Письмо самому себе (проводится во время десяти минутки)

НЕДЕЛЯ ПСИХОЛОГИИ

Цель:оказание психолого-педагогической поддержки обучающимся школы, расширение жизненного пространства участников за счет внесения в их жизнь новых дополнительных смыслов, чувственных красок, культурных значений.

Задачи:

Развивающие задачи

• Развитие коммуникативных навыков и социально-психологических свойств личности учащихся.

• Развитие рефлексии.

• Развитие мотивационной сферы.

• Развитие и осмысление системы личных жизненных ценностей у учащихся и педагогов.

• Расширение представлений о мире человеческих чувств и переживаний.

Коррекционные задачи

• Решение проблем лидерства и отвержения в классном коллективе.

• Формирование важнейших социальных навыков и умений, способности к эмпатии, кооперации, разреше­нию конфликтов путем сотрудничества.

Просветительские и психопрофилактические задачи

• Формирование общего настроения оптимистической то­нальности в школе, настрой на «психологическую волну».

• Стимулирование интереса к психологическим знани­ям и к деятельности школьного психолога.

• Удовлетворение потребности школьников в сильных и целостных эмоциональных переживаниях.

По всей школе развешиваются афоризмы. В холлах на этажах размещается информация об акциях и мероприятиях, оформляются стенды для педагогов, родителей и учащихся. Информацию необходимо менять ежедневно.

План Недели Психологии

День Цитата дня Мероприятие Задачи
Понедельник Цитата дня:«Пусть в твоей жизни не будет черных полос!»   1. Психологическая акция «Радуга настроения» (проводится в начале дня и в конце дня). 2. Акция «Письмо самому себе» 3. Старт акции «Пожелания именинникам» 4. Акция «Психологический портрет школы «Самые-Самые». 5. Рефлексия. Школьный забор – «Я хочу, чтобы в нашей школе…» · Сравнительная оценка эмоциональной атмо­сферы в школе · Направлена на создание благоприятного эмоционального климата в школе, на получение положительных эмоций · Психологическая разгрузка. · способствовать умению учащихся выражать своё мнение.
Вторник Цитата дня:«А кому легко?»   1. Игра «Следопыт». 2. Акция для педагогов «Сторожка с запасами» 3. Рефлексия. Школьный забор – «Поделись своими секретами здорового образа жизни». · Способствовать укреплению межличностных отношений, обучение навыкам коллективной самоорганизации, улучшение настроения и эмоционального состояния, усиление интереса к школе, к людям, которые в ней работают и к тому, что в ней происходит. · сплочение педагогического коллектива, возможность самопрезентации. · способствовать умению учащихся выражать своё мнение.
Среда Цитата дня: «И ты поднимешься?»   1. Психологическая акция «Ларец радости или Предсказания Цветной радуги» 2. Акция «Интервью с великими психологами» 3. Рефлексия. Школьный забор – «Полезные советы» · поддержка каждого учащегося, создание благоприятного эмоционального климата в лицее,получение положительных эмоций. · способствовать умению учащихся выражать своё мнение.
Четверг Цитата дня: «Пусть мы разные, и что ж? Только ты меня поймешь!»   1. Игра «Тайный друг» 2. Информационная галерея «Это интересно» 3. Рефлексия. Школьный забор – «Ты нужен школе?!» · создание позитивной эмоциональной среды; развитие умений проявлять свое отношение к другим людям, воспитание искренности. · развитие любознательности, эрудиции, расширение кругозора. · способствовать умению учащихся выражать своё мнение.
Пятница Цитата дня:«Психология – это серьезно?!»   1. Опрос «Я люблю Вас мой учитель». 2. «Акция для педагогов «Мой конек» 3. Рефлексия. Школьный забор – «Если б Я был директором школы…» · сплочение общешкольного коллектива, улучшение взаимоотношения «Учитель-ученик». · расширить знания о науке психологии, развивать самопознание, способствовать личностному росту. · способствовать умению учащихся выражать своё мнение.
Суббота Цитата дня: «По следам недели Психологии»   1. Просмотр презентации «По следам недели психологии» 2. Рефлексия. Школьный забор – «Ваше мнение о недели Психологии» · стимулирование положительных эмоций, активизация межличностного взаимодействия. · способствовать умению учащихся выражать своё мнение.


