В Оргкомитет IX Всероссийского конкурса
Психолого-педагогических программ
«Новые технологии для «Новой школы»
ЗАЯВЛЕНИЕ
Автор (авторский коллектив в составе) ____Потанина Елена Владимировна,___
(ФИО полностью)
Воробьева Екатерина Викторовна, Сюрин Сергей Николаевич___________________
направляет для участия в IX Всероссийском конкурсе психолого-педагогических программ «Новые технологии для «Новой школы»
в номинации I «Профилактические психолого-педагогические программы» профилактическую психолого-педагогическую тренинговую программу «Я свободен!».
Практическая апробация указанной программы проведена с «01»_сентября_2014 г. по «25»_мая_2017 г. в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении (название образовательного учреждения)
«Образовательный центр «Созвездие»» г. Красногорска Московской области.
Отзыв образовательного учреждения прилагается.
Авторский коллектив в составе_______Потанина Елена Владимировна, Воробьева__
(ФИО полностью)
Екатерина Викторовна, Сюрин Сергей Николаевич____________________________
согласны на публикацию, представленной на Конкурс программы, в научно-методическом сборнике; направление в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие управление в сфере образования, а также в образовательные учреждения и иные формы распространения с обязательным указанием авторства.
Подписи ____________________/Е.В. Потанина/
____________________/Е.В. Воробьева/
____________________/С.Н. Сюрин/
«_18_»__августа___2017 г.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР «СОЗВЕЗДИЕ»»
__________________________________________________________________________________
143401, МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ, г. КРАСНОГОРСК, УЛ. ПИОНЕРСКАЯ Д.23А, ТЕЛ/ФАКС 8(498)568-56-00
ОТЗЫВ
по результатам апробации и внедрения
в учебно-воспитательный и коррекционно-развивающий процесс
профилактической психолого-педагогической тренинговой программы
«Я свободен!» в МБОУ «Образовательный центр «Созвездие»»
Профилактическая психолого-педагогическая тренинговая программа «Я свободен!» разработана авторским коллективом специалистов коррекционного отделения МБОУ «Образовательный центр «Созвездие»» в следующем составе: педагог-психолог - Е.В. Потанина, педагог-психолог - Е.В. Воробьева и педагог-психолог - С.Н. Сюрин.
Рассмотрена и одобрена для использования в учебно-воспитательном и коррекционно-развивающем процессе МБОУ «Образовательный центр «Созвездие»» на заседании коррекционного совета центра (протокол №01 от 25.08.2014г.).
За период реализации профилактической психолого-педагогической тренинговой программы «Я свободен!» с 01.09.2014г. по настоящее время проведено 12 тренинговых групп из числа активов ученического самоуправления муниципальных бюджетных общеобразовательных учреждений городского округа Красногорск. Общее количество участников (из числа обучающихся 7-11 классов) реализуемой программы свыше 180 человек.
Реализуемая на базе коррекционного отделения МБОУ «Образовательный центр «Созвездие»» профилактическая психолого-педагогическая тренинговая программа «Я свободен!» позволяет осуществлять первичную психолого-педагогическую профилактику немедицинского потребления ПАВ несовершеннолетними и пропаганду здорового образа жизни посредством применения эффективных тренинговых технологий, сформировать у несовершеннолетних участников программы ценностную основу ведения здорового образа жизни, а также сформировать потребность в диссеминации полученных знаний в своих школьных коллективах.
Реализуемая программа неоднократно получала положительные отзывы руководителей образовательных учреждений городского округа Красногорск и участников программы, успешно внедрена в учебно-воспитательный процесс общеобразовательных организаций городского округа Красногорск.
17.08.2017г.
Заместитель директора
по диагностической и коррекционной работе
МБОУ «Образовательный центр «Созвездие»» Н.И. Макарова
Д.п.н., профессор, методист
МБОУ «Образовательный центр «Созвездие»» М.А. Лямзин
Д.п.н., профессор, методист
МБОУ «Образовательный центр «Созвездие»» Н.А. Рачковская
РЕЦЕНЗИЯ
доктора педагогических наук, профессора кафедры общей и педагогической психологии ГОУ ВО Московской области
«Московский государственный областной университет»
Рачковской Надежды Александровны
на профилактическую психолого-педагогическую тренинговую программу
«Я свободен!»
