Деятельность профессиональных
психологов
5.1.выдающиеся профессиональные психологи
В конце XIX и в начале XX века, по мере того как выделялась особая сфера научных исследований и особая сфера практической психологической работы, постепенно формиррвалась и профессия психолога. В психологии начали разрабатываться отдельные научные концепции и теоретические направления. Наиболее известными из них стали бихевиоризм, гештальтпсихология, глубинная психология.
Основателем бихевиоризма (поведенческой психологии) считается американский психолог Джон Уотсон (1878— 1958). Он рассматривал психологию как теорию поведения, исключив из изучения субъективные явления и сознание человека. Понятия об образах, мыслях, идеях, чувствах Уотсон заменил понятиями о мышечных и секреторных реакциях, поведение сводил к внешним приспособительным актам, отрицал сознание как особую форму регуляции поведения. Поведение животных и человека сводилось к связям типа "стимул—реакция". Благодаря бихевиоризму объективные методы изучения психики получили широкое распространение. Построение научной психологии бихевиористами ориентировалось на естественные науки.
Близок к идеям бихевиоризма был и американский психолог Эдвард Торндайк (1874—1949). Первая его работа "Ум животных" (1898) стала важной вехой на пути внедрения объективного метода в исследование процесса учения. Он помещал подопытных животных (кошек, собак, низших обезьян) в "проблемные ящики" — экспериментальные устройства различной степени сложности. Фиксировался характер их двигательных реакций, направленных на то, чтобы выйти из ящика и получить подкрепление. Таким образом изучались законы научения.
Идеи бихевиоризма получили развитие в трудах других американских психологов — Э. Толмена и К. Халла. Эдвард Толмен (1886—1959) разработал концепцию, в которой пытался соединить идеи бихевиоризма, гештальтпсихоло-гии и фрейдизма. Схему поведения "стимул—реакция" Тол-мен превратил в целостный акт, который включал в себя в качестве опосредствующего звена "промежуточные переменные": мотив, цель, познавательные структуры.
Классиком необихевиоризма считается и Кларк Халл (1884—1952). Он также отстаивал необходимость введения в объяснение поведения по принципу "стимул—реакция" факторов, опосредствующих двигательную реакцию на раздражитель. Халл пытался подойти к анализу поведения строго математически.
Современный представитель бихевиоризма — американский психолог Берхус Скиннер (р. 1904) считает, что психология должна ограничиться описанием внешне наблюдаемых закономерных связей между стимулами, реакциями и подкреплением этих реакций. Скиннер-известен как автор концепции "оперантного" (от слова "операция") научения, объясняющей механизмы формирования нового опыта. На этой основе он разрабатывает способы управления поведением человека.
Однако в 50-е годы XX века произошла общая дискредитация бихевиоризма. Основной причиной этого был ан-тиментализм бихевиористов, их невнимание к внутреннему психическому миру человека.
Другой влиятельной концепцией в психологии XX века стала гештальтпсихология. Это направление появилось в Германии. Немецкие ученые М. Вергеймер, К. Коффка, В. Келер, К. Левин в своей психологической теории опирались на представление о целостности психических явлений. Принцип научности был главным в их исследованиях. Естественные науки предлагались в качестве образца.
Макс Вергеймер (1880—1943) выступил с критикой ассоциативного направления в психологии и экспериментально доказал, что сознание строится из целостных образов (гештальтов), неразложимых на отдельные сенсорные элементы.
Курт Коффка (1886—1941) также был одним из основателей гештальтпсихологии и дал фундаментальный анализ и изложение этого направления. При этом он первым среди гештальтпсихологов обратился к проблемам развития ребенка.
Вольфганг Келер (1887—1967) считал, что психологическое знание следует строить по образцу физического, поскольку процессы в сознании и организме находятся во взаимно однозначном соответствии. Руководствуясь этой идеей, он распространил понятие о гештальте на головной мозг. В опытах на животных Келер доказал.роль инсай-та (видения ситуации в целом) в успешном решении интеллектуальных задач.
Идеи Курта Левина (1890—1947) были близки к гештальтпсихологии. Он наиболее известен как автор концепции динамической системы поведения — теории "поля". Под "полем" он понимал целостное "жизненное пространство", описываемое геометрической моделью, в котором развертывается человеческая активность.
Глубинная психология как направление психологии XX столетия включает целый ряд концепций, в основе которых лежит положение о ведущей роли бессознательных, иррациональных, инстинктивных процессов и побуждений. К этому направлению относятся 3. Фрейд, о котором речь уже шла выше, а также неофрейдисты А. Адлер, К. Юнг. Характерной особенностью глубинной психологии была ее направленность на решение практических задач.