Понедельник

Цитата дня: «Пусть в твоей жизни не будет черных полос!»

Материалы: плакат «Пусть в твоей жизни не будет черных полос!», плакаты «С каким настроением ты идешь, сегодня в школу?», «С каким настроением ты сегодня уходишь из школы?», плакат с цветными диаграммами; листовки с интерпретацией цветов; цветные коробки. Стенд «С днем рождения!». Бланки писем и конверты; грамоты «Самый…; плакат «Я хочу, чтобы в нашей школе…»

Акция «Радуга»

Цель акции: вызвать интерес к себе, к осознанию собственного настроения и его влияния на окружающих; диагностика эмоционального состояния учащихся и педагогов.

При входе в школу на дверях вывешивается плакат с разноцветными листами: синим, желтым, красным, зеленым, серым, черным. Без объяснений.

В холле 1-го этажа вывешивается плакат: «С каким настроением ты идешь сегодня в школу?». Здесь же находятся психолог и помощники (педагоги, учащиеся старших классов), которые, вручив входящему белый квадратик бумаги, предлагают опустить его в одну из разноцветных коробочек со словами: «Опусти, пожалуйста, этот квадратик в ту коробочку, цвет которой соответствует твоему сегодняшнему настроению».

Информация об учащихся и педагогах собирается отдельно. В конце трудового дня процедура повторяется.

Холл оформляется плакатом: «С каким настроением ты сегодня уходишь из школы?».

На следующее утро в холле вывешивается плакат с цветными диаграммами: «Утро — учащиеся», «Утро — педагоги», «Вечер — учащиеся», «Вечер — педагоги». Рядом вывешивается интерпретация цветов (см. Приложение 1).

Психологический забор»

Цель: способствовать умению учащихся выражать своё мнение.

Учащиеся записывают свои мечты на «заборе», каждый день он посвящен новой теме.

Тема дня «Я хочу, чтобы в нашей школе…»

Вторник

Цитата дня: «А кому легко?»

Материалы: плакат в виде доски объявлений, плакат «А кому легко?»; бланки с вопросами для акции «Следопыт»; Объявление для педагогов «Сторожка с запасами»; плакат «Поделись своими секретами здорового образа жизни».

1. «Следопыт».

Цель: знакомство с организацией работы и особенностями школы; стимулирование межличностного взаимодействия между учащимися и работниками школы.

Задачи:

· обучение детей навыкам коллективной самоорганизации;

· развитие коммуникативных умений;

· сплочение детского и общешкольного коллектива;

· поднятие общего эмоционального тонуса;

· психологическая поддержка отдельных членов детского или взрослого коллектива;

До начала занятий староста класса берет в кабинете психолога бланк со списком вопросов, ведущий оговаривает время, предоставленное на выполнение задания, определяет условия, например:

· классный руководитель не помогает;

· ответы должны быть точными, а не приблизительными;

· во время уроков выполнять задания категорически запрещено – нарушители выбывают из игры.

По окончании отпущенного на выполнение задания времени бланки с ответами обрабатываются ведущим, подсчитываются баллы и объявляются победители (см. в Приложении 3).

Игра «Заколдованное сердце»

Психологический забор»

Цель: способствовать умению учащихся выражать своё мнение.

Учащиеся записывают свои мечты на «заборе», каждый день он посвящен новой теме.

Среда

Цитата дня: «И ты поднимешься!»

Материалы: плакаты «И ты поднимешься!», «ларец» с мудрыми изречениями; плакат «Психологи рассуждают», плакат «Твое мнение»; плакат «Полезные советы»

Психологический забор»

Цель: способствовать умению учащихся выражать своё мнение.

Учащиеся записывают свои мечты на «заборе», каждый день он посвящен новой теме.

