Умственное развитие младшего школьника

Младший школьный возраст содержит в себе значительный потенциал умственного развития детей, но точно определить его пока что не представляется возможным. Различные реше­ния этого вопроса, предлагаемые учеными-педагогами и прак­тиками-преподавателями, почти всегда связаны с опытом при­менения определенных методов обучения и диагностики воз­можностей ребенка, и нельзя заранее сказать, в состоянии или не в состоянии будут дети усваивать более сложную программу, если использовать совершенные средства обучения и способы диагностики обучаемости. Те данные, которые представлены далее, .не следует рассматривать как нормативные. Они скорее указывают на то, чего может добиться нормальный ребенок при не самых лучших методах и средствах обучения, при ныне дей­ствующих учебных программах, не всегда учитывающих воз­можности детей.

За первые три-четыре года учения в школе прогресс в умст­венном развитии детей бывает довольно заметным. От домини­рования наглядно-действенного и элементарного образного мышления, от допонятийного уровня развития и бедного логи­кой размышления школьник поднимается до словесно-логического мышления на уровне конкретных понятий. Начало этого возраста связано, если пользоваться терминологией Ж.Пиаже и Л.С.Выготского, с доминированием дооперационального мыш­ления, а конец — с преобладанием операционального мышле­ния в понятиях. В этом же возрасте достаточно хорошо раскры­ваются общие и специальные способности детей, позволяющие судить об их одаренности.

Комплексное развитие детского интеллекта в младшем школь­ном возрасте идет в нескольких различных направлениях: усво­ение и активное использование речи как средства мышления; соединение и взаимообогащающее влияние друг на друга всех видов мышления: наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического; выделение, обособление и относительно независимое развитие в интеллектуальном процессе двух фаз: подготовительной и исполнительной. На подготовительной фа­зе решения задачи осуществляется анализ ее условий и выраба­тывается план, а на исполнительной фазе этот план реализует­ся практически. Полученный результат затем соотносится с ус­ловиями и проблемой. Ко всему сказанному следует добавить умение рассуждать логически и пользоваться понятиями.

Первое из названных направлений связано с формировани­ем речи у детей, с активным ее использованием при решении разнообразных задач. Развитие в этом направлении идет успеш­но, если ребенка обучают вести рассуждения вслух, словами воспроизводить ход мысли и называть полученный результат.

Второе направление в развитии успешно реализуется, если детям даются задачи, требующие для решения одновременно и развитых практических действий, и умения оперировать обра­зами, и способности пользоваться понятиями, вести рассужде­ние на уровне логических абстракций.

Если любой из этих аспектов представлен слабо,то интел­лектуальное развитие ребенка идет как односторонний процесс. При доминировании практических действий преимущественно развивается наглядно-действенное мышление, но может отста­вать образное и словесно-логическое. Когда преобладает образ­ное мышление, то можно обнаружить задержки в развитии прак­тического и теоретического интеллекта. При особом внимании только к умению рассуждать вслух у детей нередко наблюдается отставание в практическом мышлении и бедность образного ми­ра. Все это в конечном счете может сдерживать общий интел­лектуальный прогресс ребенка.

Подготовительная фаза ориентировки в условиях решаемой задачи является очень важной для развития интеллекта, так как дети на практике часто не справляются с задачей именно потому, что не умеют анализировать ее условия. Такой недостаток обычно преодолевается за счет специальных упражнений, направлен­ных на сравнение между собой условий в похожих друг на друга задачах. Такие упражнения особенно полезны тогда, когда де­тям для сопоставления предлагаются задачи со сложными усло­виями, между которыми существуют тонкие, едва заметные, но существенные различия и от которых зависит направление по­иска правильного ответа. Важно, чтобы дети научились не только видеть, но и словесно формулировать эти различия.

Установлено, что первоклассники могут понять и принять поставленную перед ними задачу, но ее практическое выполне­ние возможно для них только с опорой на наглядный образец. Учащиеся третьих классов уже сами в состоянии составить план работы над задачей и следовать ему, не опираясь на представ­ленный наглядно образец.

Наши рекомендации