Рецензируемая программа актуальна в связи с растущим числом деструктивных проявлений, которые все чаще констатируются в подростковой среде. Проблема путей и способов профилактики девиантного поведения, алкогольной зависимости, табакокурения и, в целом, социальной дезадаптацииподростков, несомненно, заслуживает большого внимания. Профилактика проблем, характерных для подросткового возраста, может осуществляться в различных формах, однако наиболее эффективной является форма психолого-педагогического тренинга.
В программе тренинга обстоятельно представлены различные активные и интерактивные методы работы с подростками, такие как метод анализа конкретных ситуаций, мозговая атака, деловые игры, метод погружения и другие. Важно подчеркнуть, что используемые методы затрагивают не только когнитивную сферу, но и касаются ценностных ориентаций личности подростка, его эмоциональной сферы, поведенческих установок, что развивает субъектность подростка, формирует его иммунитет к негативным влияниям окружающей среды. Это делает программу тренинга особенно эффективной в профилактике приобщения школьника к вредным привычкам.
Программа оформлена в соответствии с требованиями, которые предъявляются к работам данного вида, в частности, обоснована ее актуальность, сформулированы цель и задачи, дано теоретико-методологическое обоснование, выделены этапы ее реализации, методы и формы работы, критерии оценки эффективности программы, диагностический инструментарий и др.
В приложениях содержатся отзывы подростков и их родителей о тренинге, а также представлен обширный методический, диагностический и иллюстративный материал, который отражает все этапы реализации тренинговой программы.
Вывод:профилактическая психолого-педагогическая тренинговая программа «Я свободен!», разработанная С.Н. Сюриным, Е.В. Потаниной и Е.В. Воробьевой, представляется актуальной, практически значимой, является апробированной в практической деятельности Образовательного центра «Созвездие» и рекомендуется к использованию при работе с подростками в общеобразовательных школах, образовательных центрах и учреждениях дополнительного образования.
18.08.2017
Д.п.н., профессор Н.А. Рачковская
Подпись Рачковской Надежды Александровны удостоверяю
Начальник отдела кадров
МБОУ «Образовательный центр «Созвездие» В.В. Котловская
РЕЦЕНЗИЯ
доктора педагогических наук, профессора кафедры психологии
и педагогической антропологии ФГБОУ ВО
«Московский государственный лингвистический университет»
Лямзина Михаила Алексеевича
на профилактическую психолого-педагогическую тренинговую программу
«Я свободен!»
Рецензируемая программа относится к категории профилактических психолого-педагогических программ. Актуальность использования этой программы в учебно-воспитательном процессе обусловлена тем, что с каждым годом возрастает количество детей с признаками деструктивного, в том числе, аддитивного поведения. Проблемы поиска путей и способов первичной педагогической профилактики немедицинского потребления ПАВ несовершеннолетними, а также пропаганды здорового образа жизни среди подростков заслуживают особого внимания. Профилактика выше указанных проблем может осуществляться в различных формах. Однако, как показывает практика, наиболее эффективной является форма тренингов, которая и предлагается авторами данной программы. При проведении тренингов применяются различные активные методы деятельности самих подростков, в том числе, метод анализа конкретных ситуаций, мозговая атака, деловые игры, метод погружения и др.
Содержание программы оформлено в соответствии с требованиями, которые предъявляются к работам данного вида. В частности, обоснована ее актуальность, сформулированы цель и задачи, дано теоретико-методологическое обоснование, выделены этапы ее реализации, методы и формы работы, критерии оценки эффективности программы, диагностический инструментарий и др.
В приложениях содержатся отзывы подростков и их родителей о тренинге, а также представлен обширный методический, диагностический и иллюстративный материал, который отражает все этапы реализации профилактической психолого-педагогической тренинговой программы.
Вывод:профилактическая психолого-педагогическая тренинговая программа «Я свободен!», разработанная С.Н. Сюриным, Е.В. Потаниной и Е.В. Воробьевой, является актуальной, имеющей прикладное значение, прошедшей успешную апробацию в профессиональной деятельности специалистов Образовательного центра «Созвездие». Данная программа рекомендуется к применению в работе с подростками в общеобразовательных школах, образовательных центрах и образовательных организациях дополнительного образования детей.
21.08.2017г.