Тема дня «Полезные советы»

Четверг

Цитата дня: «Пусть мы разные, и что ж? Только ты меня поймешь!»

Материалы: плакат «Пусть мы разные, и что ж? Только ты меня поймешь!»; объявление об игре «Тайный друг», почтовый ящик, ватман, цветные

мелки; Тематические листовки; плакат «Ты нужен школе!?»

Игра «Тайный друг»

Цель: создание позитивной эмоциональной среды; развитие умений проявлять свое отношение к другим людям, воспитание искренности.

Об игре «Тайный друг» возвещает объявление (по классам и в холле):

«ВНИМАНИЕ!!!

Согласитесь, что у нас в школе много симпатичных людей. Но всегда ли в повседневной жизни есть возможность выразить свое доброе отношение к тому или иному человеку? Иногда этому мешает занятость, иногда — забывчивость, иногда — застенчивость.

Но сегодня мы можем проявить свои истинные чувства. Выбери человека, который тебе нравится, и стань его Тайным другом. Что это значит? А вот что: Тайный друг старается сделать что-нибудь приятное своему избраннику. Это может быть подарок, помощь, добрая шутка. Главное, чтобы человек почувствовал твое внимание и заботу. При этом не забывай, что ты — Тайный друг. Поэтому все знаки внимания должны быть неожиданными и анонимными. После уроков ждем вас в холле 2-го этажа».(см. в Приложении 6).

В холле выставлен почтовый ящик, в который можно опускать послания.

В течение дня работает «Почта Тайного друга».

После уроков все принявшие участие в игре собираются в холле 2-го этажа. На столе лежит ватман и цветные мелки. Учащимся предлагается вступить в общество «ТД». При этом ребята обводят свою ладонь цветным восковым мелком на ватмане и расписываются внутри контура. Получается коллаж ладошек.

Что нужно интеллектуалу?

Тот, кто любит барабанить пальцем по столу, оказывается, тренирует свой мозг. При этом улучшается кровоснабжение головного мозга, что предотвращает разрушение отростков нервных клеток в старости. Поэтому было бы совсем неплохо постоянно упражнять пальцы, например, играя на пианино или работая за клавиатурой компьютера.

Вкусные тарелки

Все дело в цвете вашей тарелки и прочей посуды. Вы можете худеть или полнеть, не подозревая, что в этом виноват цвет кухонной посуды. Исследования, проведенные медиками в США, показали, что некоторые цвета, такие, как ярко-красный, оранжевый и желтый, возбуждают аппетит и стимулируют нервную систему, что приводит к тому, что вы начинаете потреблять гораздо больше пищи и постепенно набираете вес. Спокойные цвета, такие, как голубой и зеленый, наоборот, действуют успокаивающе и

уменьшают аппетит. А вот бледно-зеленая, бледно-розовая, а также темно-зеленая, темно-серая, белая посуда и вовсе отбивает аппетит.

(см. в Приложении 7).

Психологический забор»

Цель: способствовать умению учащихся выражать своё мнение.

Учащиеся записывают свои мечты на «заборе», каждый день он посвящен новой теме.

Тема дня «Ты нужен школе!?»

Пятница

Цитата дня: «Психология — это серьезно?!»

Материалы: плакат «Психология — это серьезно»; плакат с результатами акции «Я люблю Вас, мой учитель»; стенд для педагогов; плакат «Если б я был директором школы…»

Я люблю Вас, мой учитель».

Цель: создание сплоченного общешкольного коллектива, помочь прояснить и улучшить взаимоотношения «Учитель-ученик», снять барьеры общения.

Группе ребят поручается изучить мнение членов школьного коллектива по следующим вопросам:

1. Что такое учительское счастье?

2. Продолжи предложение:

· «Учителем быть хорошо, потому что…»

· «Учителем быть плохо, потому что…»

3. Ваши пожелания учителям школы.

Затем информация обобщается, результаты красочно оформляются и вывешиваются в холе школы.

Психологический забор»

Цель: способствовать умению учащихся выражать своё мнение.

