Анализ результатов формирующего эксперимента

В результате проведенной логопедической работы по формированию речевой активности у старшего дошкольника с детским церебральным параличом, анартрией и умственной отсталостью нами был проведен сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного срезов. Исследование состояния речевой активности в ходе контрольного среза проводилось по тем же методикам, что и в констатирующем эксперименте (см. Глава 2 п.2.1). Напомним, что речевая активность оценивалась по таким показателям, как внимание и интерес, проявляемый ребенком к собеседнику, эмоциональность, инициативность и чувственность восприятия воздействий. Полученные результаты были занесены в аналогичные констатирующему эксперименту таблицы и проиллюстрированы гистограммами.

Анализ результатов коррекционной работы дает основание говорить о позитивных изменениях в состоянии речевой активности испытуемого.

В начале коррекционной работы внимание ребенка было слабо сосредоточено на собеседнике и на какой-либо игре. В процессе логопедических занятий ребенок стал удерживать свое внимание на предмете более 5 секунд. Зрительный контакт с собеседником на момент окончания логопедических занятий достигает 1 минуты. Более подробно изменения внимания ребенка мы представили в графике на рисунке 1.

Анализ результатов формирующего эксперимента - student2.ru

Рис. 1. Динамика сосредоточения внимания испытуемого на собеседнике

На подготовительном этапе коррекционной работы у ребенка внимание находилось на низком уровне. Девочка длительное время включалась в игровой процесс, не реагируя на предложенные игры. На новую игрушку не реагирует, не может сосредоточить свое внимание на игре. В процессе логопедической работы ребенок стал фиксировать взгляд на более длительное время. Например, при первом контакте с логопедом взгляд удерживался 3 секунды, а на десятом занятии – 7 секунд. Повышение уровня внимания непосредственно влияет на развитие речевой активности в целом, что существенным образом отражается на процессе запоминания и усвоения информации. Таким образом, развивая внимание ребенка средствами зрительной и зрительно-слуховой стимуляции, мы способствовали развитию эмоционального и предметного взаимодействия, а, следовательно, повышению речевой активности.

С момента констатирующего среза на момент контрольного среза эмоциональность восприятия воздействий также повысилась в среднем на 2 балла. При игре с родителями и с педагогом ребенок стал чаще использовать голосовые реакции при выражении своих эмоций.

На рисунке 2 мы отразили динамику развития эмоциональности ребенка на протяжении шести месяцев.

Анализ результатов формирующего эксперимента - student2.ru

Рис. 2. Динамика развития эмоциональности испытуемого при общении

Благодаря повышению уровня эмоциональности ребенка, работа по формированию уровня речевой активности имеет положительные результаты. В процессе игры ребенок стал более эмоционален, в его деятельности стали чаще присутствовать интонация, жесты и мимика.

Отметим, что в процессе логопедической работы по формированию речевой активности повысилась инициативность ребенка. До середины февраля 2015 ребенок не проявлял собственной инициативы при совместной игре со взрослым. На момент контрольного эксперимента, ребенок, в некоторых случаях сам может пригласить в игру, стремится к совместной деятельности. На рисунке 3 наглядно представлен график, отображающий инициативность ребенка на протяжении всей логопедической работы.

Анализ результатов формирующего эксперимента - student2.ru

Рис. 3. Динамика инициативности испытуемого в процессе общения

Обобщающие данные по развитию речевой активности ребенка на протяжении всей коррекционной работы мы представили графически (рис.4).

Анализ результатов формирующего эксперимента - student2.ru

Рис. 4. Динамика развития речевой активности в процессе коррекционной работы

Отсюда мы видим, что в результате коррекционной работы больших результатов мы достигли при формировании внимания и интереса к занятию. Этому есть разумное объяснение. При систематических занятиях с логопедом у ребенка сформировался положительный эмоциональный настрой на занятие. Девочка стала использовать голосовые реакции при взаимодействии с педагогом во время игры, при этом ранее голосовые реакции отсутствовали вообще. Всё это подкрепляется эмоциональностью восприятия воздействий. На фоне положительного опыта общения с педагогом у ребенка увеличилось количество проявляемых эмоций. В некоторых случаях девочка проявляла недовольство каким-либо действием. В основном присутствовала радость, сопровождаемая смехом, при появлении педагога и при совместной деятельности, а также в том случае, если ребенка хвалили словами «молодец», «умница». В связи с замедленным темпом развития, отклонением в физическом и психическом развитии инициативность ребенка повысилась в меньшей степени. Редки случаи, когда ребенок сам приглашал в игру. В основном это происходило при игровой деятельности с родителями.

