Врожденные формы психики и поведения

Без точного знания того, с чем ребенок рождается на свет, без глубокого понимания процессов его естественного разви­тия по биогенетическим законам трудно воссоздать полную и достаточно сложную картину развития ребенка, строить на ее основе обучение и воспитание.

Люди, окружающие младенца, помогают ему с рождения во всем. Они обеспечивают физический уход за организмом ре­бенка, обучают, воспитывают его, способствуют приобретению человеческих психологических и поведенческих черт, приспо­соблению к условиям общественного существования. Поддер­жка ребенка со стороны родителей и взрослых начинается с рождения и продолжается как минимум в течение полутора де­сятков лет до тех пор, пока ребенок не станет взрослым и не сможет вести независимый, самостоятельный образ жизни. Но и современному взрослому человеку для того, чтобы оставаться человеком и развиваться как человек, нужна постоянная под­держка со стороны других людей, общение и взаимодействие с ними. Без этого он быстро деградировал бы как личность.

Вместе с тем младенец уже при рождении обладает немалым запасом практически готовых к употреблению, сложных сен­сорных и двигательных способностей — инстинктов, позволя­ющих ему приспосабливаться к миру и быстро прогрессировать в своем развитии. У новорожденного с рождения, например, имеется немало сложных движений, развивающихся в основ­ном по генетически заданной программе в процессе созревания организма, в том числе рефлекторных, возникающих сразу и без специального обучения с первых часов жизни под воздейст­вием соответствующих внутренних и внешних стимулов, зако­дированных в качестве ключевых в программах развития этих движений. При рождении у младенца имеются ощущения всех модальностей, элементарные формы восприятия, памяти, благодаря которым становится возможным его дальнейшее позна­вательное и интеллектуальное развитие. Они представляют со­бой генетически заданные структуры или блоки сенсорных си­стем, из которых непосредственно или при незначительной при­жизненной модификации строятся более сложные познаватель­ные структуры. В число таких базовых элементов восприятия можно включить, например, механизмы зрительного, слухового и мышечного сосредоточения, слежения за объектами, их сли­чения, локализации в пространстве, сохранения в памяти, об­работки в мозге следов их воздействий.

Младенец, которому от рождения всего лишь 1—2 дня, уже способен различать химические вещества по вкусу. Обоняние как один из древнейших и важнейших органов чувств начинает у него функционировать также сразу после рождения. Такими же особенностями обладают элементарное зрение, движения и слух.

В первые два месяца жизни ребенок демонстрирует способ­ность к рефлекторному повороту головы в ответ на прикоснове­ние какого-либо предмета к уголку рта, сильно сжимает ладони при касании их поверхности, совершает общие некоординирован­ные движения руками, ногами и головой. У него имеется также способность зрительного слежения за движущимися объекта­ми, поворота головы в их сторону. В родильных домах дети в первые дни их жизни инстинктивно поворачиваются лицом в сторону окна, из которого льется дневной свет.

Младенец способен различать вещества на вкус. Он опреде­ленно предпочитает сладкие жидкости другим и даже способен определить степень сладости. Новорожденный ощущает запа­хи, реагирует на них поворотом головы, изменениями в частоте сердцебиений и дыхания. Эти двигательные и физиологические реакции аналогичны тем, которые наблюдаются у взрослых лю­дей при повышенном внимании и особом интересе к чему-либо.

Следует также назвать, признав в качестве врожденных, груп­пу процессов, способствующих самосохранению и развитию дет­ского организма. Они связаны с регуляцией пищеварения, кро­вообращения, дыхания, температуры тела, обменных процес­сов и т.п. Несомненно врожденными являются сосательные, защитные, ориентировочные, хватательные, опорно-двигатель­ные и ряд других рефлексов; все они отчетливо проявляются уже на втором месяце жизни ребенка.

Готовность к функционированию с рождения обнаруживают не только основные органы чувств, но и головной мозг. Количе­ство нервных клеток в коре головного мозга у новорожденного почти такое же, как у взрослого человека, однако эти клетки еще незрелые, а связи между ними слабые. Созревание мозга и Организма ребенка, их превращение в мозг и организм взросло­го происходят в течение нескольких лет после рождения и за­канчиваются только с поступлением в школу. Созревание и развитие мозга находится под прямым влиянием множества раз­нообразных внешних воздействий и впечатлений, которые по­лучает ребенок от окружающей среды.

Проведенные исследования обнаружили, что в мозге ребен­ка, с момента рождения которого прошло не более полутора суток, можно зарегистрировать различные электрические по­тенциалы, возникающие в ответ на воздействия цветовых раз­дражителей на орган зрения. К этому времени мозг уже в со­стоянии формировать условные рефлексы.

Применительно к младенцу важно знать не только врожден­ные формы психики и поведения, но и процесс естественного развития организма. Особое значение имеет развитие движе­ний в первые месяцы жизни.

Наши рекомендации