Предмет возрастной психологии

Открыть новую главу в изучаемом курсе психологии имеет смысл с различия, которое читатель, вероятно, уже заметил в названиях первой части, первой главы и ее отдельных парагра­фов. С одной стороны, область знаний, о которой идет речь, названа «Возрастные особенности развития детей», с другой сто­роны, здесь о той же самой области знаний говорится как о возрастной психологии. Это расхождение не случайно. Дело в том, что по традиции, сложившейся в нашей стране и за рубе­жом, за соответствующей областью знаний закрепились различ­ные названия: психология развития и возрастная психология, хотя по существу имеется в виду одна и та же или достаточно близкие по содержанию друг к другу области знаний, где речь идет о возрастных особенностях психического и поведенческо­го развития детей. Мы сознательно будем употреблять в тексте оба названия, произвольно переходя от одного к другому, что­бы читатель воспринимал их как практически синонимичные, особенно тогда, когда будем обращаться к анализу не только отечественных научных источников, но и зарубежных.

Вместе с тем у этих двух названий есть и некоторые разли­чия. Возрастная психология — это область знаний, акцентирую­щая внимание на психологических особенностях детей разного возраста, в то время как психология развития — это сфера зна­ний, содержащих информацию в основном о законах возраст­ного преобразования психологии детей. Возрастную психологию нельзя представлять себе вне развития, как нечто неизменное. Точно так же развитие немыслимо без выделения его возраст­ных особенностей. В реально существующей области знаний о возрастном развитии детей оба эти момента слиты.

Предметом возрастной психологии, или психологии возра­стного развития, является изучение и представление в виде на­учных фактов и соответствующих теорий основных особенно­стей психического развития детей при их переходе из одного возраста в другой, включая развернутые разносторонние содер­жательные психологические характеристики детей, относящих­ся к разным возрастным группам.

Возрастная психология отмечает те сравнительно медленные, но основательные количественные и качественные изменения, которые происходят в психике и поведении детей при их пере­ходе из одной возрастной группы в другую. Обычно эти изме­нения охватывают значительные периоды жизни, от нескольких месяцев для младенцев до ряда лет для детей более старше­го возраста. Эти изменения зависят от так называемых «посто­янно действующих» факторов: биологического созревания и пси­хофизиологического состояния организма ребенка, его места в системе человеческих социальных отношений, достигнутого уровня интеллектуального и личностного развития.

Возрастные изменения психологии и поведения данного ти­па называются эволюционными, так как они связаны со сравни­тельно медленными количественными и качественными преоб­разованиями. Их следует отличать от революционных, которые, являясь более глубокими, происходят быстро и за сравнительно короткий срок. Такие изменения обычно приурочены к кризи­сам возрастного развития, возникающим на рубеже возрастов между относительно спокойно протекающими периодами эво­люционных изменений психики и поведения. Наличие кризи­сов возрастного развития и связанных с ними революционных преобразований психики и поведения ребенка явилось одним из оснований для разделения детства на периоды возрастного развития.

Еще один тип изменений, которые могут рассматриваться как признак развития, связан с влиянием конкретной социаль­ной ситуации. Их можно назвать ситуационными. Такие изме­нения включают в себя то, что происходит в психике и поведе­нии ребенка под влиянием организованного или неорганизо­ванного обучения и воспитания.

Возрастные эволюционные и революционные изменения пси­хики и поведения обычно устойчивы, необратимы и не требуют систематического подкрепления, в то время как ситуационные изменения психологии и поведения индивида неустойчивы, об­ратимы и предполагают их закрепление в последующих упражне­ниях. Эволюционные и революционные изменения преобразу­ют психологию человека как личности, а ситуационные остав­ляют ее без видимых перемен, затрагивая лишь частные формы поведения, знания, умения и навыки.

Еще одной составляющей предмета возрастной психологии является специфическое сочетание психологии и поведения ин­дивида, обозначаемое при помощи понятия «возраст» (см.: воз­раст психологический). Предполагается, что в каждом возрасте человек имеет уникальное, характерное только для него соеди­нение психологических и поведенческих особенностей, кото­рое за пределами этого возраста уже больше никогда не повто­ряется.

Понятие «возраст» в психологии ассоциируется не с количе­ством лет, прожитых человеком, а с особенностями его психо­логии и поведения. Ребенок может выглядеть не по годам взрос­лым в своих суждениях и поступках; подросток или юноша во многом могут проявлять себя как дети. Свои возрастные осо­бенности имеют познавательные процессы человека, его восп­риятие, память, мышление, речь и другие. Еще в большей сте­пени, чем в познавательных, процессах, возраст человека про­является в особенностях его личности, в интересах, суждениях, взглядах, мотивах поведения. Психологически правильно опре­деленное понятие возраста служит основой для установления возрастных норм в интеллектуальном и личностном развитии детей, широко используется в разнообразных тестах в качестве точки отсчета для установления уровня психического развития того или иного ребенка.

Третьей составляющей предмета возрастной психологии и одновременно психологии возрастного развития являются дви­жущие силы, условия и законы психического и поведенческого развития человека. Под движущими силами психического разви­тия понимаются те факторы, которые определяют собой посту­пательное развитие ребенка, являются его причинами, содер­жат в себе энергетические, побудительные источники развития, направляют его в нужное русло. Условия определяют собой те внутренние и внешние постоянно действующие факторы, ко­торые, не выступая в качестве движущих сил развития, тем не менее влияют на него, направляя ход развития, формируя его динамику и определяя конечные результаты. Что же касается законов психического развития, то они определяют собой те об­щие и частные закономерности, с помощью которых можно описать психическое развитие человека и опираясь на которые можно этим развитием управлять.

Наши рекомендации