Глава viii. психология личности и профессиональной деятельности учителя
ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ УЧИТЕЛЯ
То, насколько будет полноценным психическое и личностное развитие школьников, их мотивов и потребностей, интересов и склонностей, самостоятельного творческого мышления, их самосознания, социальной активности и нравственной воспитанности, во многом зависит от учителя как личности и как профессионала. Новые социальные запросы на современном этапе развития общества не снижают актуальности этой проблемы; напротив, обостряют ее, наполняют новым качественным содержанием – усилением акцента на взаимодействии теории и практики в психологии педагогического труда (как в анализе, так и в процессе подготовки учителя). Практические педагогические воздействия учителя на ученика, осуществляемые без учета психологических механизмов развития личности ребенка «не только не приведут к желаемой цели, но и затормозят развитие личности ребенка, закроют для него путь к творчеству и самоактуализации» [12, с. 200].
Отечественная педагогическая психология накопила богатейший материал исследований в области психологии педагогического труда. Блонский П.П., Выготский Л.С., Гоноболин Ф.Н., Кан-Калик В.А., Кондратьева С.В., Крутецкий В.А., Кузьмина Н.В., Кулюткин Ю.Н., Левитов Н.Д., Маркова А.К., Митина Л.М., Петровский А.В., Сластенин В.А., Страхов И.В., Сухобская Г.С., Щербаков А.И. – вот далеко не полный перечень исследователей, к фундаментальным трудам которых может обратиться любой заинтересованный читатель.
В психологии педагогического труда принято выделять особенности личности учителя, деятельности и педагогического общения. При анализе психологии личности учителя выделяют прежде всего те особенности, черты, проявления личности, которые отвечают требованиям педагогической профессии, обеспечивают успешное овладение полноценной педагогической деятельностью, т.е. «приобретают профессионально педагогическую значимость» [11, с. 5]. В.А. Крутецкий и Е.Г. Балбасова выделили в структуре профессионально значимых качеств личности учителя (имея в виду своеобразную эталонную модель учителя) четыре подструктурных блока: 1) идейно-нравственный моральный облик; 2) педагогическая направленность; 3) педагогические способности – общие и специальные; 4) педагогические умения и навыки. Наибольшее внимание было уделено исследованию педагогических способностей – общих (необходимых всем учителям, независимо от преподаваемого предмета) и специальных (с учетом специфики преподаваемого предмета). В таблице представлена классификация общих педагогических способностей (по В.А. Крутецкому, Е.Г. Балбасовой):
N п/п | Общие педагогические способности | Компоненты |
I. | Дидактические (связанные с информационной функцией учителя – передачей информации учащимся, формированием у них активного, самостоятельного творческого мышления) | Способность передавать информацию детям Экспрессивно-речевые способности Академические (познавательные) способности Распределенное внимание |
II. | Организационно-коммуникативные (связанные с осуществлением организаторских функций и общением) | Коммуникативные способности Педагогический такт Организаторские способности Суггестивные способности |
III. | Личностные (связанные, в основном, с осуществлением воспитательной функции учителя) | Перцептивные способности Педагогическое воображение Способность саморегуляции эмоциональной сферы и поведения |
Один компонент общих способностей рассматривается отдельно как их основной стержень, как совершенно обязательная предпосылка успешной учебно-воспитательной работы. Это – расположенность к детям, которая характеризуется сердечной привязанностью к ним, желанием, стремлением (и даже жизненной потребностью) с ними работать. Расположенность учителя к ученикам выражается в чувстве глубокого удовлетворения от педагогического общения с ними, от возможности проникнуть в своеобразный детский мир, влиять на формирование детской психики, во внимательном, доброжелательном и чутком отношении к ним (но не в мягкотелости, безответственной снисходительности и сентиментальности), в искренности и простоте обращения с детьми. Как показывают исследования, всех успешно работающих учителей отличает именно эта особенность [11, с.9].
В структуру профессионально значимых качеств личности учителя входят и специальные педагогические способности, определяемые спецификой преподаваемого предмета. Рассмотрим некоторые из них. Организация учебной деятельности младших школьников не может быть успешной без профессионально значимых качеств, необходимых именно учителю начальных классов. Эта специфика представлена в виде таблиц (по В.А. Крутецкому, Е.Г. Балбасовой: см. [11, с.28–31,35]).
Таблица