Двигательная активность ребенка

Моторика младенца с рождения имеет довольно сложную организацию. Она включает в себя множество механизмов, пред­назначенных для регуляции позы. У новорожденного нередко проявляется повышенная двигательная активность конечностей, которая имеет положительное значение для формирования в будущем сложных комплексов координированных движений.

Развитие движений ребенка в течение первого года жизни идет очень быстрыми темпами, причем прогресс, достигаемый в этом отношении за двенадцать месяцев, поразителен. Из прак­тически беспомощного существа, располагающего ограничен­ным набором элементарных общих врожденных движений рук, ног и головы, ребенок превращается в маленького человека, не только легко стоящего на двух ногах, но относительно свобод­но и самостоятельно передвигающегося в пространстве, спо­собного одновременно с движениями ног выполнять сложные манипулятивные движения руками, освобожденными от локомоции (функции обеспечения передвижения в пространстве) и предназначенными для исследования окружающего мира.

В младенческом возрасте быстро формируются двигательные навыки детей, особенно сложные, сенсорно скоординированные движения рук и ног. Эти движения в дальнейшем играют весьма существенную роль в становлении познавательных и ин­теллектуальных способностей ребенка. Благодаря движениям рук и ног ребенок получает значительную часть информации о ми­ре, на движениях рук и ног учится видеть по-человечески глаз. Сложные ручные движения входят в первичные формы мыш­ления и становятся его неотъемлемой частью, обеспечивая со­вершенствование интеллектуальной деятельности человека.

Большая импульсивная активность рук ребенка наблюдается уже в первые недели его жизни. Эта активность включает размахива­ние руками, хватание, движения кисти. В 3—4 месяца ребенок начинает тянуться рукой за предметами, сидит с поддержкой. В 5 месяцев он уже захватывает неподвижные предметы рукой. В 6 месяцев ребенок сидит на стуле с поддержкой и может хва­тать движущиеся, качающиеся предметы. В 7 месяцев он сидит без поддержки, а в 8 садится без посторонней помощи. В возра­сте около 9 месяцев младенец стоит с поддержкой, ползает на животе, а в 10 ходит с поддержкой и ползает, опираясь на руки и колени. В 11 месяцев ребенок уже стоит без поддержки, в 12 — ходит, держась за руку взрослого, а в 13 — ходит самостоятельно. Таков поразительный прогресс двигательной активности в тече­ние одного года с момента рождения ребенка. Заметим, что при специальном обучении дети могут овладевать соответствующими двигательными навыками гораздо раньше, чем обычно.

Все предметы ребенком примерно до семимесячного возра­ста захватываются почти одинаково. После семи месяцев мож­но наблюдать, как движения рук, и в частности кисти ребенка, постепенно начинают приноравливаться к особенностям захва­тываемого предмета, т.е. приобретают предметный характер. Вначале такое приспособление наблюдается в момент непос­редственного контакта руки с предметом, а после 10 месяцев приспособление руки и кисти осуществляется заранее, еще до касания предмета, только на основе его зрительно воспринима­емого образа. Это свидетельствует о том, что образ предмета начал активно управлять движениями рук и регулировать их, т.е. о том, что у ребенка возникла сенсомоторная координация.

Согласованные действия рук и глаз начинают появляться у ребенка довольно рано, задолго до того момента, когда возникает четкая сенсомоторная координация. Ребенок схватывает в пер­вую очередь те предметы, которые попадаются ему на глаза, и это отмечается уже на втором-третьем месяце жизни. На следующем этапе, относящемся к возрасту от 4 до 8 месяцев, система скоординированных зрительно-моторных движений усложняется. В ней выделяется фаза предварительного слежения за объектом до того, как он будет схвачен. Кроме того, ребенок начинает зрительно и двигательно предвосхищать траекторию перемещения предметов в пространстве, т.е. прогнозировать их движение.

Одним из первых младенец усваивает хватание и удерживание предметов в руке, пытаясь приблизить их ко рту. Возможно, что в этом своеобразном действии проявляется атавизм, связанный с тем, что у многих животных основным органом манипулирова­ния и исследования окружающего мира были челюсти.

Сначала ребенок схватывает случайно оказавшиеся под ру­кой предметы, которые она встречает на пути своего естествен­ного следования. Затем движения руки становятся более целе­направленными и управляемыми образом зрительно восприни­маемого предмета, находящегося на некотором расстоянии от ребенка. Младенец ловит его, манипулирует им, обращая вни­мание на свойства этого предмета. Наиболее яркие и привлека­тельные свойства предметов он начинает воспроизводить при помощи повторных движений. Например, он трясет погремуш­ку для того, чтобы воспроизвести издаваемый ею звук; бросает предмет на пол с целью проследить траекторию его падения; стучит одним предметом о другой, чтобы еще раз услышать ха­рактерный звук. В этом возрасте ребенок, по-видимому, уже начинает понимать, что воспроизведение движений способно еще раз воссоздать желательный результат. Здесь мы, вероятно, имеем дело с началом формирования произвольных движений, и все это относится к первому полугодию жизни.

На втором полугодии дети начинают подражать движениям взрослых, повторять их и тем самым оказываются практически подготовленными к началу научения путем подражания (ви­карное научение). Ранее сформировавшиеся движения глаз игра­ют ориентировочно-исследовательскую роль в совершенство­вании сложных ручных движений. С помощью зрения ребенок . изучает окружающую действительность, контролирует свои дви­жения, благодаря чему они становятся более совершенными и точными. Глаз как бы «обучает» руку, а с помощью ручных движе­ний в предметах, которыми манипулирует ребенок, открывается больше новой информации. Зрение и движения рук становятся далее основным источником познания ребенком окружающей действительности.

К концу младенческого возраста у ребенка возникает особая форма движения, служащая средством направления внимания взрослого человека и управления его поведением с целью удов­летворения актуальных потребностей ребенка. Это в первую очередь указательный жест, адресованный взрослому, сопро­вождающийся соответствующей мимикой и пантомимикой. Ре­бенок указывает взрослому рукой на то, что его интересует, рас­считывая на помощь взрослого.

Наши рекомендации