Учащиеся записывают свои мечты на «заборе», каждый день он посвящен новой теме.

Тема дня «Если б я был директором школы…»

Суббота

Цитата дня: «По следам недели Психологии»

Материалы: плакат «По следам недели Психологии»; презентация «По следам недели Психологии»

Психологический забор»

Цель: способствовать умению учащихся выражать своё мнение.

Учащиеся записывают свои мечты на «заборе», каждый день он посвящен новой теме.

Тема дня «Ваше мнение о недели Психологии»

План мероприятий Недели психологии

День недели Мероприятия Возрастная группа
Понедельник 1. Психологическая акция «Радуга настроения» 2. Акция «Письмо самому себе» 3. Старт акции «Пожелания именинникам» Учащиеся и взрослые, чей день рождения совпал с днями проведения мероприятия, могут поздравить именинников на стенде. 4. Акция «Психологический портрет школы «Самые-Самые». 5. Школьный забор – «Я хочу, чтобы в нашей школе…»   Все учащиеся и педагоги школы Учащиеся 5-11 класс   Любой учащийся и педагог могут поздравить именинников с днем рождения, написав или нарисовав поздравление на стенде.     Все желающие   Все желающие
Вторник 1. Игра «Следопыт». 2. Опрос «Я люблю Вас, мой учитель». 3. Игра «Заколдованное сердце» 4. Почтовый ящик «Письмо от незнакомца» 5. Акция «Улыбнись миру, и он улыбнется тебе!» 6. Школьный забор – «Поделись своими секретами здорового образа жизни».   Учащиеся 2-8 класс   активная группа   учащиеся 3 «б»     все желающие   учащиеся 1-х классов     все желающие  
Среда 1. Акция «Интервью с великими психологами» 2. Ящик откровения   3. Игры на переменах 4. Тренинг по профилактике эмоционального выгорания 5. Школьный забор – «Полезные советы»     Все желающие     Все желающие     Учащиеся начальной школы   Педагоги   Все желающие
Четверг 1. Игра «Тайный друг» 2. Информационная галерея «Это интересно» 3. Акция «Стена пожеланий» 4. Игра «Умники и умницы» 5. Школьный забор – «Ты нужен школе?!»     Все желающие   Все желающие     Учащиеся 3-4-х классов   Учащиеся 4-х классов   Все желающие
Пятница 1. Психологическая акция «Ларец радости или Предсказания Цветной радуги» (работает на переменах) 2. Акция «Добрые дела»   3.Психологический КВН 4. Школьный забор – «Если бы я был директором школы…»   Все желающие     Учащиеся 2-х классов   Учащиеся 7-х классов   Все желающие
Суббота 1. Просмотр презентации «По следам недели психологии» 2. Школьный забор – «Ваше мнение о недели Психологии»  

НЕДЕЛЯ ПСИХОЛОГИИ

Цель:оказание психолого-педагогической поддержки обучающимся школы, расширение жизненного пространства участников за счет внесения в их жизнь новых дополнительных смыслов, чувственных красок, культурных значений.

Задачи:

Развивающие задачи

• Развитие коммуникативных навыков и социально-психологических свойств личности учащихся.

• Развитие рефлексии.

• Развитие мотивационной сферы.

• Развитие и осмысление системы личных жизненных ценностей у учащихся и педагогов.

• Расширение представлений о мире человеческих чувств и переживаний.

Коррекционные задачи

• Решение проблем лидерства и отвержения в классном коллективе.

• Формирование важнейших социальных навыков и умений, способности к эмпатии, кооперации, разреше­нию конфликтов путем сотрудничества.

Просветительские и психопрофилактические задачи

• Формирование общего настроения оптимистической то­нальности в школе, настрой на «психологическую волну».

• Стимулирование интереса к психологическим знани­ям и к деятельности школьного психолога.

• Удовлетворение потребности школьников в сильных и целостных эмоциональных переживаниях.

