяются следующие механизмы социализации:
· единство подражания, имитации, идентификации – стремление человека к воспроизводству воспринимаемого поведения других людей;
· механизм полоролевой идентификации (половой иденти-фикации) или полоролевой типизации – усвоение субъектом психоло-гических черт, особенностей поведения, характерных для людей опреде-лённого пола. Ребёнок сначала осознаёт свою принадлежность к определённому полу. Затем у него формируется социальный идеал полоролевого поведения, отвечающий его системе представлений о наиболее положительных чертах конкретных представителей данного пола (чаще всего матери или отца). И, наконец, он стремится имитировать определённый тип полоролевого поведения;
· механизм социальной оценки желаемого поведенияосу-ществляется в процессе социального контроля. Люди по-разному воспринимают друг друга и по-разному стремятся влиять на других:
- социальная фасилитация предполагает стимулирующее влияние одних людей на поведение, деятельность и общение других. Этот эффект возникает при положительном отношении людей друг к другу (между друзьями, любящими родителями и детьми, квалифицированными педагогами и способными учениками);
- социальная ингибиция – негативное, тормозящее влияние одного человека на другого. Такой эффект возникает обычно, когда люди испытывают друг к другу негативные чувства – страх, пренебрежение, неуважение, ненависть, презрение и т. д.;
· конформность – некритичное принятие и следование господству-ющим в обществе стандартам, нормам, стереотипам массового сознания, авторитетам и идеологии;
· негативизм – это конформизм наоборот, стремление во что бы то ни стало поступать вопреки позиции большинства и любой ценой утверждать свою точку зрения.