Таким образом, повышение уровня внимания, эмоциональности и инициативности непосредственно влияет на речевую активность в целом.

На рисунке 5 мы представали гистограмму, отображающую в баллах уровень речевой активности ребенка до и после коррекционной работы.

Анализ результатов формирующего эксперимента - student2.ru

Рис.5. Общий прирост баллов

По результатам контрольного среза видна положительная тенденция в развитии речевой активности. Ребенок увеличил каждый показатель в среднем на 1 – 2 балла. Исходя из этого, по результатам контрольного среза, уровень речевой активности данного испытуемого находится на уровне ниже среднего. Данную информацию мы представили подробно в таблице 4. Минимальные продвижения в области развития речевой активности и мотивационной сферы объясняются тяжести поражения артикуляционного аппарата, а также нарушением интеллекта.

Таблица 4

Уровень речевой активности ребенка

  С родителями С педагогом
Непосредственная игра 3 балла 2 балла
Пальчиковая игра 1 балл 1 балл
С новой игрой 1 балл 1 балл
«Найди игрушку»   1 балл
Фиксация взгляда на игрушке   3 балла
Сумма баллов 5 баллов 8 баллов
Уровень речевой активности Средний Ниже среднего
Общий уровень речевой активности Ниже среднего

Отметим, что на момент констатирующего эксперимента речевая активность ребенка находилась на низком уровне. В просе коррекционной работы появились улучшения внутри данного уровня, и испытуемый повысил свои показатели, перейдя на уровень выше. В данный момент речевая активность ребенка находится на уровне ниже среднего с минимальным баллом, что дает основания для необходимости продолжения коррекционной работы.

Таким образом, проанализировав результаты экспериментальной работы, мы пришли к выводу, что заявленная гипотеза нашла свое подтверждение. Качественный анализ полученных результатов подтвердил, что систематическое проведение с ребенком старшего дошкольного возраста с детским церебральным параличом и анартрией упражнений, направленных на развитие эмоционального и предметного взаимодействия средствами двигательно-кинестетической, зрительной и слуховой стимуляции способствует повышению речевой активности ребенка.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В настоящее время проблема развития речи при детском церебральном параличе является объектом изучения многих исследователей. Однако такая категория детей как дети с тяжелыми двигательными нарушениями и умственной отсталостью, изучены недостаточно. Поэтому проблема по выявлению уровня сформированности речевой акивности у дошкольников с различными патологиями в настоящий момент продолжает оставаться актуальной в коррекционной педагогике и логопедии.

После тщательного анализа материала для диагностики нам удалось разработать методику, направленную на выявление уровня сформированности речевой активности у старших дошкольников с детским церебральным параличом и анартрией.

Исследование проводилось по двум направлениям: диагностика речевой активности в игровой деятельности с родителями и изучение речевой активности в игровой деятельности с педагогом.

Согласно нашей системе оценок, при обследовании максимально можно набрать 32 балла. При анализе результатов мы использовали количественную и качественную оценку. Каждое задание оценивалось по пятибалльной шкале. В соответствии с чем, давалась качественная характеристика выполненных заданий.

На основе сочетания количественных и качественных показателей констатирующего эксперимента удалось выявить характерные особенности речевой активности ребенка старшего дошкольного возраста с детским церебральным параличом и анартрией.

С учетом рекомендаций Т.В. Ахутиной, Н.М. Пылаевой, Н.Г. Калиты, Л.В. Юртовой, мы предложили систему занятий, рассчитанную на шесть месяцев и направленную на развитие речевой активности посредством развития эмоционального и предметного взаимодействия средствами двигательно-кинестетической, слуховой и зрительной стимуляции для ребенка старшего дошкольного возраста с детским церебральным параличом и анартрией. В работе были реализованы следующие направления:

- формирование положительного эмоционального настроя на занятие;

- развитие ощущений от собственных движений;

- активизация движений пальцев рук;

- формирование умения фиксировать взгляд на предмете;

- формирование произвольного выдоха;

- возбуждение ребенка к произвольному произнесению звукоподражаний.

По результатам контрольного эксперимента видна положительная тенденция в развитии речевой активности ребенка старшего дошкольного возраста с детским церебральным параличом и анартрией. Испытуемый в среднем улучшил показатели на 1 - 2 балла, тем самым перешел с низкого уровня на уровень ниже среднего.

