Практическая психодиагностика
Указанные выше методы и принципы положены в основу разработки психодиагностических методик и способов получения достоверных данных о содержании переменных психической реальности.
Рассмотрим термин «психодиагностика» как сферу деятельности специалиста, связанную с практической постановкой психологического диагноза. Здесь решаются практические вопросы, относящиеся к организации и проведению процедуры психодиагностики, которая включает в себя:
- определение профессиональных требований, предъявляемых к психодиагносту;
- установление перечня знаний, умений и навыков, которыми специалист должен обладать, чтобы успешно справляться со своей работой;
- выяснение минимума практических условий, соблюдение которых является гарантией того, что психолог профессионально владеет методами психодиагностики;
- разработка программ, средств и методов практической подготовки психолога в области психодиагностики, а также оценки его компетентности в этой области.
Теоретические и практические вопросы взаимосвязаны, чтобы быть психодиагностом высокой квалификации необходимо хорошо владеть как научными, так и практическими основами данной науки. Научная и практическая психодиагностика решает следующие задачи:
- установление наличия у человека того или иного психологического свойства или особенности поведения;
- определение степени развитости данного свойства, ее выражение в определенных количественных и качественных показателях;
- описание диагностируемых психологических и поведенческих особенностей человека в тех случаях, когда это необходимо;
- сравнение степени развитости изучаемых свойств у разных людей.
Данные задачи в практической психодиагностике решаются каждая в отдельности или комплексно в зависимости от целей проводимого обследования. Причем практически во всех случаях, за исключением качественного описания результатов, требуется владение методами математической статистики.
Также важным требованием к специалисту является доскональное знание самих психодиагностических методик и условий их правильного применения. Основные требования, которым должны отвечать научно обоснованные методы психодиагностики, являются валидность, надежность, однозначность и точность. Обращаясь к практическому использованию той или иной методики в психодиагностических целях, специалист должен иметь четкое представление о том, в какой мере избранная им методика отвечает перечисленным критериям, иначе трудно будет определить, в какой мере можно доверять получаемым с ее помощью результатам.
Кроме того существуют дополнительные требования, предъявляемые к выбору психодиагностической методики:
- она должна быть наиболее простой из всех возможных и наименее трудоемкой из тех, которые позволяют получить требуемый результат;
- должна быть понятной и доступной не только для специалиста, но и для испытуемого, требующей минимума физических и психологических усилий на проведение психодиагностики;
- инструкция к методике должна быть простой, короткой и понятной без дополнительных разъяснений, должна настраивать испытуемого на добросовестную доверительную работу;
- обстановка и другие условия проведения психодиагностики не должны содержать в себе посторонних раздражителей, отвлекающих внимание испытуемого от дела, изменяющих его отношение к психодиагностике и превращающих его из нейтрального и объективного в пристрастное и субъективное.
Психологическая диагностика предназначена для измерения, оценки и анализа индивидуально-психологических и психофизиологических особенностей человека, а также для выявления различий между группами людей, объединенных по какому-либо признаку. Как основа деятельности практического психолога, она находит применение в следующих сферах:
- расстановка кадров, профотбор и профориентация;
- сервисная деятельность;
- прогнозирование социального поведения;
- оптимизация обучения и воспитания;
- консультативная и психотерапевтическая помощь;
- судебная психолого-психиатрическая экспертиза и др.