Функции социально-психологического тренинга.

СПТ, как метод интенсификации психолого-педагогической подготовки позволяет наиболее эффективно решить проблему быстрой адаптации индивида к меняющимся условиям.

Групповой психологический тренинг применяется в целях развития, психокоррекции, обучения и диагностики. Н.Ю. Хрящева и С.Н. Макшанов описывают тренинг как многофункциональный метод преднамеренных изменений психологических феноменов индивида, группы и организации с целью гармонизации профессионального и личностного бытия индивида.

Тренинговая работа может включать в себя как коррекционную (коррекция неадаптивных социальных и личностных установок), так и развивающую работу, направленную на развитие коммуникативной компетентности, уверенности в себе, эмоциональной устойчивости и навыков саморегуляции, развитие профессионально значимых качеств и психических процессов.

Психологический тренинг оказывает конструктивное влияние на развитие личности индивида в трех направлениях: когнитивном, так как получение информации происходит через постановку исследовательских задач, ориентированных на повышение информативности общения; эмоциональном, поскольку вся информация интерпретируется через личностную значимость; конативном, предполагающем расширение поведенческого репертуара за счет осознания неэффективности привычных моделей поведения.

Исследуя тренинг как метод психологической коррекции, его можно рассмотреть как упражнение, в результате которого формируется система умений и навыков эффективного поведения, необходимого личности индивида для взаимодействия с другими индивидами.

Значительной особенностью тренинга является его диагностическая функция, в данном случае он является диагностикой особого рода, то есть самодиагностикой как активной позицией индивида, позволяющей ему корректировать свою деятельность.

В качестве обучающей системы, тренинг выполняет ряд функций: развивающую, дидактическую, воспитывающую, профессиональную.

В процессе тренинга личность индивида приобретает знания, умения, навыки межличностного взаимодействия. Развивающий эффект тренинга проявляется в качественных изменениях личности индивида. Деловые качества личности улучшаются, благодаря тому, что в тренинге формируются условия для корректировки и совершенствования разных профессиональных знаний и умений.

В тренинге формируется возможность незамедлительного соотношения полученной информации и деятельности, эмоционального переживания новых способов поведения и связанных с ними результатов, что обеспечивается действием каналов обратной связи. Психологический тренинг также позволяет работать с личностью индивида, затрагивая глубинные внутренние структуры, сложно поддающиеся коррекции другими методами.

Цели тренинговой работы

Наличие цели в тренинге является его специфической чертой. Каждый участник, приходя на тренинг, имеет определенные намерения; каждый тренер, организовывая группу, определяет ее задачи; к тому же сам по себе тренинг как метод несет в себе цель. Таким образом, в каждом тренинге вырисовываются три группы целей: личные, общие и универсальные.

Личные целиучастника могут быть изначально далеки от направленности тренинга. Например, человек, идущий на тренинг по развитию ассертивного поведения, может преследовать задачу – расширить свой круг общения. В ходе работы намерения участника могут расшириться или трансформироваться. Помочь ему в этом могут активное участие в упражнениях, обсуждение и обратная связь, как от тренера, так и от других членов группы. В зрелой группе личные цели способны модифицироваться в течение всего тренинга.

Общие целиизначально формулируются тренером и отражаются в названии тренинга. Поскольку под тренингом подразумевается широкий круг методик, базирующихся на различных теоретических принципах, общие цели тренингов также крайне разнообразны. Среди наиболее часто встречающихся общих целей можно выделить:

- развитие навыков саморегуляции;

- повышение коммуникативной компетентности;

- изменение стереотипов поведения;

- приобретение новых умений;

- совершенствование профессиональных навыков;

- развитие социальной перцепции;

- характерологические изменения личности;

- личностный рост и т.д.

В процессе групповой работы первоначальные цели могут расширяться. Например, цель «Развитие коммуникативной компетенции» может дополниться задачей «Повышение уверенности в себе».

Значение общей цели в тренинге может варьироваться от первостепенной до менее важной; и зависит это от типа группы. По мнению К. Рудестама, роль цели возрастает, когда функция группы направлена на решение проблемы, а менее значима она в группах личностного роста; но во всех случаях она обязательно присутствует.

Универсальные целисуществуют во всех типах тренингов независимо от их теоретических концепций. К ним исследователи относят прежде всего:

-выявление проблем каждого участника и помощь ему в осознании своего состояния;

- улучшение субъективного самочувствия участников группы;

- повышение адекватной адаптации участников тренинга в социуме за счет выявления ими на собственном опыте закономерностей межличностного взаимодействия;

- рост самосознания участников группы.

