Влиянием чувства, посчитайте до десяти, за это время вы можете опомниться и не будете делать того, чего не хотели делать.
Декарт развивал так называемую рационалистическую теорию страстей. Он считал, что в основе страстей лежит представление о вещах, которые понимаются нами так или иначе. А развитие страстей происходит под влиянием развития нашего представления о вещах. Это рационалистическая теория: здесь разум является важнейшим условием изменения, развития страстей в процессе развития человека. Одновременно с этим Декарт подчеркивал физиологическую сторону состояния организма человека. Он подробно описывал физиологические изменения при страстях. Однако реальных физиологических изменений организма при страстях он в то время знать не мог. У Декарта каждое описание физиологического изменения при страстях заканчивается такими словами: поэтому такая-то страсть очень полезна для здоровья, например радость, а другая страсть вредит здоровью. Вместе с тем Декарт придавал исключительно большое значение душевной жизни человека (страстям). Он указывает на несколько значений страстей, например, что в страстях выражается первичное значение того, что организму полезно, а что вредно. Таково биологическое значение страстей.
В страстях человек обретает единство своего существа — душии тела. Именно Декарту принадлежит это четкое разграничениедуши и тела.Это учениео душе ителе держится досих пор. Декарт считал человекасуществом двойственным. Ичто только в страстях человек обретает психофизическое единство, потому что страсти заставляют человека действовать в том направлении, к которому они предрасполагают и тело. Еще Декарт указывал на то, что в страстях заключается все счастье и несчастье человеческой жизни Вот это и есть рационалистическое учение о страстях, о том, что в основе страсти лежит представление о вещах и что страсти развиваются, изменяются в связи с изменениемэтого представления. Это рационалистическое учение (или теория) держалось до середины XIXвека, можно считать,почти 200 лет после Декарта. Иэта теориястрашно всем надоела, потому что все понимали, что основной элемент страсти вовсе не является рассудочным, а это лишь некое состояние физиологической взволнованности. По Декарту же получалось, что наиболее существенно рассудочное понимание вещей, но это настолько не отвечало природе страстей, что среди ученых
накапливалось недовольство. С развитием физиологической психологии возникла реакция обратного направления, которая указывала на то, что понимание вещей — это в страстях совершенно второстепенное, производное. Все дело в физиологической взволнованности, которая сопутствует страстям. С этой точки зрения, подобная взволнованность и составляет саму страсть.
Было выдвинуто несколько теорий. Однаиз них — теория эмоций Джеймса-Ланге. По этой теории считалось, что страсти возникают из-за изменений в сосудах и мышечномтонусе, т.е. физиологические изменения и их отражение в сознаниичеловека — это и есть страсть. А предмет, на который направленастрасть, — неважен и несущественен^Это было прямым противопоставлением рационалистической теории страстей. В доказательство этого положения Джеймс указывал на то, что существуют необъяснимая тоска и даже чувство любви, которые возникают сначала беспредметно, а потом находят какой-то случайный объект и на нем фиксируются. Учение о том, что предмет (вещь, объект) является совершенно случайным обстоятельством, что могут быть страсти, по сути дела, и вовсе беспредметные, — это учение физиологического направления. Затем оно претерпевало изменения, но держится до настоящего времени.
В 1910-1912 годах получило распространение учение об эндокринных железах и их продукте. Считалось, что гормоны, поступая в кровь, обусловливают возникновение эмоций. Так, половые гормоны вызывают появление готовности любить и соответствующих чувств, а адреналин создает состояние агрессивности, готовности наброситься на человека Эта теория получила широкое распространение. Затем ее попробовали экспериментально проверить Автор этой теории — американец Джордж Кеннон пытался искусственно вызвать эмоции, вводя определенную дозу адреналина в кровь человека, находящегося в спокойном состоянии Получились занятные результаты: физиологические изменения регистрировались, возникло состояние приподнятости, готовность наброситься на кого-то без соответствующего душевного настроения. И эти искусственно вызванные состояния получили название «холодные эмоции». Внешне все соответствует состоянию эмоционального возбуждения, а самой эмоции нет. А потом вообще было доказано, что поступление адреналина в кровь в большом количестве действительно меняет состояние тонуса организма, настраивая его на очень активную