Общие особенности игровой деятельности мальчиков и девочек
среднего дошкольного возраста:
q Игровые интересы мальчиков и девочек обусловлены как половой принадлежностью, так и современной социокультурной средой.
q Первоначальный опыт игрового взаимодействия с детьми противоположного пола зависит, прежде всего, от наличия в семье совместных разнополых игровых объединений (с мамой, папой, братом, сестрой и др.).
q В домашних условиях происходит более глубокое и содержательное освоение роли любимого персонажа. Это обусловлено тем, что ребенок играет без временных ограничений и имеет возможность детально изучить внешний вид, характер героя, особенности поведения, характерные для данного героя действия, поступки, функциональные обязанности и т.д.
q В семье игровые сюжеты ребенка менее разнообразные, чем в детском саду. Предметно-игровая среда представляет собой набор любимых игрушек, предполагающих прямое их назначение.
q Девочки и мальчики стремятся к игровому взаимодействию друг с другом, но они не владеют способами полоролевого поведения, умением совместно строить и развивать сюжетную линию игры.
q При выборе темы игры дети руководствуются культурной стороной современной жизни. Девочки интересуются взаимоотношениями между людьми, а также искусством перевоплощения в образы любимых героев из мультфильмов и книг, мальчики – приключенческими событиями разных персонажей из телевидения (мультфильмы, кино, реклама).
q Выбор партнера по игре, роли осуществляется в соответствии с половой принадлежностью.
q В игре дети ярко выражают свою полоролевую позицию: «Я - мальчик», «Я - девочка». Данная позиция проявляется в отношении к себе как к представителю определенного пола, в соответствии своих возможностей, способностей, достижений, предъявляемым требованиям общества, сверстников, семьи.
q Для развития сюжета мальчики и девочки используют различные игрушки, не только ими предпочитаемые, атрибуты, предметы-заместители, самоделки. Они дополняют игровую обстановку по ходу игры.
q Дети обоего пола заимствуют сюжеты для игр из мультфильмов.
q Мальчики и девочки тяготеют к комбинированию сюжетов, но им сложно развернуть последовательность и отражать целостность событий.
Специфические различия игровой деятельности мальчиков и девочек среднего дошкольного возраста:
q Тематика игр девочек связана с отражением повседневного быта людей, они больше интересуются миром взрослых и сверстников. Мальчиков привлекают сфера техники, события героического характера.
q Девочки используют игрушки в ограниченном пространстве функционально, по предназначению. Мальчики же совершают с игрушками различные игровые действия, творческие преобразования, используя их в неограниченном пространстве. Их интересует, в отличие от девочек, многоаспектность игрушки, ее конструкция.
q Мальчики более изобретательны в использовании предметной среды для развития сюжетной линии игры. Девочки более склонны к конкретике. Им необходимо наличие игрового оборудования, представляющего собой аналог предметов взрослого мира.
q Ролевое взаимодействие, возникающее между девочками более длительно, чем между мальчиками. Девочки распределяют роли не конфликтно, умеют уступать, договариваться, меняться ролями. Они используют конкретные, устойчивые способы развития игрового сюжета. Ролевое взаимодействие мальчиков носит хаотичный, спонтанный и непродолжительный характер.
q Объединение девочек в игре основано на интересе друг к другу, а у мальчиков - на интересе к содержанию игры, к замыслам партнеров по игре.
q Характер ролевых действий девочек заключается в передаче женского своеобразия и умения перевоплощаться в мультипликационные образы. Ролевые действия мальчиков включают в себя передачу мужского своеобразия и многогранность отражения сюжетов современного телевидения.
q Ролевые действия девочек более продуманные, последовательные и стабильные. Мальчиков же привлекает неоднозначность, многоплановость игрового сюжета. Их захватывает сама игра, роль, процессуальность, творческое развитие событий. Поэтому ролевые действия мальчиков разнообразнее, чем у девочек. И соответственно, уровень развития игровых умений у мальчиков выше, чем у девочек.
Примеры детских ответов на вопрос «С кем ты больше любишь играть:
с мальчиками или девочками. Почему?»
21% девочек отвечали с мальчиками и девочками, объясняя это следующим образом:
«С девочками я играю в детском саду, а дома играю со своим младшим / старшим братом»,
«Мой брат играет со мной в то, что я люблю»,
«Я играю дома с братиком и сестрой в «Магазин», «Парикмахера»,
«Я играю с мальчиками, когда мои подружки болеют. Но мальчики играют в другие игры, и мне приходится скучать»,
«Я играю с теми мальчиками, которые умеют играть в наши с Полиной игры – «Доктор», «Парикмахер», «Магазин»,
«С мальчиками можно играть только в мяч, догонялки, зверей. Ну и все, больше я не знаю в какие игры»,
«Я играю с мальчиками в мяч, машинки, строю с ними домики. Не все же девочки это любят»,
«С мальчиками меня научил играть папа, а с девочками - мама».
79% девочек выбирали в качестве предпочитаемых партнеров
по игре детей своего пола:
«Люблю играть с девочками: с Аней, Соней, Настей. Потому что я тоже девочка. Мальчики играют в машины, девочки – в куклы».
«С девочками. Надо ведь одинаково играть. С мальчиками я играю только в мяч, больше с ними не во что играть. С девочками я играю в игры девочек. Они добрее».
«С девочками. Они самые лучшие мои друзья. Мальчики разве примут меня в свои игры? Они же бегают постоянно и шумят».
«С девочками интереснее играть, с ними лучше. Они даже не кричат».
«С девочками. Они играют в то, что и я. Мальчики не играют в игры девочек».
«С девочками. Они дружнее. Мальчики не играют в наши игры».
19% мальчиков выбирали в качестве предпочитаемых партнеров по игре детей своего и противоположного пола, 81% мальчиков – детей своего пола:
«С мальчиками я играю в «Гараж», «Подводную лодку», «Гонки». А девочкам я помогаю что-нибудь построить, придумываю истории».
«Я, конечно, играю с мальчиками больше. С девочками играю, когда поругаюсь с Колей, Федором».
«Я играю с девочками и мальчиками, потому что у меня дома есть брат и сестра».
«Мальчики меня понимают, умеют придумывать истории, а девочки только в куклы играют или готовят».
«Конечно с мальчиками. Я же мальчик».
«С мальчиками. Девочкам даже не придумать роли, и им нечего делать в наших играх».
Пошаговая стратегия педагогического сопровождения
игровой деятельности детей среднего дошкольного возраста
на основе полоролевой дифференциации
Первый этап педагогического сопровождения – диагностико-организационный. Цель: диагностика игровой деятельности детей четырех-пяти лет и с учетом ее результатов создание условий для развития сюжетно-ролевых игр мальчиков и девочек среднего дошкольного возраста.
Шаг 1 – диагностика игровых интересов и предпочтений, игрового взаимодействия, игровых умений детей.
Шаг 2 - организация условий для развития игровой деятельности мальчиков и девочек пятого года жизни: отбор сюжетов и создание копилки игровых сюжетов для игровой деятельности детей (для мальчиков, для девочек, и для детей обоего пола); создание предметно-игровой среды для мальчиков и девочек, детей обоего пола.