Д.п.н., профессор М.А. Лямзин
Подпись Лямзина Михаила Алексеевича удостоверяю
Начальник отдела кадров
МБОУ «Образовательный центр «Созвездие» В.В. Котловская
АННОТАЦИЯ
к профилактической психолого-педагогической тренинговой программе
«Я свободен!»
Профилактическая психолого-педагогическая тренинговая программа, апробированная и внедренная в целостный педагогический процесс коррекционного отделения МБОУ «Образовательный центр «Созвездие»» рассчитана на подростков-тинейджеров, находящихся на этапе формирования личности.
Приемлемая и интересная форма помощи всегда учитывает основные потребности подростка:
ü потребность во внимании и поддержке без осуждения и оценок, то есть в безоценочной теплоте, принятии и мудрости взрослых;
ü потребность в чётких (но не тесных) правилах и границах, которые должны удерживать взрослые, несмотря на бунт и сопротивление тинейджера, — без четких границ подростку трудно самостоятельно удерживаться от деструктивных форм поведения, трудно выстраивать внутренние позиции и успешно социализироваться;
ü потребность в развитии и обучении через жизненную практику — подросток должен получать жизненный опыт, он не может и не хочет полагаться только на теоретическое восприятие жизни или на чужой опыт;
ü потребность в интересных жизненных событиях — интерес — это главный двигатель личностного развития человека, в подростковом возрасте он максимально активен и постоянно требует удовлетворения;
ü потребность в удовольствии — подросток изучает себя, свои чувства и ощущения, он стремится к чувственному обогащению, естественно, что удовольствия — это наиболее желаемые переживания;
ü потребность в уважении и признании — когда человек получает уважение и признание, у него вырабатывается прочная уверенность в себе как в ценной личности, и это ложится в основу успеха во всех сферах его жизни;
ü потребность в общении и в принятии сверстниками — подросток стремится получать социальный опыт и вырабатывает наиболее успешные модели поведения, помогающие ему самоутверждаться, чувствовать себя уверенно, получать любовь, симпатию, признание; подростку важно знать, что он ценен для окружающих, что его мнение имеет значение; он готов сделать все, чтобы реальная или воображаемая группа людей, к которой он хотел бы принадлежать (референтная группа), признала его «своим», даже если при этом придется наступить на горло собственному «Я»;
ü потребность в умении уверенно отстаивать свое мнение (которое основано на общей уверенности в себе) — именно неумение это делать ведет ко многим проблемам в жизни подростка, ограничивающим его самореализацию и развитие, — к застенчивости, зависимости от дурного сообщества, переживанию беспомощности и никчемности, отказу от будущих профессиональных успехов и т. д.; тинейджеры часто говорят о том, что после события долго продолжают подыскивать удачные выражения, способы действия (увы, иногда бывает поздно что-то менять);
ü потребность в творческом самовыражении и самореализации — творческая самореализация — это сильнейшая струя в развитии подростка; если он находит возможность для удовлетворения этой потребности, он практически находит возможность удовлетворить и все остальные; творчески самореализуясь, подросток получает практический жизненный опыт, ему интересно, он развивается, он испытывает уважение к самому себе, получая результаты своего творчества, его принимают окружающие, и ему легко жить в четких границах своего творчества;
ü потребность в постановке жизненных целей — несмотря на стремление подростка «жить сейчас», четкое определение им своего будущего вносит в его жизнь упорядоченность, снимает большую долю тревожности и позволяет направить свои личностные ресурсы в определенное русло.
Все эти потребности одновременно являются колоссальным ресурсом личности подростка. Поскольку потребность всегда создает определенное напряжение, тинейджер чрезвычайно активен, желание удовлетворить потребности постоянно держит антенны его души направленными на прием любой информации, которая поможет это сделать. Он открыт, гибок и готов к восприятию всего нового.
Если эти ресурсы оказываются направленными в определенное русло, развитие подростка проходит успешно и к 20-21 году он становится полноценно сформированным, зрелым человеком.
Если вектор развития своевременно не найден, процесс развития осложняется, затягивается и приносит много страданий не только самому человеку, но и его окружению.
Проведение тренинга способствует нахождению вектора конструктивного развития, формированию, актуализации и развитию психологических умений и качеств и направлен на овладение определенными поведенческими навыками и тренировку их практического применения.
