Глава 10. Развитие личности в дошкольном возрасте

Краткое содержание

Усвоение нравственных норм. Три этапа личностного возрастного развития детей в дошкольном детстве, их связь с формированием различных сторон лич­ности ребенка. Роль общения в развитии личности ребенка-дошкольника. Ус­воение дошкольниками норм и форм поведения. Значение сюжетно-ролевых игр с правилами для личностного развития детей. Возникновение нравствен­ной саморегуляции поведения. Переход к автоматизированным формам нрав­ственного поведения. Проявление моральных качеств личности в общении.

Эмоционально-мотивациониая регуляция поведения. Развитие мотивации об­щения в дошкольном возрасте. Включение в общение мотивов, связанных с учением и трудом. Появление социальных мотивов, стремление к самоутверждению, ориентации на мнения окружающих людей, одобрение, похвалу. Различе­ние ребенком трудности решаемых задач, развитие способности правильно оце­нивать успехи и неудачи. Появление определенных эмоциональных реакций ребенка на неудачу и успех. Соотнесение успехов и неудач с возможностями и способностями. Осознание ребенком того, что его успех зависит не только от способностей, но и от прилагаемых усилий. Становление потребности в дости­жении успехов. Возникновение соподчинения мотивов и их волевой регуляции.

Формирование основных личностных качеств у ребенка-дошкольника. Поня­тие базовых качеств личности ребенка, их происхождение. Связь начала разви­тия базовых личностных качеств с ранним возрастом. Возникновение «внут­ренней позиции» у ребенка-дошкольника. Появление самосознания в форме адекватной оценки собственных личностных качеств, развитие на этой основе многих других полезных качеств личности. Подражание и его значение для развития личности дошкольника. Влияние родителей на формирование лично­стных качеств у мальчиков и девочек.

Психологические новообразования дошкольного возраста. Возникновение об­разного и внутреннего символического плана действий. Объединение внутрен­них и внешних операций в познавательных процессах восприятия, внимания, памяти и мышления. Соединение воображения, мышления и речи, возникно­вение внутренней речи. Завершение формирования речи как средства общения. Использование речи как средства мышления. Становление внутренней нравст­венной саморегуляции поступков. Развитие мотивации общения с людьми. Вы­явление индивидуальности ребенка.

Усвоение нравственных норм

Дошкольный возраст, занимая по шкале физического разви­тия ребенка период времени от трех до шести лет, вносит боль­шой вклад в психическое развитие ребенка. За эти годы ребенок приобретает многое из того, что остается с ним надолго, опреде­ляя его как личность и последующее интеллектуальное развитие.

С точки зрения формирования ребенка как личности весь дошкольный возраст можно разделить на три части. Первая из них относится к возрасту три-четыре года и преимущественно связана с укреплением эмоциональной саморегуляции. Вторая охва­тывает возраст от четырех до пяти лет и касается нравственной саморегуляции, а третья относится к возрасту около шести лет и включает формирование деловых личностных качеств ребенка.

В дошкольном возрасте дети начинают руководствоваться в своем поведении, в оценках, даваемых себе и другим людям, определенными нравственными нормами. У них формируются более или менее устойчивые моральные представления, а также способность к нравственной саморегуляции.

Источниками моральных представлений детей являются взрослые, которые занимаются их обучением и воспитанием, а также сверстники. Нравственный опыт от взрослых к детям передается и усваивается в процессе общения, наблюдения и под­ражания, через систему поощрений и наказаний. Общению при­надлежит особая роль в развитии личности дошкольника. Зная историю и содержание межличностных контактов ребенка в до­школьном возрасте, мы можем многое понять в его становле­нии как личности. Общение связано с удовлетворением одно­именной потребности, которая проявляется довольно рано. Ее выражением является стремление ребенка к познанию себя и других людей, к оценке и самооценке. Внимательное рассмот­рение того, как в онтогенезе развивается общение, какой ха­рактер оно принимает при включении ребенка в различные виды совместной с другими людьми деятельности, помогает лучше уяснить те возможности, которые с возрастом открываются для развития личности.

В дошкольном детстве, как и в младенчестве и раннем воз­расте, одну из главных ролей в личностном развитии ребенка по-прежнему играет мать. Характер ее общения с ребенком не­посредственно сказывается на формировании у него тех или иных личностных качеств и видов поведения. Стремление к одоб­рению со стороны матери становится для ребенка дошкольного возраста одним из стимулов поведения. Существенное значе­ние для развития ребенка приобретают оценки, которые ему и его поведению дают близкие взрослые люди.

Одними из первых детьми усваиваются нормы и правила так называемого «бытового» поведения, культурно-гигиенические нормы, а также нормы, связанные с отношением к своим обя­занностям, с соблюдением режима дня, с обращением с живо­тными и вещами. Последними из нравственных норм усваива­ются те, которые касаются обращения с людьми. Они наиболее сложны и трудны для детского понимания, и следование им на практике детям дается с большим трудом. Положительное зна­чение для усвоения таких правил имеют сюжетно-ролевые иг­ры с правилами, распространенные в старшем дошкольном воз­расте. Именно в них имеет место представление, наблюдение и усвоение правил, их превращение в привычные формы поведе­ния. Вначале дети следуют усваиваемым нормам и правилам межличностного поведения путем подражания (младший до­школьный возраст), затем начинают глубже осознавать сущность самих этих правил и норм (старший дошкольный возраст). Они не только сами выполняют их, но внимательно следят за тем, чтобы и другие находящиеся рядом с ними дети следовали этим же правилам и нормам.

Для поведения детей в дошкольном возрасте наступает пе­риод, когда оно выходит за рамки познавательной саморегуля­ции и переносится на управление социальными действиями и поступками. Иными словами, наряду с интеллектуальной воз­никает личностная и нравственная саморегуляция. Нравственные нормы поведения становятся привычными, приобретают устой­чивость, теряют ситуативный характер. К концу дошкольного детства у большинства детей складывается определенная нрав­ственная позиция, которой они придерживаются более или ме­нее последовательно.

Довольно рано у ребенка возникает качество, которое в его дальнейшей личностной судьбе играет весьма существенную роль, порождая множество других индивидуально полезных ка­честв. Это — стремление к признанию и одобрению со стороны окружающих людей. Из данного качества как из общего корня при нормальном воспитании вырастают потребность в дости­жении успехов, целеустремленность, чувство уверенности в се­бе, самостоятельность и многие другие. С ним же связано ста­новление таких важных качеств личности, как ответственность и чувство долга.

У ребенка в дошкольном возрасте формируются и личностные качества, связанные с отношениями к людям. Это в первую оче­редь внимание к человеку, к его заботам, бедам, переживаниям, успехам и неудачам. Сочувствие и заботливость по отношению к людям появляются у многих детей-дошкольников, причем не толь­ко в игровых ситуациях, но и в реальной жизни.

Старший дошкольник во многих случаях в состоянии разум­но объяснить свои поступки, пользуясь для этого определенными нравственными категориями. Это значит, что у него сформиро­вались начала нравственного самосознания и нравственной са­морегуляции поведения. Правда, в силу особой откликаемости детей данного возраста на суждения, мнения и поступки других людей внешние проявления соответствующих личностных ка­честв не представляются достаточно устойчивыми.

Наши рекомендации