Профессиональные и этические принципы психологического консультирования как вида профессиональной деятельности
Во многих специальностях и во многих профессиях имеют место свои, определённые, «исторически» выработанные, «цеховые» принципы и требования, реализация которых является обязательной для всех квалифицированных специалистов в рамках этой профессии (данной специальности). Так и в психологическом консультировании существуют определённые этические принципы деятельности, следование которым не только обеспечивает этичность (этику, этический кодекс) профессиональной консультационной деятельности, но и является залогом успешности и позитивной пролонгированности (здесь – устойчивости личностных изменений клиента во времени) психологического воздействия на клиента (Алёшина Ю.Е). [36]
Базовые этические принципы психолога-консультанта и связанные с ними компетенции в сфере психологического консультированиякак вида деятельностиописываются следующими, практически непреложными, положениями:
1.Действовать лишь в пределах своей профессиональной компетенции.
2.Принцип экологии (аналогичный медицинскому принципу «не навреди»).
3.Противодействовать возможному психологическому переносу[37] со стороны клиента и психологическому контр-переносу[38] со своей стороны.
4.Не эксплуатировать отношений психологической зависимости, возникающие в ходе консультационной работы.
5.Доброжелательно, уважительно и «безоценочно» относиться к клиенту, ориентироваться на его нормы и ценности (клиент-центрированный подход).
6.Не давать советы. Никогда не «решать за клиента».
7.Сохранять анонимность и конфиденциальность процесса и результата психологического консультирования.
8.Разграничивать профессиональные и личные отношений с клиентом.
9.Соблюдать принцип работы «здесь и сейчас».
10.Активно взаимодействовать и быть «включённым» (это важно и для психолога, и для клиента).
11.Соблюдать со стороны консультанта некоторую профессиональную «обезличенность» и «безэмоциональность» в процессе консультирования.
12.Строить общение с клиентом исходя из профессиональных задач (профессиональная обусловленность общения).
Особенности оказания психологической помощи в России
За последние десятилетия советской власти, а так же в 90-х годах XX-го века, у нескольких поколений российских граждан сложился специфический менталитет (социально-психологические особенности). Менталитет этот характеризуется, прежде всего, повышенной тревожностью, подозрительностью, стремлением скрывать свои проблемы. Особенностью российского менталитета является то, что наличие психологических проблем часто считается признаком «слабости», поэтому, обращение за психологической помощью к постороннему человеку, а тем более к специалисту-психологу, со стороны многих «наших» людей – это чуть ли не акт личного мужества. Важная особенность косультационной практики в России состоит в том, что психологам приходится работать в обществе, где личное здоровье (физическое, психологическое, социальное) не является главной жизненной целью большинства людей. Терпеть и страдать, в российском менталитете, привычнее и достойнее, чем искать помощи. Что, кстати, и в религиозной традиции присутствует, – «Христос терпел и нам велел». За психологической помощью обращаются либо редкие «продвинутые» в этом отношении россияне, либо, как чаще бывает, наши граждане обращаются за психологической помощью тогда уже, когда жизненные условия, социальная ситуация и психическое состояние становятся невыносимыми. И даже в совершенно тяжёлых случаях за помощью обращаются не все, иначе мы бы, наверное, не знали понятия «суицид». Психологу-консультанту часто приходится иметь дело с «запущенными» случаями именно в силу указанного культурного феномена.
Помимо этого, многие россияне воспринимают окружающую социальную среду как враждебную, опасную и непредсказуемую. Глобальными причинами этого феномена являются негативные социально-экономические и общественно-политические характеристики перестроечного и постперестроечного периода развития нашего общества и государства:[39] нестабильность и непрекращающиеся изменения социума, законов, политики, экономики и пр. Все эти факторы детерминируют т.н. массовую психологическую защиту от негативного влияния социальной среды (в том числе – от отрицательного информационного воздействия СМИ), проявляющуюся, например, в форме нарастающего в течение всего современного периода социального инфантилизма и нигилизма юношества и молодёжи.
Наряду с этими социально-психологическими и экономико-политическими содержательными аспектами, характерным для нашей страны является то, что большинство людей не различают и не понимают, кто такие и чем занимаются «психолог», «психотерапевт», «психиатр» и т.п. Из-за этого у людям страшно обращаться к психологу-консультанту. Чтобы избежать путаницы в данных терминах, прежде всех самому психологу-консультанту надо чётко знать их сходства и отличия и уметь объяснить это своим клиентам и их близким (СМ. ТЕМУ № 1).
Социокультурная среда придаёт своеобразие процессу психологической помощи. От психолога-консультанта российские клиенты ждут конфиденциальности и эффективности, так же, как и клиенты во всём остальном мире. Но, представления о конфиденциальности и эффективности в России существенно иные, по сравнению с западными. Ощущение конфиденциальности, «у нас», возникает при очень близкой межличностной дистанции. Психолог должен восприниматься «своим» – другом, единомышленником. Клиенты нередко приглашают психолога к себе в гости, предлагают ему свои профессиональные услуги, расспрашивают консультанта о его личной жизни, в общем, – пытаются чуть ли не «породниться» с психологом-консультантом любыми возможными способами.
Психолог оказывается в сложной ситуации, так как он должен вызывать у клиента доверие и снимать его фоновую тревогу, и, в то же время, быть объективным, не поддаваться своим эмоциям. Часто, описанное социально-психологическое противоречие «снимается» с помощью авторитарного стиля общения психолога-консультанта с клиентами как некоего «сверхродителя». При такой профессиональной директивной позиции сотрудничество с клиентом крайне затрудняется, и ответственность за положительный результат психологической работы целиком ложится на психолога-консультанта. Позитивная вероятность психотерапевтического эффекта в таких случаях существенно снижается.
Избегать подобного рода ситуаций помогает, например, следующий приём: психолог обращается к клиенту «на Вы» независимо от возраста клиента. Это правило, однако, имеет исключение: дети и подростки, с которыми в силу их возрастных психологических особенностей целесообразно общаться «на Ты». Обрисованную проблему помогает так же решить условное (договорное) разделение ответственности за результаты консультирования между психологом и клиентом, как говорят, – «50/50». Психолог-консультант берёт на себя ответственность за то, что он сделает всё возможное для решения проблемы клиента, используя при этом все свои теоретические и практические знания, а клиент обязуется чётко выполнять все рекомендации психолога.
В современной России психологическое консультирование(как минимум, дистантные его виды) является доступной практически для всего населения формой услуг.[40]
При психологической консультационной работе фаза построения партнёрских отношений с клиентом становится отдельной задачей. В России решение этой задачи занимает значительно больше времени и, так же как на Западе, требует специального консультационного контракта, который психолог заключает с клиентом. Конкретные формы такого контракта могут быть разными. Они варьируются в зависимости от психологической школы, от формы консультирования, и от личного профессионального стиля. Но, суть психологического консультационного контракта неизменно заключается в установлении границ ответственности всех участников консультативного процесса (психолога-консультанта и клиента), а также в согласовании их представлений о целях и возможных будущих результатах совместной развивающей психологической работы. К такому контракту прилагается договор о возмездном оказании психологических услуг, заключаемый либо в устной, либо всё чаще, в письменной форме, особенно если психолог-консультант работает в рамках специализированной организации. В процессе психоконсультационной работы к указанному контракту в контексте целей работы и ответственности приходится обращаться несколько раз. Причина этого в том, что в процессе работы зачастую меняются и запрос клиента, и его представления о ходе и результатах психологического консультирования, и даже его (клиента) мотивы.