Интеграция трех временных модальностей и биографическое мышление
Наивысшим и интегральным процессом психического отражения является мышление. Его место в структуре сознания и интегрирующая функция сохраняются относительно отражения времени жизни. Интеграция всех временных модальностей, а значит и процессов памяти, воображения, восприятия и других психологических механизмов происходит в процессах мышления. Мышление служит средством адекватного отражения времени жизни во всех его модальностях, средством преодоления защит памяти (вытеснение), восприятия (перцептивная защита), воображения (иллюзии относительно будущего).
В сознании возможна обратимость времени. Благодаря мышлению, памяти и воображению субъект может перенестись в давнее прошлое и заново пережить его, или посмотреть на сегодняшний день, с точки зрения будущего, или поместить его в прошлом. Свободное путешествие во времени возможно в нашем сознании, и эту способность психолог В.И.Ковалёв назвал трансспективой (11). Этот механизм является конкретным проявлением биографического мышления и даёт возможность предвидения будущего (перспектива), возвращения к прошлому (ретроспектива) и обзора настоящего (можно назвать её актуалспективой).
Временной аспект биографического мышления проявляется в отражении событий собственной жизни в контекстах биологического и исторического времени, в масштабах онтогенеза и истории общества. В этом отношении по-новому выступает значимость исторических знаний для личности, её гуманитарная образованность. Формирование на уроках истории и стихийно при чтении исторических романов и просмотре исторических фильмов, знакомстве с устными преданиями представлений и понятий об историческом времени становится средством развития исторического и вместе с тем биографического мышления личности. То, что было усвоено, пережито, понято из большой истории становится составной частью собственной — малой - истории личности, включается ею в субъективную картину жизненного пути.
Для здоровой личности характерна полная структура психологического времени, когда человек в своём сознании воспроизводит прошлое, настоящее и будущее. В психологии и философии высказывались мысли о том, что для оптимального развития личности полезно сохранение в зрелости возрастных особенностей предшествующих фаз жизни. Русский философ XX века П.А.Флоренский писал: "Секрет творчества - в сохранении юности. Секрет гениальности — в сохранении детства, детской конституции на всю жизнь..." (12, 128). (Эта идея нашла подтверждение в исследованиях возрастного аспекта умственной одарённости, в частности, в работах Н.С. Лейтеса).
Успешность ориентации в прошлом, настоящем и будущем выражается в своевременности жизненных решений и поступков личности. Даже самое логически правильное решение не выполнимо и бессмысленно, если оно принято слишком поздно или рано. На своевременность, как характеристику субъекта жизни, обратила внимание К.А.Абульханова-Славская в своих работах 80-х годов. Но ещё до этого вопрос о своевременности возникал в возрастной психологии и педагогике при обсуждении проблемы сенситивных периодов индивидуального развития. Действительно, педагогические воздействия будут успешными, если они приурочены к определённым возрастным состояниям воспитуемых, учитывают зону их ближайшего развития, возрастные возможности и ограничения, и потому своевременны.
В плане жизненного пути личности своевременность определяется путём соотнесения жизненных планов с перспективами возрастного развития, с тенденциями в социальном развитии макросреды и отношений в микросреде. Своевременность жизненных решений, шагов - это как бы попадание в ритм объективных событий, в том числе исторических. Последнее означает, что субъект жизни должен обладать развитым чувством истории, чтобы улавливать подходящие для активного действия исторические моменты.
Другой аспект обращения со временем жизни связан с учётом личностью ограниченности временного ресурса. Времени всегда не хватает, его надо экономить, планировать и распределять. Вместе с тем от личности зависит ускорение ритма собственной жизни и её окружающих. Создавая насыщенную событиями жизнь, вовлекая в эти события других людей, она интенсифицирует жизнь и как бы ускоряет ход времени. Такая способность возникает у развитой личности, которая в единицу времени делает большой объем работы, реализует большее количество целей. Развитие способностей (трудоспособности, работоспособности, интеллекта, специальных способностей) означает, таким образом, потенцирование времени. Так что в процессе актуализации этих потенциалов происходит его ЭКОНОМИЯ.
Понятие потенцирования времени предложила К.А.Абульханова-Славская (13). Оно по-новому освещает проблему способностей и указывает пути развития механизмов регуляции жизнедеятельности во времени. Человек с развитыми механизмами такой регуляции становится компетентным по времени (А.Маслоу).