По всей школе развешиваются афоризмы. В холлах на этажах размещается информация об акциях и мероприятиях, оформляются стенды для педагогов, родителей и учащихся. Информацию необходимо менять ежедневно.

План Недели Психологии

День Цитата дня Мероприятие Задачи
Понедельник Цитата дня:«Пусть в твоей жизни не будет черных полос!»   1. Психологическая акция «Радуга настроения» (проводится в начале дня и в конце дня). 2. Акция «Письмо самому себе» 3. Старт акции «Пожелания именинникам» 4. Акция «Психологический портрет школы «Самые-Самые». 5. Рефлексия. Школьный забор – «Я хочу, чтобы в нашей школе…» · Сравнительная оценка эмоциональной атмо­сферы в школе · Направлена на создание благоприятного эмоционального климата в школе, на получение положительных эмоций · Психологическая разгрузка. · способствовать умению учащихся выражать своё мнение.
Вторник Цитата дня:«А кому легко?»   1. Игра «Следопыт». 2. Акция для педагогов «Сторожка с запасами» 3. Рефлексия. Школьный забор – «Поделись своими секретами здорового образа жизни». · Способствовать укреплению межличностных отношений, обучение навыкам коллективной самоорганизации, улучшение настроения и эмоционального состояния, усиление интереса к школе, к людям, которые в ней работают и к тому, что в ней происходит. · сплочение педагогического коллектива, возможность самопрезентации. · способствовать умению учащихся выражать своё мнение.
Среда Цитата дня: «И ты поднимешься?»   1. Психологическая акция «Ларец радости или Предсказания Цветной радуги» 2. Акция «Интервью с великими психологами» 3. Рефлексия. Школьный забор – «Полезные советы» · поддержка каждого учащегося, создание благоприятного эмоционального климата в лицее,получение положительных эмоций. · способствовать умению учащихся выражать своё мнение.
Четверг Цитата дня: «Пусть мы разные, и что ж? Только ты меня поймешь!»   1. Игра «Тайный друг» 2. Информационная галерея «Это интересно» 3. Рефлексия. Школьный забор – «Ты нужен школе?!» · создание позитивной эмоциональной среды; развитие умений проявлять свое отношение к другим людям, воспитание искренности. · развитие любознательности, эрудиции, расширение кругозора. · способствовать умению учащихся выражать своё мнение.
Пятница Цитата дня:«Психология – это серьезно?!»   1. Опрос «Я люблю Вас мой учитель». 2. «Акция для педагогов «Мой конек» 3. Рефлексия. Школьный забор – «Если б Я был директором школы…» · сплочение общешкольного коллектива, улучшение взаимоотношения «Учитель-ученик». · расширить знания о науке психологии, развивать самопознание, способствовать личностному росту. · способствовать умению учащихся выражать своё мнение.
Суббота Цитата дня: «По следам недели Психологии»   1. Просмотр презентации «По следам недели психологии» 2. Рефлексия. Школьный забор – «Ваше мнение о недели Психологии» · стимулирование положительных эмоций, активизация межличностного взаимодействия. · способствовать умению учащихся выражать своё мнение.

Понедельник

Цитата дня: «Пусть в твоей жизни не будет черных полос!»

Материалы: плакат «Пусть в твоей жизни не будет черных полос!», плакаты «С каким настроением ты идешь, сегодня в школу?», «С каким настроением ты сегодня уходишь из школы?», плакат с цветными диаграммами; листовки с интерпретацией цветов; цветные коробки. Стенд «С днем рождения!». Бланки писем и конверты; грамоты «Самый…; плакат «Я хочу, чтобы в нашей школе…»

Акция «Радуга»

Цель акции: вызвать интерес к себе, к осознанию собственного настроения и его влияния на окружающих; диагностика эмоционального состояния учащихся и педагогов.

При входе в школу на дверях вывешивается плакат с разноцветными листами: синим, желтым, красным, зеленым, серым, черным. Без объяснений.