Именно в рамках универсальных целей тренер должен формулировать общие цели для конкретной группы

Задачи спт

Тренинг как метод направлен на то, чтобы помочь участникам освоить какую-либо деятельность. Но какие условия обеспечивают усвоение новой деятельности? Очевидно, что человек должен: 1) хотеть это делать; 2)знать, как это делать и 3)уметь это делать. По отношению к психологическому тренингу это означает решение следующих задач:

1. Задача мотивирования и формирования позитивных отношений к новой деятельности. Но что же такое отношение? Субъективное отношение существует в разных формах. Отношение может возникать лишь к значимому объекту, в эмоциональной сфере оно переживается как чувство, желание, при понимании объекта проявляется как смысл, в аспекте направленности личности — как ценность, при регуляции поведения — как установка (на неосознаваемом уровне) или как аттитюд (на осознаваемом), а при самоопределении по отношению к социальному окружению — как диспозиция. Если говорить проще, то названная задача связана с необходимостью сформировать у участников тренинга желание освоить новую деятельность увидеть в ней смысл для себя, осознать ее ценность. Например, в тренинге профессионального педагогического самосознания работа психолога должна способствовать тому, чтобы участники — учителя по-настоящему захотели научиться глубоко рефлексировать свою деятельность, увидели несомненную пользу для себя в том, чтобы разбираться в особенностях своей личности, своих отношений с учениками и способах преподавания.

2. Задача формирования системы представлений клиента. Следует обратить внимание, что речь идет именно о формировании системы представлений, а не системы понятий. Тренинг — это не урок, здесь нет задачи глубокого усвоения знаний. Важно учесть разницу между знаниями и представлениями: представления — это только такая усвоенная информация о мире, которая используется человеком для понимания мира и на основе которой он выстраивает свое поведение в мире. Представления не являются точными и строго определяемыми, но они могут оказывать на человеческую жизнь куда более сильное влияние, чем усвоенные, но не пережитые, не ставшие убеждениями знания. Порой тренеру приходится приложить немало усилий, чтобы помочь участникам группы изменить прежние и усвоить новые представления. Возвращаясь к предыдущему примеру о тренинге профессионального педагогического самосознания: учителям бывает необходимо коренным образом пересмотреть свои представления о сущности и смысле собственной педагогической деятельности.

3. Задача формирования умений. Это наиболее часто называемая и, может быть, наиболее важная задача тренинга. Под умениями мы будем понимать способность человекауправлятьприменением имеющихся у него представлений, отношений и навыков в соответствии с условиями конкретной ситуации. Умения могут быть трех основных типов: технологические, стратегические идиспозиционные. Если технологические умения — это способность использовать знания и навыки в определенной ситуации, стратегические — использовать из имеющихся в подструктуре представлений наиболее адекватную в данной ситуации стратегию деятельности, то диспозиционные — это способность занимать определенную диспозицию по отношению к ситуации на основе имеющейся системы субъективных отношений.

В педагогической деятельности все эти умения оказываются чрезвычайно важными. В тренинге профессионального педагогического самосознания психологу приходится отрабатывать вместе с участниками все эти умения, поскольку, как показывает опыт, очень многие педагоги ими не владеют.

Одна из серьезнейших проблем традиционного образования (и школьного, и вузовского) — недостаточное внимание к обучению разнообразным стратегиям при осуществлении деятельности разных типов. Особое значение такое обучение имеет в профессиональной подготовке самих психологов. Выпускник психологического факультета даже очень солидного университета, обладающий огромным багажом знаний, часто оказывается не способен к творческой деятельности — ни исследовательской, ни практической. Причина не только в недостатке креативности, но и в том, что при столкновении с новой задачей молодой специалист прежде всего пытается найти способ ее решения в имеющейся у него информации, а при отсутствии такого способа — теряется. Никто не учил его конструировать новые технологии и не связывал возможность создания технологий с разными стратегиями деятельности.

Встречаются также ситуации, когда, владея разнообразными технологиями, специалист не имеет представления о стратегиях, и, наоборот, знает о возможных стратегиях, но оказывается не оснащенным технологически, поскольку его преподаватели не стали «опускаться до технических деталей».

Итак, чтобы получить пользу от тренинга, например от тренинга общения, клиент как минимум должен: 1) получить представление о сущности эффективного общения, разнообразных стратегиях и технологиях в общении и т. д.; 2) сформировать к разнообразным стратегиям и технологиям общения личностное отношение, то есть пристрастно выбрать те, которые больше подходят именно ему; З) отработать конкретные техники, необходимые для общения в разнообразных обстоятельствах, опробовать различныестратегии поведения и, наконец, самое главное —прожить самые разные ситуации общения с другими участниками в «живой ткани» тренинга (для приобретения диспозиционных умений).

Это возможно осуществить только в случае опоры на принцип эквивалентности тренинговой деятельности реальной деятельности участников тренинга.

Принципы групповой работы

Психологический тренинг создается в соответствии с определенными принципами, в роли которых выступают основные По мнению Г.И. Колесниковой, к основным принципам работы группы относится следующие: принцип близости (не предполагает обязательность откровенности, но доверия и оправдания этого доверия, которое выражается в эмпатии и сохранении тайны);принцип конгруэнтности (каждый созвучен себе и другим в ситуации «здесь и теперь»); принцип ответственности; принцип поддержки (ведущий поддерживает участников, а участники поддерживают друг друга).