Распоряжение временем жизни зависит от направленности личности. Личность сама решает, на что ей тратить время жизни, какие планы реализовать в первую очередь, куда направить максимум усилий в данный момент времени. Отношения ко времени связано со смыслами деятельностей и смыслом жизни, как он понят личностью. Отсюда проистекают различия в организации жизни во времени.
В.И. Ковалев выделил четыре типа личностной организации времени (14). Первый тип - обыденно-ситуативный. Постоянно озабочен, суетлив, его состояние зависит от обстоятельств. Всегда занят, но не выделяет главной жизненной линии, дальних целей. Живет повседневными заботами, решает текущие рутинные задачи жизнедеятельности. Этакая “Пчела”.
Второй тип - функционально-действенный. Бодр, подтянут, деловит. Но его активность в большой степени разворачивается в рамках социальной роли и задана функционально обществом. Самоуверен или зависим по обстоятельствам. Хорошо распределяет время при выполнении социальных функций, но не соотносит эти функции с собственной жизнью в целом, не задается вопросом, есть ли в его активности глубокий жизненный смысл. Это не рефлектирующий "Прагматик".
Третий тип - созерцательно-рефлексивный. Контрастирует со вторым и первым тем, что живет внутренней жизнью. Здесь возможны два варианта. Первый, когда внутренняя жизнь замыкается полностью в себе, плохо соотносится с внешней жизнью и теряет сколь-нибудь серьезное содержание, так как не отражает реальной жизни, не сказывается на её реальном процессе. Можно о нем сказать: "Мечтатель" (герой из "Белых ночей" Достоевского хороший пример этого типа). Второй вариант этого типа отличается творческим, самостоятельным характером внутренней жизни, но малой социальной активностью. Он самоуглублен, глубокомысленен. нетороплив, наблюдателен, внешне мало выразителен. Много думает, правильно отражает жизнь, но мало действует. Назовем его "Созерцатель".
Четвертый тип — сознательно-преобразующий. Наиболее динамичен, хорошо ориентируется в жизненных обстоятельствах, выделяет в них главное и использует в своих целях. Понимает смысл жизни и стремится жить в соответствии с ним. Ему присуща увлеченно-энергичная манера деятельности в решающих жизненных ситуациях. Умеет сохранять избранную линию жизни, несмотря на давление жизненных обстоятельств. Он "Хозяин судьбы".
Организация времени жизни, возможно, связана с тем, что мы называем временными предпочтениями личности. Есть люди, в своих жизненных решениях и в общей динамике внутренней жизни ориентированные на прошлое, другие - на будущее, третьи - на настоящий момент*. (*Ранее мы приводили свидетельства об отношениях со временем Л.Н. Толстого (ориентация на настоящее), А.А. Блока (устремленность в будущее). А вот И.А. Бунин, по свидетельству русского поэта И.В. Одоевцевой, был особенно чувствителен к прошлому: «С какой невероятной силой он переживает прошлое! Будто для него прошлого нет. Будто для него все, что было когда-то, длится, происходит здесь, сегодня, сейчас» (15, 292).Имеются некоторые основания предполагать, что та или иная ориентация, во-первых, зависит от возраста, во-вторых, носит типологический характер и связана с особенностями структуры личности.
Так, в одном исследовании петербургского психолога П.И.Яничева среди старшеклассников и студентов выявлено 20% тех, кто ориентирован на прошлое. Этот тип ориентации коррелирует с тревожностью, низким эмоциональным самоконтролем, подчиненностью. Ориентация на настоящее, обнаруженная у 30% испытуемых, связана со стабильностью и реалистичностью личности. Ориентация на будущее (50% испытуемых) коррелирует с высоким самоконтролем, самоорганизацией, независимостью. Таким образом, соотношение времен в субъективной картине жизненного пути зависит от структурных особенностей и уровня развития личности.
Есть данные о возрастной изменчивости соотношений в сознании личности прошлого, настоящего и будущего. Согласно Т. Коттлу (T.Cottle) с переходом от детства к зрелости возрастает доля прошлого и будущего в сознании личности. В зрелости время будущего примерно равно прошедшему времени. Двадцатилетние испытуемые имеют диапазон будущего в три раза больший, чем прошлое по сравнению со зрелыми людьми (приводится по (6)).