Форма реализации конкурсного проекта: тренинг, предполагающий определенные принципы реализации:
Принцип событийности. Суть этого принципа заключается в следующем: при проведении тренинга психолог должен обеспечить превращение его движения в цепь связанных между собой событий, которые будут переживаться участниками как целостность, единство, неразрывность изменений, происходящих в них и в окружающем.
Принцип метафоризации. Благодаря метафоре (чаще всего реализуемой через некоторые символические образы) становится возможным переход из одного пространства (в том числе — воображаемого) в другое. Если в других участниках человеку удается узнать себя и ощутить свое единство с ними в пространстве тренинга, то это также есть реализация принципа метафоризации. Следовательно, из этого принципа следует особое внимание к использованию в системе тренинговых методов символов, образов и метафор.
Принцип трансспективы. Согласно этому принципу психолог должен ориентироваться на создание в тренинге условий для проживания участниками событий в их единстве с событиями прошлого и будущего, фактически в их неразрывности во времени.
Тренинги рассчитаны на применение в условиях специализированного центра или в образовательном учреждении при наличии помещения и оборудования, необходимых для проведения групповой работы с детьми подросткового возраста (14-17 лет). Количество участников группы: от 9 до 20 учащихся.
Программа включает в себя 5 занятий длительностью 2-2,5 астрономических часа, частота проведения от 1 раза в неделю до 1 раза в месяц. Каждое занятие имеет свою структуру и включает в себя следующие виды упражнений и формы групповой работы, представленные в определенной последовательности:
1. Упражнения - активаторы, используемые для создания доброжелательной рабочей обстановки и снятия психологических барьеров в общении.
2. Обсуждение происходящего между занятиями, направленное на анализ изменений в поведении подростков.
3. Разминка в виде игры или упражнения, способствующая включению в групповую работу.
4. Упражнения, направленные на формирование адекватной самооценки.
5. Упражнения, предназначенные для развития способностей планирования поведения и анализа ситуации с прогнозом их
разрешения.
6. Упражнения, способствующие формированию позитивных жизненных целей и развитию мотивации к их достижению.
7. Групповые дискуссии и мозговые штурмы как способ развития способностей к анализу и прогнозу ситуаций.
8. Информационно - правовая часть, направленная на усвоение правовых знаний.
9. Рефлексия - подведение итогов занятия, получение обратной связи участниками и тренерами.
Данная программа создавалась и проходила апробацию в МБОУ "Образовательный центр "Созвездие" в период 2014 года по настоящее время.
Организация программы: пять занятий, каждое занятие рассчитано на 2-2,5 астрономических часа, частота проведения от 1 раза в неделю до 1 раза в месяц.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР «СОЗВЕЗДИЕ»»
__________________________________________________________________________________
143401, МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ, г. КРАСНОГОРСК, УЛ. ПИОНЕРСКАЯ Д.23А, ТЕЛ/ФАКС 8(498)568-56-00
«Согласовано» «Утверждаю»
Заместитель директора по диагностической Директор МБОУ «Образовательный центр
и коррекционной работе «Созвездие»
______________________Н.И. Макарова ______________________ С.Н. Сюрин
«01» сентября 2014г. «01» сентября 2014г.
Профилактическая
психолого-педагогическая тренинговая программа
«Я свободен!»
Авторский коллектив:
педагог-психолог
высшей квалификационной категории Е.В. Потанина
педагог-психолог
высшей квалификационной категории Е.В. Воробьева
педагог-психолог
высшей квалификационной категории С.Н. Сюрин
Рассмотрено и одобрено для использования в
учебно-воспитательном и коррекционно-
развивающем процессе МБОУ
«Образовательный центр «Созвездие»» на
заседании коррекционного совета центра
(протокол №01 от 25.08.2014г.)
«Согласовано» «Согласовано»
Д.п.н., профессор, методист Д.п.н., профессор, методист
МБОУ «Образовательный центр «Созвездие»» МБОУ «Образовательный центр «Созвездие»»
________________ М.А. Лямзин ________________ Н.А. Рачковская
«01» сентября 2014г. «01» сентября 2014г.