В холле 1-го этажа вывешивается плакат: «С каким настроением ты идешь сегодня в школу?». Здесь же находятся психолог и помощники (педагоги, учащиеся старших классов), которые, вручив входящему белый квадратик бумаги, предлагают опустить его в одну из разноцветных коробочек со словами: «Опусти, пожалуйста, этот квадратик в ту коробочку, цвет которой соответствует твоему сегодняшнему настроению».

Информация об учащихся и педагогах собирается отдельно. В конце трудового дня процедура повторяется.

Холл оформляется плакатом: «С каким настроением ты сегодня уходишь из школы?».

На следующее утро в холле вывешивается плакат с цветными диаграммами: «Утро — учащиеся», «Утро — педагоги», «Вечер — учащиеся», «Вечер — педагоги». Рядом вывешивается интерпретация цветов (см. Приложение 1).

Письмо самому себе (проводится во время десяти минутки)

Цель акции: дифференциация смысловых личностных конструктов, их анализ; наблюдение за собственными изменениями в структуре личности.

В качестве высшей формы диалога выбрано письмо самому себе, составленное психологами.

Ученикам предлагается написать письмо самим себе в сентябре, запечатать его и отдать на хранение психологической службе. Конфиденциальность оговаривается особо. Для создания реалистичности ситуации каждый участник акции вместе с бланком получает конверт. Обратно письма из прошлого учащиеся получат только в мае.

Данный вид работы позволяет затронуть глубинные чувства и эмоции участников. Они окунаются в собственные переживания, акцентируют внимание на актуальных ценностях и событиях, учатся выделять главное, находясь в состоянии искреннего диалога с собой. Чем открытее они будут на стадии написания письма, тем нагляднее через год смогут увидеть личностные изменения в структуре собственной личности.

Таким образом, учащиеся проходят весь путь от внешнего к внутреннему диалогу (бланк письма самому себе см. в Приложении 2).

3. «Психологический портрет школы «Самые-самые…»

В школе вывешивается объявление с номинации:

«Самые активные»

«Самые ответственные»

«Самые добрые»

«Самые внимательные»

«Самые известные»

В холе школы на стенах размещаются плакаты с названиями номинаций. Все желающие могут написать имена, фамилии своих одноклассников, друзей, учителей, всех тех, кого они считают самыми-самыми…

Итоги подводятся на общешкольной линейке. Победителям в каждой номинации вручаются почетные грамоты «Самый…».

4. «С днем рождения!»

В холле школы вывешивается стенд, предназначенный для именинников — учащихся и взрослых, чей день рождения совпал с днями проведения мероприятия. Любой учащийся и педагог могут поздравить именинников с днем рождения, написав или нарисовав поздравление на стенде.

Психологический забор»

Цель: способствовать умению учащихся выражать своё мнение.

Учащиеся записывают свои мечты на «заборе», каждый день он посвящен новой теме.

Тема дня «Я хочу, чтобы в нашей школе…»

Вторник

Цитата дня: «А кому легко?»

Материалы: плакат в виде доски объявлений, плакат «А кому легко?»; бланки с вопросами для акции «Следопыт»; Объявление для педагогов «Сторожка с запасами»; плакат «Поделись своими секретами здорового образа жизни».

1. «Следопыт».

Цель: знакомство с организацией работы и особенностями школы; стимулирование межличностного взаимодействия между учащимися и работниками школы.

Задачи:

· обучение детей навыкам коллективной самоорганизации;

· развитие коммуникативных умений;

· сплочение детского и общешкольного коллектива;

· поднятие общего эмоционального тонуса;

· психологическая поддержка отдельных членов детского или взрослого коллектива;

До начала занятий староста класса берет в кабинете психолога бланк со списком вопросов, ведущий оговаривает время, предоставленное на выполнение задания, определяет условия, например:

· классный руководитель не помогает;

· ответы должны быть точными, а не приблизительными;

· во время уроков выполнять задания категорически запрещено – нарушители выбывают из игры.

По окончании отпущенного на выполнение задания времени бланки с ответами обрабатываются ведущим, подсчитываются баллы и объявляются победители (см. в Приложении 3).

Наши рекомендации