С точки зрения С.И. Макшанова, принципы тренинга разделяются на несколько групп: организационные принципы; этические принципы; принципы создания среды тренинга; принципы поведения участников.

Организационные принципыотвечают за специфику подготовки и проведения тренинга и включают:принцип комплектования группы тренинга (учитывает такие характеристики, как возраст, пол, профессиональную принадлежность, уровень должностной иерархии, а также психические свойства личности);принцип физической закрытости (тренинговая группа работает в том же составе с начального этапа и до конца тренинга.

После начала работы группы не следует включать в них новых участников. Те из участников, что пропустили несколько занятий, включаются в дальнейшие занятия только с общего согласия остальных членов группы. В данной ситуации становится необходимым проинформировать пропустившего участника обо всех событиях, произошедших в группе за время его отсутствия); принцип пространственно-временной организации тренинга (определяет временные и пространственные характеристики группы).

Принципы создания среды тренинга.Специфическая среда тренинга во многом определяет эффективность и направленность работы. Тренинговая группа становится социумом в миниатюре, обладающим признаками внешнего мира в искусственно создаваемом взаимодействии.

Таким образом, психологическая среда тренинга выступает фрагментом более широкого социального окружения и соответствует по основным показателям специфике значимой реальности.

В противном случае может возникнуть проблема переноса полученных результатов в лабораторной тренинговой среде в реальную социальную действительность. Среда тренинга также должна иметь достаточную гибкость для ее корреляции в соответствии с используемыми методическими средствами и характером решаемых задач.

Принципы создания среды тренинга включают: принцип реалистичности (создание среды, позволяющей в значимых деталях прорабатывать разноообразные социальные и профессиональные ситуации, а также проблемы участников);принцип системной детерминации (воплощение в среде тренинга основныхфакторов изменений психологических феноменов индивида и группы);принцип избыточности (создание возможностей выбора различных вариантов дальнейшего продолжения тренинга в соотнесении с развитием группы и ее содержательным продвижением).

Принципы поведения участников. Поведение участников в любом групповом психологическом тренинге является строго определенным в соответствии с принципами, предлагаемыми моделью тренинга.

В социально-психологическом тренинге выделяются следующие принципы поведения участников: принцип активности (предполагает включение в активную работу всех участников тренинга; принцип искренности (каждый участник вправе сам определять меру своей искренности и, если он не ощущает готовности к диалогу или действию, то имеет право отказаться. Результативность тренинга для каждого участника во многом определяется степенью его личной включенности во все происходящие события и процедуры);принцип моделирования (в тренинге моделируются различные ситуации, в которых участники демонстрируют негативные и позитивные формы поведения).

Но, с другой стороны, если участник решил сообщить сведения, то они должны быть достоверны, если он решил выразить свои мысли или чувства, то это следует делать искренне);принцип «здесь и теперь» ( используется для преодоления тенденции отвлечения участников от актуальной ситуации, происходящей в группе.

Тенденция к отвлечению в иные области, часто бывает вызвана проявлением реакции «ухода» от имеющихся проблем и затруднений); принцип доверительности (ориентирует на корректное отношение участников друг к другу.

Общение и взаимодействие каждого участника в ходе тренинга должны строиться с учетом интересов, ценностей, чувств и переживаний остальных); принцип исследовательской (творческой) позиции (в тренинговой группе создается креативная среда, побуждающая участников к самоанализу, поиску вариантов решения проблем, исследованию особенностей и закономерностей межличностного взаимодействии и знакомство с другими участниками);принцип объективации (осознания) поведения (предполагает перевод поведения участников с неосознанно-импульсивного уровня на осознанный. Осознание участниками своего поведения и принятие личной ответственности за свои действия, и поступки становится необходимым компонентом личностного роста. Основным средством объективации поведения в тренинге становится обратная связь группы. Возможно использование и дополнительных средств, например, видео- и аудиозаписи событий, происходящих в группе.

Этические принципы, принцип конфиденциальности (предполагают, что информация о происходящем в тренинговой группе, касающаяся любого из ее участников, не должна озвучиваться и обсуждаться за пределами группы. Строгое соблюдение данного принципа является необходимым для формирования доверительных отношений в группе и создание атмосферы, способствующей раскрытию участников);принцип ненанесения ущерба (соблюдение данного принципа предотвращает возможный ущерб для участников со стороны ведущего или участников тренинга.

Ведущий несет ответственность за все происходящее в тренинге, и в процессе ведения группы должен исходить из принципа «не навреди», что требует от него высокой личной восприимчивости и профессионализма); принцип соответствия заявленных целей тренинга его содержанию (подразумевает последовательность действий ведущего в реализации целей, поставленных в начале тренинга.

Тренинговая группа становится и способом, и средой для плановых изменений участников тренинга, выделяются факторы, обеспечивающие изменения участников в группе: эмоциональная поддержка группы; помощь другим участникам группы; членство в группе; возможность эмоционального реагирования; обратная связь; наблюдение и осмысление.

Наши рекомендации