Австрийский психолог Альфред Адлер (1870—1937) создал научную школу под названием "индивидуальная психология". В своем учении он отстаивал принципы внутреннего единства психической жизни личности, считал, что нет жесткой границы между сознанием и бессознательным. Основными движущими силами развития личности, по мнению Адлера, являются стремление к превосходству, успеху, совершенству, а также чувство общности, выражающееся в готовности сотрудничать с другими людьми для достижения общих целей.
Швейцарский психиатр и психолог Карл-Густав Юнг (1875—1961) в начале своей деятельности был последователем Фрейда. Но в дальнейшем отошел от фрейдизма. Он утверждал, что помимо индивидуального подсознательного существует также коллективное бессознательное как наследуемый опыт предшествующих поколений. Его система психологических знаний получила название "аналитическая психология".
К психоаналитическому направлению в психологии причисляется и немецко-американский психолог Эрих Фромм (1900—1980). Он считается наиболее социально-ориентированным из всех психоаналитиков, так как для него социальное окружение — не просто условие, но важнейший фактор развития личности. Фромм подчеркивал, что наибольшее значение для него имели идеи Маркса и Фрейда, которые он хотел объединить в своей теории. Работы Фромма заложили в западной психологии основы направления, получившего название фрейдо-марксизма. .В своих работах он пытался соединить идеи Фрейда с идеями не только Маркса, но и Адлера, и гуманистической психологии.
Важная роль в развитии психологических знаний в начале XX века принадлежит русским ученым, хотя явного тяготения к каким-либо психологическим школам у них не было. Александр Федорович Лазурский (1874—1917) много занимался проблемами изучения характера человека, одним из первых начал проводить исследования личности в естественных условиях деятельности испытуемого.
Русский психолог Николай Николаевич Ланге (1858— 1921) стал одним из лидеров экспериментальной психологии в России. Разработал на экспериментальной основе концепцию стадиальности восприятия, моторную теорию внимания.
Особенно заметную роль в истории русской психологии сыграл Георгий Иванович Челпанов (1862—1936). Более всего он известен как основатель первого и старейшего в России Психологического института (1912). Челпанову принадлежат работы по восприятию пространства и времени, а также труды по экспериментальной психологии.
Выдающимся направлением психологии XX века можно назвать генетическую психологию. Основателем его считается швейцарский психолог Жан Пиаже (1896—1980). Он создал Женевскую школу генетической психологии, ко-
торая изучала умственное развитие ребенка, происхождение интеллекта, формирование у ребенка таких фундаментальных понятий как пространство, время, причинность. Пиаже и его сотрудников интересовали особенности детской логики, механизмы познавательной деятельности ребенка.
Значительным явлением русской психологии в первой половине XX века стало создание культурно-исторической концепции развития психики. Ее автор — выдающийся отечественный психолог Лев Семенович Выготский (1896—1934) — разработал учение о развитии психических функций в процессе освоения человеком ценностей культуры. Хотя ранняя смерть не позволила Выготскому реализовать многие перспективные программы, его идеи наметили принципиально новый подход к коренным вопросам формирования личности. Это существенно обогатило практику обучения и воспитания нормальных и аномальных детей. Мировая психология познакомилась с трудами Выготского только во второй половине XX века и по достоинству оценила его вклад в психологическую науку.
Большое влияние на развитие психологии в XX веке имели труды Александра Романовича Лурия (1902—1977) по нейропсихологии. Его исследования по проблемам локализации высших психических функций, их нарушений при локальных повреждениях мозга, разработка системы методов нейропсихологической диагностики получили мировую известность и стали важнейшей основой нейропсихологии.
В середине XX века появилось такое направление как гуманистическая психология. Одним из ее основателей считается американский психолог Карл Роджерс (1902—1987). Он отказался от карьерь/священника, к которой готовился с юности, и увлекся психологией. В дальнейшем работал в качестве практикующего психолога и профессора в университете. В своей теории личности Роджерс описывает определенную систему понятий, характеризующих представления человека о себе и своих близких. Важнейшее место в ней занимает "Я"-концепция. В этой связи описывается и терапия, помогающая человеку изменить себя и свои отношения с другими. Идея ценности и уникальности человеческой личности является центральной для Роджерса, как и для других представителей гуманис' тической психологии. Его открытия связаны не только с новым взглядом на самоактуализацию и самооценку человека, но и с его подходом к психокоррекции. Он считал, что психотерапевт должен не навязывать своего мнения пациенту, а подводить его к правильному решению, которое пациент принимает самостоятельно. Таким образом, были созданы основы недирективной психотерапии.