Красногорск
2014г.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Тип программы……………………………………………………………………….….11
Описание участников программы………………………………………………………13
Цель и задачи программы……………………………………………………………….13
Научные, методологические и методические основы программы ………………….14
Структура и содержание программы:………………………………………………….20
Учебно-методические планы занятий…………………………………………...21
Описание программных мероприятий:………………………………………….22
Занятие 1. «Мы и наши привычки»………………….…………………………..22
Занятие 2. «Зачем люди курят?»..….……………………………………………26
Занятие 3. « Скажи алкоголю «нет»……………………………………………..31
Занятие 4. «Учимся общаться эффективно»……………………………………37
Занятие 5. «Я хозяин своей жизни» ……………………………………………..43
Список использованных источников ………………………………………………….47
Ресурсы, которые необходимы для эффективной реализации программы: ………..50
требования к специалистам, реализующим программу………………………..52
Ожидаемые результаты реализации программы……………………………………..53
Приложение к занятию 1……………………………………………………………….56
Приложение к занятию 2……………………………………………………………….57
Приложение к занятию 3……………………………………………………………….58
Приложение к занятию 4……………………………………………………………….59
Приложение к занятию 5……………………………………………………………….62
Приложение к психологическому тестированию…………………………………….67
Фотоотчет о реализации программы …………………………………………………81
Отзывы участников тренингового курса ……………………………………………..85
Отзывы о тренинге родителей …………………………………………………………86
Тип программы
Наша программа относится к профилактическим психолого-педагогическим программам, направленным на профилактику трудностей в воспитании и социализации, отклонений в социальном развитии и поведении обучающихся, воспитанников (в том числе для детей с ограниченными возможностями здоровья).
Подростковый возраст — является этапом формирования личности человека, подготовкой его к взрослой жизни. Перед подростком стоят определенные возрастные задачи, которые он более или менее успешно решает, независимо от того, знает ли он об их существовании или нет. Однако представленный ниже список ясно показывает, что это трудные задачи, и подростку необходима грамотная помощь взрослых людей. Под словом «грамотная» подразумевается не только знание этих задач и особенностей подросткового возраста, но и умение осуществлять помощь с душевной теплотой, терпением в приемлемой и интересной для подростка форме.
Приемлемая и интересная форма помощи всегда учитывает основные потребности подростка:
потребность во внимании и поддержке без осуждения и оценок, то есть в безоценочной теплоте, принятии и мудрости взрослых;
потребность в чётких (но не тесных) правилах и границах, которые должны удерживать взрослые, несмотря на бунт и сопротивление тинейджера, — без четких границ подростку трудно самостоятельно удерживаться от деструктивных форм поведения, трудно выстраивать внутренние позиции и успешно социализироваться:
потребность в развитии и обучении через жизненную практику — подросток должен получать жизненный опыт, он не может и не хочет полагаться только на теоретическое восприятие жизни или на чужой опыт;
потребность в интересных жизненных событиях — интерес — это главный двигатель личностного развития человека, в подростковом возрасте он максимально активен и постоянно требует удовлетворения;
потребность в удовольствии — подросток изучает себя, свои чувства и ощущения, он стремится к чувственному обогащению, естественно, что удовольствия — это наиболее желаемые переживания;
потребность в уважении и признании — когда человек получает уважение и признание, у него вырабатывается прочная уверенность в себе как в ценной личности, и это ложится в основу успеха во всех сферах его жизни;
потребность в общении и в принятии сверстниками — подросток стремится получать социальный опыт и вырабатывает наиболее успешные модели поведения, помогающие ему самоутверждаться, чувствовать себя уверенно, получать любовь, симпатию, признание; подростку важно знать, что он ценен для окружающих, что его мнение имеет значение; он готов сделать все, чтобы реальная или воображаемая группа людей, к которой он хотел бы принадлежать (референтная группа), признала его «своим», даже если при этом придется наступить на горло собственному «Я»;
потребность в умении уверенно отстаивать свое мнение (которое основано на общей уверенности в себе) — именно неумение это делать ведет ко многим проблемам в жизни подростка, ограничивающим его самореализацию и развитие, — к застенчивости, зависимости от дурного сообщества, переживанию беспомощности и никчемности, отказу от будущих профессиональных успехов и т. д.; тинейджеры часто говорят о том, что после события долго продолжают подыскивать удачные выражения, способы действия (увы, иногда бывает поздно что-то менять);
потребность в творческом самовыражении и самореализации — творческая самореализация — это сильнейшая струя в развитии подростка; если он находит возможность для удовлетворения этой потребности, он практически находит возможность удовлетворить и все остальные; творчески самореализуясь, подросток получает практический жизненный опыт, ему интересно, он развивается, он испытывает уважение к самому себе, получая результаты своего творчества, его принимают окружающие, и ему легко жить в четких границах своего творчества;
потребность в постановке жизненных целей — несмотря на стремление подростка «жить сейчас», четкое определение им своего будущего вносит в его жизнь упорядоченность, снимает большую долю тревожности и позволяет направить свои личностные ресурсы в определенное русло.
