Самое главное заключается в том, что мы можем совсем не учитывать мотивацию, но она все-таки имеется и определяет степень успешности обучения.
В общей системе формирования мы предварительно выделили три типа мотивации. Первый тип заключается'Вт том, что учащийся учится для чего-нибудь другого: например, чтобы мама дала ему обещанные деньги на кино, или чтобы его похвалили и т. д. Он не против учения, но не так уж и за. Важно только то, что есть более широкая жизнь, и в этой более широкой жизни имеются подлинные мотивы его учения. А сам процесс учения служит для зарабатывания репутации. Значит, это внешняя мотивация учения.
Есть и другая мотивация, более занятная. Она заключается в том, что если дашь испытуемому все средства для правильного решения задачи, то, переходя от задачи к задаче, он начинает верить в свои силы, у него появляется желание соревноваться с товарищами идаже с самимсобой. У него возникаеттакой интерес,который может быть не совсем точно и правильно мы пока назвали «спортивным» интересом, «спортивной» или соревновательной мотивацией Это достижение результата, который в каком-то отношении приятен испытуемому и который поднимает его в собственных глазах, в глазах товарищей, потому что он достигает все больших результатов И вот он стремится к этихМ все более высоким результатам Но само учение, сами знания его не очень интересуют, его интересует лишь результат. Это такой «спортивный» интерес.
И, наконец, есть последнийвид интереса, труднеевсего достигаемый, но зато бесценный втом смысле, что никакой цены ему действительно не назначишь. Это какая-то особая бескорыстная и ненасытная страсть к знаниям. Очень часто рассуждают так: мол, есть чудаки, которые рождаются не с какой-нибудь разумной потребностью, а с большой любовью к знаниям. Когда я был юношей, то знал одного пожилого человека, который действительно настолько любил процесс познания, что говорил: «Когда я умру, напишите
ЛЕКЦИЯ 12. УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ СВОЙСТВ ДЕЙСТВИЯ
на моей могиле, что моя душа жаяодала знаний». Есть такие чудаки. Понимаете, это очень выгодно — сделать учащегося хоть на короткое время таким чудаком, потому что никакой другой мотивацией нельзя заменить этого страстного стремления к знаниям. Но самое интересное то, что, оказывается, с этим не обязательно ровдаются, это можно создавать, формировать, как и всякие другие вещи. Но как это формировать, я вам скажу только в самом конце курса, под занавШ А пока придется поверить, что такое можно делать. И вот эта внутренняя (можно ее так обозначить) мотивация к процессу овладения знаниями — это такая вещь, которую мы никогда другими средствами заменить не сможем, потому что не можем же мы вечно стоять над душой у человека и говорить: «Ты читай, сукин сын, читай». А он не хочет читать.
Итак, на сегодня мы выделяем три типа мотивации, и важно то, что эти типы могут воспитываться, хотя и не всегда сознательно.
ЛЕКЦИЯ 13
ПРОЦЕСС ИНТЕРИОРИЗАЦИИ. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ
И ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ УЧЕНИЯ О ПЛАНОМЕРНО-ПОЭТАПНОМ ФОРМИРОВАНИИ
В прошлый раз мы начали говорить о последней, третьей подсистеме формирования умственного дейстшя **-> подсистеме превращения изначально внешнего действия в достояние самого учащегося. Я вам говорил, что мы различаем сегодня щесть последовательных ступеней, шесть этапов, и о первом из них я подробно рассказывал вам в прошлый раз.
Первый этап — это формирование мотивационной основы. Мы часто пренебрегали этим моментом, но та или другая мотивация всегда устанавливается. И если ею пренебрегают, не организовывают специально, то это не всегда благоприятствует процессу обучения.
Теперь перейдем ко второму этапу. Второй этап в своем четко развернутом виде — это составление схемы ориентировочной основы действия, о которой я уже вам говорил, рассказывая о системе условий построения действия. Пользуясь подобной схемой и следуя содержащейся в ней системе указаний, человек, не умеющий выполнять новое задание, двигаясь шагза шагом, может это новое задание выполнить И при этом выполнить правильно, и не один раз, случайно, а каждый раз и вполне закономерно Возможность подобного закономерного воспроизведения и является характеристикой полноты этой подсистемы.
Из чего состоит эта подсистема, я вам уже рассказывал Сейчас нам важно то, как эта система предъявляется человеку, которыйдолжен будет ею пользоваться. Я сейчас не могу очень долго на этом останавливаться, а скажу только, что обычные традиционные разъяснения заданий оказываются далеко не полными по отношению к системе требований, обеспечивающих построениеполноценного действия.
Эту подсистему условий можно заранее изложить сразу в готовом виде и после этого предложить ею пользоваться. Поскольку это полная система условий, она создает новые возможности обучения