Опираясь на многочисленные исследования и труды Т.Н. Тищенко, Е.Ф. Архиповой, Дедюхиной Г. В., Яньшиной Т. А., Кирилловой Е.В. и других авторов мы доказали достоверность гипотезы нашего исследования.

Таким образом, цель, поставленная в начале нашей работы, достигнута, намеченные задачи решены, гипотеза нашла свое подтверждение.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Анищенкова Е.С. « Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников: пособие для родителей и педагогов» - М.: АСТ : Астрель; Владимир, ВКТ, 2009.

2. Арихопова Е.Ф. дифференцированный логопедический массаж. Москва, 2007

3. Архипова Е.Ф. Коррекционная работа с детьми с церебральным параличом. Доречевой период. М., 1989.

4. Бадалян Л.О., Журба Л.Т., Тимонина О.В. Детские церебральные параличи. Киев, 1988.

5. Блыскина И.В., Ковшиков В.А. Массаж в коррекции артикулярных расстройств. СПб., 1995.

6. Визель Т.Г. Основы нейропсихологии. – М., 2005.

7. Виноградова А.Д. Практикум по психологии умственно отсталого ребенка. – М.: Просвещение, 1985, –144 с.

8. Власова Т.А., Певзнер М.С. Учителю о детях с отклонениями в развитии. – М.: Академия, 2002, –207 с.

9. Вопросы психологии внимания. – Саратов: СГПИ, 1979, –96 с.

10. Выготский Л. С.Психология и учение о локализации психических
функций / Собр. соч.: В 6 т. — М., 1982. — Т. 1.

11. Горелов И.Н. Невербальные компоненты коммуникации М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ» 2009

12. Гнатюк О.Л. основы теории коммуникации: учеб. пособие. М: КНОРУС, 2010

13. Гойхман О.Я., Надеина Т.М. основы речевой коммуникации: учебник, М., 2011

14. Глухов В.П. Основы психолингвистики. - М., 2007.

15. Данилова Л.А. Методы коррекции речевого и психического развития детей с церебральным параличом. Л., 1977.

16. Данилова Л.А., Стока К., Казицина С.Н. Особенности логопедической работы при детском церебральном параличе. СПб., 1997.

17. Дедюхина Г.В. Яньшина Т.А., Могучая Л.Д. Логопедический массаж и лечебная физкультура с детьми 3-5 лет, страдающими детским церебральным параличом. М., 2001.

18. Дедюхина Г.В., Кирюшкова Е.В., Худенко Е.Д. Общение с неговорящим ребенком в семье. Выпуск первый. Рабочая тетрадь «Я могу говорить!»

19. Дьякова Е. А. Логопедический массаж: Учеб. пособие. М., 2003.

20. Забрамная С. Д.От диагностики к развитию. — М., 1998.

21. Зайцев И.С. особенности логопедической работы при детском церебральном параличе

22. Ипполитова М.В., Бабенкова Р.Д., Мастюкова Е.М. Воспитание детей с церебральным параличом в семье: Пособие для родителей и воспитателей. М., 1980.

23. Казарцева О.М. Культура речевого общения. М., 1999

24. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дошкольная олигофренопедагогика: Учеб. для студ. высш. учеб, заведений. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2005.

25. Кещан Е.В. К вопросу о некоторых сторонах развития экспрессивной и импрессивной речи у детей второго года жизни, страдающих церебральным параличом // Вопросы логопедии. М., 1978.

26. Клюев Е.В. Речевая коммуникация. М., 2002

27. Козлов Н.И. Психологос. Энциклопедия практической психологии 2009-2014г

28. Козявкина Н.В. и др. Система интенсивной реабилитации детей с церебральными параличами: новые возможности для коррекции речевых нарушений // Дефектология. 2002. № 5.

29. Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка. – М., 1973, –193 с.

30. Корнев А.Н. Основы логопатологии детского возраста. – М., 2005.

31. Краткий психологический словарь. /Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – М., 1985

32. Куликовская Т.А. «Речеслуховая гимнастика для развития речи дошкольников : пособие для родителей и педагогов» - М.: АСТ : Астрель 2009

33. Левченко Е.Ю., Приходько О.Г. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2001.

34. Леонтьев А.А. Основы психолингвистики. - М.: Смысл, 2003.

35. Лисина М. И. Л63 Проблемы онтогенеза общения / Науч.-исслед. институт общей и педагогической психологии Акад. пед. наук СССР. — М.: Педагогика, 1986.— 144 с.

36. Логопедия / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. М., 2003.