Представителем гуманистической психологии считается и другой выдающийся американский психолог Абрахам Маслоу (1908—1970). Он пришел к выводу о необходимости формирования третьего психологического направления, альтернативного психоанализу и бихевиоризму. Его собственная теория оформилась к 1950-м годам. Ключевым ее понятием стала "самоактуализация" — одно из центральных понятий в его концепции гуманистической психологии. Цель личностного развития — это стремление к росту, к самоактуализации, в то время как остановка личностного роста — это смерть для человека как личности, для его "самости".
В начале 60-х годов XX века в научной психологии произошла поразительно быстрая смена теоретической ориентации западной экспериментальной психологии. Зародилось новое направление — когнитивная психология, что отразило возросший интерес к изучению познавательных (когнитивных) процессов в связи с интенсивным развитием кибернетики, математического моделирования, с появлением электронно-вычислительных машин (ЭВМ). Познавательные процессы рассматривались по аналогии с ЭВМ как процессы переработки информации. Но конечная задача когнитивной психологии состояла в демонстрации роли знания в управлении поведением человека. Одним из лидеров нового направления стал американский психолог Ульрих Найссер (род. в 1928). В исследованиях Найссера познание человеком окружающего мира, осуществляемое в процессе восприятия, памяти, воображения, мышления, рассматривается как активное усвоение информации внутренними структурами опыта. Когнитивная психология до сих пор остается самым влиятельным направлением исследований в мировой психологической науке.
Из концепций отечественной психологии наибольшую известность в мировой психологии XX века получили культурно-историческая теория развития Л.С. Выготского, труды А.Р. Лурия в области нейропсихологии и психологическая теория деятельности А.Н. Леонтьева.
Важное место в истории психологии второй половины XX века занимает концепция деятельности Алексея Николаевича Леонтьева. Хотя она не оказала пока существенного влияния на мировую психологию, тем не менее, в течение нескольких десятилетий была наиболее известной в отечественной психологии. В 1920-х годах А.Н. Леонтьев начинал работать вместе с Л.С. Выготским и А.Р. Лурия. В дальнейшем он разработал собственную психологическую концепцию, известную в науке под названием психологической теории деятельности, или деятельностного подхода в психологии. Это и составило основу научной школы А.Н. Леонтьева, в рамках которой проводились многочисленные исследования в различных отраслях психологии (детской, педагогической, медицинской, социальной).
Печальным фактом истории отечественной психологии в XX веке была ее изолированность от мирового психологического сообщества. Если до начала тридцатых годов еще сохранялись контакты российских психологов с их-зарубежными коллегами, то после 1929 года эти связи стали сокращаться, а в середине 30-х опустился "железный занавес". Психология в России стала "невыездной" и подвергалась гонениям за малейшие попытки обратиться к иностранной литературе, теориям, зарубежному опыту.
Первые признаки позитивных сдвигов появились в середине 1950-х годов, возобновились контакты советских психологов с зарубежными коллегами. Кульминационным пунктом в этом процессе явилось проведение в Москве в 1966 году XVIII Международного психологического конгресса, на который приехали крупнейшие психологи Западной Европы и Америки. Международные контакты советской психологической науки стали систематическими.
Только во второй половине 1980-х годов произошел кардинальный поворот, были сняты идеологические барьеры, отечественная психология стала интегрироваться в мировое сообщество психологов (Петровский, Ярошевский, 1996, с.279-280).
5.2. современные тенденции развития научной психологии
Характерной чертой развития научной психологии во второй половине XX века стало постепенное стирание границ между разными научными школами и направлениями. В новых психологических теориях и эмпирических исследованиях все чаще интегрируются знания из разных психологических концепций: бихевиоризма, гештальтпси-хологии, психоанализа, генетической психологии, гуманистической психологии, когнитивной психологии.
Примечательным фактом развития психологии во второй половине XX века стала также ее интернационализация. Бихевиоризм начала века имел прочные национальные корни и был преимущественно американской психологией. Гештальтпсихологая имела распространение в Германии, психоанализ — в Австрии, генетическая психология — в Швейцарии, культурно-историческая психология — в России. Позже эти научные школы были экспортированы из этих стран в другие.
