Упражнение «Знакомство с “Волшебными средствами понимания”»
Цели: познакомить со средствами коммуникации, пантомимикой, жестами, развивать коммуникативную компетентность.
Педагог-психолог: Что может помочь человеку, которому грустно, страшно, плохо? Что помогает вам, когда вас обидели, когда вы провинились? Что делают люди, с которыми вам приятно общаться? «Волшебные средствами понимания»: улыбка; умение слушать; контакт глаз; добрый, ласковый голос; мягкие, нерезкие жесты; приятные прикосновения; вежливые слова; умение понять человека.
Инструкция. Расскажите детям, что такое интонации, какими они бывают. Предложите участникам по очереди произнести фразы с разной интонацией (зло, радостно, с обидой): «Пойдем играть»; «Дай мне игрушку»; «Я хочу с тобой дружить».
Упражнение «Этюды на различные позиции в общении»
Цели: создать благоприятный психологический климат, атмосферу сотрудничества, сплотить коллектив, создать положительные эмоции, развивать эмпатию.
Инструкция. Дети в парах говорят друг с другом на тему «Мое любимое животное» или «Мой самый радостный день». Сначала дети сидят лицом друг к другу; потом один сидит, другой рассказывает стоя; в третьем диалоге дети сидят спиной друг к другу.
Вопросы для обсуждения:
· Как удобнее было разговаривать? Почему?
· Какие позы в общении вы теперь знаете и будете использовать в жизни?
Упражнение «Руки знакомятся, ссорятся, мирятся»
Смотрите описание в пятом занятии третьего раздела.
Игра «Мы — силачи»
Цели: развивать творческий потенциал детей, снять напряжение, создать благоприятный климат в коллективе.
Инструкция. Дети встают по кругу. Предложите им поиграть в «силачей». «Силачи» показывают всем, какие они сильные: набирают воздуха и напрягают мышцы рук, сгибая их в локте. Затем делают выдох и расслабляют руки: опускают и трясут ими.
Упражнение «Угадай, что в мешочке»
Цель: развивать тактильное, зрительное, сенсорное восприятие, мелкую моторику пальцев рук.
Инструкция. Дети по кругу передают мешочек, ощупывают его и называют, что в нем лежит: орехи, каштаны, крупа, семечки.
Групповой рисунок «Бабочка взаимопонимания»
Цели: создать благоприятный психологический климат, сплотить классный коллектив, создать атмосферу сотрудничества.
Инструкция. Подготовьте черно-белый рисунок бабочки. Предложите каждому ребенку принять участие в раскрашивании рисунка. При желании они могут дорисовывать к бабочке дополнительные детали. Дети раскрашивают одновременно. Задача детей — договориться, распределить фронт работы, при этом никого не обидеть, не поссориться, уступить партнеру и подождать при необходимости.
Игра «Волшебники»
Цель: развивать эмпатию, стремление проявить заботу и внимание к окружающим.
Инструкция. Попросите участников вообразить, что они — волшебники и могут исполнить свои желания и желания других. Например, Сереже мы прибавим смелости, Максиму — ловкости.
Вопросы для обсуждения:
· За кого ты порадовался?
· Что тебя огорчило?
· Что доставило удовольствие, радость?
· Что бы ты хотел изменить?
· Кто тебе помогал и кому ты помог?
Заключительная часть. Ритуал прощания
Упражнение «Доброе животное»
Смотрите описание в первом занятии третьего раздела.
РАЗДЕЛ 4. РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ
Занятие 7. «Мышление»
Цель: развивать словесно-логическое мышление, мыслительные операции, скорость мышления (познавательные УУД).
Упражнение «Угадай вопрос»
Цели: развивать познавательные психические процессы, активизировать мыслительную деятельность.
Инструкция. Участники сидят по кругу. Вы бросаете мяч ребенку и называете существительное. Ребенок возвращает мяч и называет вопрос к этому существительному «кто?» или «что?».
Упражнение «Сравни предметы»
Цель: развивать познавательные психические процессы.
Инструкция. Ребенок сравнивает пары предметов, которые вы ему предложите (в чем сходство, в чем отличие).
Пары слов для сравнения:
пчела – стрекоза
шалаш – дом
кресло – стул
книга – тетрадь
вода – молоко
пила – отвертка
гитара – барабан
город – деревня
Примечание. Проанализируйте, сколько пар сравнил ребенок; что давалось легче: поиск сходства или различия.
Упражнение «Подбери слово»
Цель: развивать словесно-логическое мышление.
Инструкция. Дети по очереди подбирают слово по логике с предыдущей парой.
1. Лошадь – жеребенок, корова – … (теленок).
2. Ложка – суп, вилка – … (макароны).
3. Коньки – зима, лодка – … (лето).
4. Ухо – слышать, зубы – … (жевать).
5. Собака – шерсть, щука – … (чешуя).
6. Чай – сахар, суп – … (соль).
7. Дерево – ветвь, рука – … (палец).
8. Дождь – зонтик, мороз – … (шапка).
9. Нож – железо, стол – … (дерево).
10. Птица – гнездо, человек – … (дом).