37. Логопедия. Методическое наследие / Под ред. Л.С. Волковой: В 5 кн. М., 2003. – Кн. I: Нарушения голоса и звукопроизносительной стороны речи: В 2 ч. – Ч. 2. Ринолалия. Дизартрия.

38. Лурия А. Р.Роль речи в психическом развитие ребенка. // Вопросы
психологии. — 1958. — № 5.

39. Лурия А. Р. Основы нейропсихологии. — М., 2002.

40. Лурия А.Р. Умственно отсталый ребенок. – М., 1990.

41. Мастюкова Е.М., Певзнер М.С., Пермякова В.А. Дети с нарушением умственного развития. – Иркутск: ИГПИ, 1992, – 159 с.

42. Малофеев Н.Н. Характеристика лексического запаса у учащихся с церебральным параличом // Дефектология. 1985. № 1.

43. Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика. М., 1997.

44. Мастюкова Е.М., Ипполитова М.В. Нарушение речи у детей с церебральным параличом. М., 1985.

45. Немов Р. С., Психология образования. Книга 2, М., 1995; Рубинштейн С.Л., Проблемы общей психологии, М., 1973

46. Никитина М.Н. Детский церебральный паралич. М., 1979.

47. Новоторцева Н.В. Коррекционная педагогика и специальная психология: Словарь. – СПб.: Каро, 2006.

48. Общение //Психология общения. Энциклопедический словарь Под общ. ред. А. А. Бодалева. — М. Изд-во «Когито-Центр», 2011 г.]

49. Основы теории коммуникации: учебник / под ред. проф. М.А. Василика. М.: Гардарики, 2003

50. Павлова А.Л. Проблемы диагностики речевого развития // Психологические и психофизические исследования речи. – М., 1985.

51. Панченко И.И., Щербакова Л. А. Основные формы дизартрических нарушений речи и дифференцированные пути коррекционного воздействия. /Логопедия. Методическое наследие. / Под ред. Л. С. Волковой. Кн. 1, часть 2. – М. ,2003

52. Певзнер М.С., Лубовский В.И. Динамика развития детей – олигофренов. – М., 1963

53. Педагогическое речеведение. Словарь-справочник. — М.: Флинта, Наука. Под ред. Т. А. Ладыженской и А. К. Михальской. 1998.]

54. Перова М.Н. Практическая и умственная деятельность детей-олигофренов. – М.: Просвещение, 2001, – 158 с.

55. Петрова В.Г., Белякова И.В. Психология умственно отсталого школьника (олигофренопсихология). – М., 1996

56. Петрова В.Г., Белякова И.В. Кто они, дети с отклонениями в развитии. – 2-е изд. – М., 2000

57. Плотникова В.И. Использование игровых приемов для развития артикуляционной моторики у младших школьников с церебральным параличом // Дефектология. 1989. № 2.

58. Понятийно-терминологический словарь логопеда. / Под ред. Селиверстова В.И. – М., 1997.

59. Почепцов Г.Г. Теория и практика коммуникации. М., Киев, 2001

60. Приходько О.Г., Моисеева Т.Ю. Дети с двигательными нарушениями: коррекционная работа на первом году жизни. М.. 2003.

61. Проблемы речевого развития дошкольников и младших школьников. / Отв. ред. A.M. Шахнарович. – М., 1973.

62. Сара Ньюмен « Игры и занятия с особым ребенком» - М.:Теревинф, 2007

63. Симерницкая Э. Г.Мозг человека и психические процессы в онтогенезе. — М., 1985.

64. Смирнова И.А. Логопедическая диагностика, коррекция и профилактика нарушений речи у дошкольников с ДЦП. Алалия, дизартрия, ОНР. СПб., 2004.

65. Смирнова И.А., Стока К. Особенности проявления артикуляторных расстройств у детей с церебральным параличом // Дефектология. 1995. № 5.

66. Спирова Л.Ф. Особенности нарушения речи при псевдобульбарной дизартрии // Школа для детей с тяжелыми нарушениями речи. М., 1961.

67. Трубникова Н.М. Психолого-педагогические основы коррекционной работы при детском церебральном параличе. – Екатеринбург, 2005.

68. Усанова О.Н. Специальная психология. – СПб.: Питер, 2006.

69. Шипицина Л.М., Мамайчук И.И. Психология детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. М., 2004.

70. Хватцев М. Е. Логопедия.— М., 1959.

71. Цветкова Л. С., Пирцхалайшвили Т. М.Роль зрительного образа в формировании речи у детей с различными формами патологии // Дефектология. — 1975. — № 5.

72. http://studopedia.org/1-77731.html studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2015 год

Наши рекомендации