Ко второй половине XX века, по мнению Дэвида Майер-са, сложилось три мира психологии. Соединенные Штаты Америки описываются им как первый мир психологии — супердержава академической психологии. Другие индустриальные державы формируют второй мир. Великобритания, Германия, Франция, например, так же как и Северная Америка, имеют устоявшиеся традиции в научной психологии. Но в силу того, что университетская система там не так обширна, академические психологи составляют всего лишь 1/25 часть от количества психологов в Соединенных Штатах. Количество населения в Советском Союзе было примерно таким же, как и в США, но психологи здесь составляли 1/10 часть от числа психологов в США.
Развивающиеся страны, такие как Бангладеш, Куба и Нигерия, формируют, по мнению Д. Майерса, третий мир психологии (Майерс, 1997, с.39).
В то же время в последние десятилетия интернационализация психологии в мире набирает темпы. И порой психологи из разных стран, но занимающиеся одной научной проблемой, лучше знают друг друга, чем психологи, живущие в одной стране. Психологические знания теряют национальную принадлежность и черпаются из всех трех миров, о которых пишет Майерс. Постепенное превращение английского языка в язык международного научного общения снимает последние барьеры на этом пути.
Другой заметной тенденцией развития психологии во второй половине XX века стала значительная дифференциация психологических знаний. Многие ученые так углубились в собственные научные проблемы, что совершенно потеряли интерес к другим сферам психологического исследования, к психологии в целом. В результате психология стала терять свое единство и целостность.
Во второй половине XX века происходило значительное усиление прикладной и практической психологии, развитие их в отдельные отрасли психологии.
5.3. отрасли научной психологии
Как мы помним, психология стала самостоятельной наукой только в конце XIX века и в течение XX столетия накопила такое огромное количество научных знаний о мире психических явлений, что сами психологи часто не вполне ясно осознают, как много они знают. Психология стала очень разветвленной наукой, и специалисты в одной отрасли психологии уже не могут быть достаточно компетентными в другой области психологических знаний и научных исследований.
Научная психология в свою очередь разделяется на фундаментальную и прикладную. Фундаментальная психология изучает психические явления, характерные для человека (или животных) в целом, общие психологические закономерности, которые имеют место во всех сферах психической жизни. К числу отраслей фундаментальной психологии относятся:
- общая психология,
- психология личности,
- дифференциальная психология,
- психофизиология,
- нейропсихология,
- социальная психология,
- психология развития,
- психология аномального развития (или специальная психология),
- сравнительная и зоопсихология.
Общая психология изучает общие свойства и закономерности функционирования психики взрослого человека. В обией психологии изучаются общие закономерности познавательных, эмоциональных процессов, а также процессов регуляции деятельности, психические состояния человгка.
Нередко в качестве отдельной отрасли фундаментальной гРихологии выделяют психологию личности, которая заникается изучением социально-обусловленных качеств человека, общих закономерностей характера, мотивации, самосознания человека.
Дифференциальная психология (или психология индивидуальных различий) изучает индивидуально-психологические особенности людей, их темперамент, характер, способности, личностные свойства.
Психофизиология изучает взаимосвязь психических яв-ленш с работой организма, с деятельностью нервной система. Особый научный интерес в психофизиологии представляет исследование физиологических механизмов деятедьности мозга, в результате которых возникают психические процессы, состояния, свойства человека.
Нейропсихология занимается изучением анатомо-фи-зиолсгических основ высших психических функций. Специалисты по нейропсихологии исследуют нейронные протесы в головном мозге человека, которые лежат в ocHOie восприятия, памяти, воображения, мышления,
ВНИМАНИЯ, ЭМОЦИЙ.
Социальная психология изучает психические явления, возюкающие в процессе взаимодействия людей друг с другом, понимание людьми друг друга, межличностные отноиения и воздействие людей друг на друга.
П<ихология развития (или возрастная психология) изучает эбщие закономерности развития различных психических процессов и качеств личности человека. В психологии развития выделяют детскую психологию, психологию подростка, психологию юности, психологию взрослого человека, геронтопсихологию (психологию старости).
В качестве отдельной отрасли научной психологии выделяют психологию аномального развития (или специальную психологию), которая изучает психологические проблемы, связанные с отклонениями от нормального развития. Психология аномального развития включает в себя несколько разделов. Олигофренопсихология изучает патологию психического развития, связанную с врожденными дефектами мозга. Сурдопсихология изучает психологию развития ребенка при серьезных дефектах слуха. Тифлопсихология изучает психологию развития слабовидящих и незрячих детей. Патопсихология изучает болезненные изменения в психике, закономерности нарушения психической деятельности и свойств личности при психических заболеваниях.