Способность к организации времени жизни меняется с возрастом по мере развития личности. В детстве она минимальна, и ребёнок подчиняется режиму и социальному расписанию жизни в большей степени, чем распоряжается своим временем самостоятельно. В зрелости организация времени жизни зависит от личности, но в производственной и общественно-политической сферах это происходит в тех пределах, которые позволяют ей её статус и социальные функции.
Наибольшей самостоятельности человек достигает при организации своего свободного времени, но и тут есть немало ограничений, связанных с финансовой обеспеченностью и здоровьем. Пенсионеры в развитых богатых странах имеют широкие возможности для самоорганизации времени жизни, будучи материально независимы и свободны от выполнения многих функциональных обязанностей. Однако и для них неизбежна проблема сокращения будущего времени жизни, что может лишать смысла какую-либо деятельность старика при определённом отношении к ценностям жизни и собственной смерти.
Обессмысливание жизнедеятельности у старых или молодых людей приводит к экзистенциальной фрустрации. Обращенная в прошлое экзистенциальная фрустрация переживается как напрасно прожитая жизнь. По отношению к настоящему - как чувство безысходности, опустошённости. Есть и фрустрация будущего, когда блокируются цели, и человеку кажется, что его жизнь кончена (16).
Эти состояния исследовал Р.А.Ахмеров в контексте биографических кризисов (3). Биографический (жизненный) кризис - острая неудовлетворенность личности собственной жизнью, её продуктивностью. Последнее выражается в чувстве бесперспективности, когда человек не видит жизненной перспективы, чувстве опустошённости (переживание исчерпанности сил, отсутствия стимула к жизнедеятельности), нереализованности (чувство напрасно прожитых лет).
Справиться с экзистенциальными фрустрациями и биографическими кризисами легче удаётся зрелой личности с чувством ответственности, сильной волей и развитым биографическим мышлением. Важно, что преодоление трудностей на жизненном пути зависит от жизненной философии, на основе которой личность находит особые "техники бытия" (Г.Томэ), иначе говоря, вырабатывает индивидуальный стиль поведения в жизненных испытаниях. В общем, кризисы преодолеваются людьми, ставшими индивидуальностью, в том смысле слова, какой ему придавал В. Г.Ананьев.
Литература к главе 7
1.Ананьев Б.Г., Дворяшина М.Д., Кудрявцева Н.А. Индивидуальное развитие человека и константность восприятия. М.: Просвещение, 1968. 332 с.
2. Головаха Е.И., Кроник А.А. Понятие психологического времени//Категории материалистической диалектики в психологии. М.: Наука. 1988. - С. 199-215.
3. Ахмеров Р.А. Биографические кризисы личности: Aвтореф. канд. дис М., 1994.
4. Ковалев В.И. Личностное время как предмет психологического исследования//Психология личности и время: Тезисы докладов и сообщений Всесоюзной научно теоретической конференции... Т.1. Черновцы: ЧГУ, 1991. С. 4-8.
5.Толстой Л.Н. Круг чтения. Том 11. М.: Изд. полит. литературы, 1991. 398 с.
6. Головаха Е.И., Кроник А.А. Психологическое время личности. Киев: Наукова думка, 1984.
7.Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания: опыт педагогической антропологии//Ушинский К.Д. Педагогические сочинения в 6-ти томах. Т.5. М.: Педагогика. 1990. 527 с.
8.Блок А.А. Дневники// Блок А.А. Собр. соч. в 8-ми томах. Т. ,4. М. Л. 1962
9.Тхай Чи Зунг.Самооценка психологического возраста: Автореф. дисс…к. пс. н. СПб,1991.16с.
10.Хомик B.C. Деформация субъективной картины жизненного пути при ранней алкоголизации. Aвmopeфepam дисс. к. нс. н. М., 1985 - 21 с.
11.Ковалев В.И. Психологические особенности личностной организации времени жизни. Автореф. дисс…к. нс. н. М., 1979. 16 с.
12.Флоренский П.А. Письма из Соловков// Наше наследие. 1988. №4. С. 115-129.
13. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991.
14. Ковалев В. И. Время деятельности личности как психологическая проблема//Время деятельности личности: Психологические исследования. Черновцы: ЧГУ, 1991. С. 5-16.
15.Одоевцева И. В. На берегах Сены. М.: Советский писатель, 1989
16. Горностай П.П. Творчество как форма освоения и переживания времени личности//Психология личности и время жизни человека. Черновцы: ЧГУ, 1991. С. 24- 32.
Глава 8