Все эти потребности одновременно являются колоссальным ресурсом личности подростка. Поскольку потребность всегда создает определенное напряжение, тинейджер чрезвычайно активен, желание удовлетворить потребности постоянно держит антенны его души направленными на прием любой информации, которая поможет это сделать. Он открыт, гибок и готов к восприятию всего нового.
Если эти ресурсы оказываются направленными в определенное русло, развитие подростка проходит успешно и к 20-21 году он становится полноценно сформированным, зрелым человеком.
Если вектор развития своевременно не найден, процесс развития осложняется, затягивается и приносит много страданий не только самому человеку, но и его окружению.
В том случае, если этот вектор так и не найден, хаотические порывы, которые, по сути, являются бессознательными попытками снять напряжение неудовлетворенности, толкают подростка на все более хаотические и деструктивные способы их удовлетворения. В конечном итоге этот хаос способен разрушить жизнь человека.
Проведение данного тренинга способствует нахождению вектора конструктивного развития, формированию, актуализации и развитию психологических умений и качеств и направлен на овладение определенными поведенческими навыками и тренировку их практического применения.
Форма реализации конкурсного проекта: тренинг, предполагающий определенные принципы реализации:
Принцип событийности. Суть этого принципа заключается в следующем: при проведении тренинга психолог должен обеспечить превращение его движения в цепь связанных между собой событий, которые будут переживаться участниками как целостность, единство, неразрывность изменений, происходящих в них и в окружающем.
Принцип метафоризации. Благодаря метафоре (чаще всего реализуемой через некоторые символические образы) становится возможным переход из одного пространства (в том числе — воображаемого) в другое. Если в других участниках человеку удается узнать себя и ощутить свое единство с ними в пространстве тренинга, то это также есть реализация принципа метафоризации. Следовательно, из этого принципа следует особое внимание к использованию в системе тренинговых методов символов, образов и метафор.
Принцип трансспективы. Согласно этому принципу психолог должен ориентироваться на создание в тренинге условий для проживания участниками событий в их единстве с событиями прошлого и будущего, фактически в их неразрывности во времени.
2. Описание участников программы
Тренинги рассчитаны на применение в условиях специализированного центра или в образовательном учреждении при наличии помещения и оборудования, необходимых для проведения групповой работы с детьми подросткового возраста (14-17 лет). Количество участников группы: от 9 до 20 учащихся.
Цели и задачи программы
Цели: На основе создания оптимальных условий познания дать подросткам необходимые знания, умения и навыки в сферах:
· улучшения субъективного самочувствия и укреплении психического здоровья.
· изучения психологических закономерностей, механизмов и эффективных способов межличностного взаимодействия и создание основы для более эффективного общения.
· стимуляции и развития самосознания и самоисследования.
· активизации творческого потенциала.
· содействия процессу личностного развития, развития личностных качеств и умений.
· выработки новых и изменение неэффективных навыков и моделей поведения.
Задачи:
1. Анализ позиции человека, практикующего отклоняющееся поведение.
2. Информирование и систематизация имеющихся знаний о негативных последствиях отклоняющегося поведения.
3. Моделирование опыта в ситуациях выбора с позиции ответственности и с позиции жертвы, стимуляция опыта предпочтения позиции ответственности.
4. Развитие гибкости мышления, толерантности к людям и безоценочного восприятия окружающих.
5. Развитие позитивного мышления, то есть умения видеть положительные стороны в сложных ситуациях, и развитие положительного отношения к себе.
6. Обучение построению программ для преодоления жизненных затруднений и ассертивному поведению.
7. Стимуляция опыта организации здорового образа жизни.