Зоопсихология изучает психику животных, врожденные и приобретенные формы их поведения. Сравнительная психология занимается сопоставлением психики животных и человека.
Прикладная психология изучает общие психологические проблемы, характерные для конкретных сфер профессиональной деятельности людей. К отраслям прикладной психологии относятся:
- педагогическая психология,
- медицинская психология,
- юридическая психология,
- экономическая психология,
- психология религии,
- психология спорта,
- психология труда, включающая инженерную, воен-
ную, транспортную, авиационную и космическую
психологию, психологию торговли. Педагогическая психология изучает закономерности обучения и воспитания человека. К разделам педагогической психологии относятся психология обучения и воспитания, психология учителя, а также психология учебно-воспитательной работы с аномальными детьми. В педагогической психологии рассматриваются проблемы управления процессом усвоения знаний, приемов и навыков интеллектуальной деятельности, выясняются психологические факторы, влияющие на успешность процесса обучения, формирования мышления у учащихся, изучаются проблемы взаимоотношений учащихся друг с другом, а также с педагогами и родителями, исследуются индивидуально-психологические различия учащихся, особенности учебно-восп итательной работы с детьми, имеющими отклонения в психическом развитии.
Медицинская психология изучает психологические аспекты деятельности врача и поведения больного, психические проявления болезней; роль психики в возникновении и прщтекании болезней; роль психики в их лечении, а также в предупреждении болезней и укреплении здоровья.
Юридическая психология занимается приложением психологических знаний к судебной и исправительной сфере деятельности. Подразделяется на судебную, криминологическую и пенитенциарную (или исправительную) психологию.
Экономическая психология изучает вопросы, связанные с экономическими отношениями между людьми. Специалисты по экономической психологии исследуют проблемы рынка, спроса и предложения, психологию рекламы!. Важное место в экономической психологии занимает паихология торговли, которая изучает психологические проблемы взаимодействия продавца и покупателя, обслуживания клиентов.
Пщлитическая психология изучает психологические ос-новы[ политических процессов, происходящих в обществе. К важным проблемам относятся: психология пропаганды и агщтации, проблемы имиджа политического деятеля и власт-и, изучение массовых социально-психологических процессов.
Психология религии изучает психологические проблемы религиозного сознания, представления и чувства верую ццих людей.
Психология спорта рассматривает психологические особенности личности и деятельности спортсменов, условия hi средства эффективного тренировочного процесса, а также психологические проблемы, связанные с соревнованиями.
Психология труда — это знания о психологических особенностях трудовой деятельности человека, психологических основах научной организации труда (НОТ). В задачу специалистов по психологии труда входит изучение психологических особенностей людей в связи с их профессиональной деятельностью, закономерностей формирования трудовых умений и навыков, выяснение влияния производственной обстановки на состояние и эффективность деятельности человека.
Психология труда включает в себя целый ряд отраслей психологического знания: инженерная психология, авиационная психология, космическая психология, военная психология.
Определенное представление об основных сферах современной психологии может дать также библиотечно-биб-лиографическая классификация, знание которой полезно психологам при работе с литературой по какой-либо проблеме в каталогах библиотек.
Структура отраслей психологии по библиотечно-библиографической классификации Ю91 История психологии.Ю91(0) Всемирная история психологии. Ю9Ц2) История психологии в СССР. Ю91 (4/8) История психологии в зарубежных странах. Ю92 Развитие психики. Генетическая психология.Ю922 Зоопсихология и сравнительная психология. Ю923 Психологический аспект проблем антропогенеза и возникновения сознания человека. Ю93 Общая психология.Ю932 Психика и сознание. .
Ю933 Высшая нервная деятельность как физиологическая основа психики. Ю935 Психические процессы и состояния. Ю936 Психология деятельности, поведения. Ю937 Психология личности.
Ю94 Психология отдельных видов деятельности. Отраслевая (прикладная) психология.
Ю940 Педагогическая психология взрослых.
Ю941 Психология труда. Инженерная (техническая), авиационная и космическая психология.
Ю942 Военная психология.
Ю943 Психология спорта.
Ю944 Психология чтения и психология библиотечной работы.
Ю945 Психология творчества. Психология научной, научно-технической и художественной деятельности.
Ю947 Юридическая (судебная) психология.
Ю948 Медицинская психология.
Ю949 Другие виды отраслевой (прикладной) психологии.