Матрица для выявления знаний по русскому языку
Фамилия, имя_______________________________________
класс____________дата выполнения_____________________
_______________________________________________________________________________________
Основные разделы русского языка
_______________________________________________________________________________________
Важнейшие понятия, входящие в разделы
_______________________________________________________________________________________
Определения понятий
_______________________________________________________________________________________
Наиболее важные правила правописания
_______________________________________________________________________________________
Примеры, являющиеся исключением из правила, которые требуется запомнить
_______________________________________________________________________________________
Задания, которые целесообразно разложить по разделам и выполнить
_______________________________________________________________________________________
Матрица для выявления знаний по литературе
Фамилия, имя___________________________________
класс____________дата___________________________
_______________________________________________________________________________________
Выделите критерий, по которому можно определить разделы литературы, и запишите их
_______________________________________________________________________________________
Назовите основные критерии, различия, по которым различаются разделы
_______________________________________________________________________________________
Укажите имена писателей, поэтов, литературных критиков, связанные с соответствующими разделами, а также их произведения и жанр, в котором они написаны
_______________________________________________________________________________________
Какой раздел литературы вы предпочитаете более и почему
_______________________________________________________________________________________
Назовите важнейшие понятия в литературоведении
_______________________________________________________________________________________
Напишите определения литературоведческих понятий
_______________________________________________________________________________________
Что вы помните наизусть
_______________________________________________________________________________________
Примечание. Теоретический материал можно заимствовать из следующих источников [6,16,17,20,27,29,30].
4. Используя предлагаемый опросник, исследуйте преобладающие мотивы в своем (или ином) классе, сделайте предположение об их детерминированности (причинной обусловленности) и предложите некоторые психолого-педагогические рекомендации по усилению или переориентации мотивов учения*.
* Опросник взят из кн.: Организация психологической службы в школе/ Сост. Чернышев А.С. и др. Курск, 1989. С. 23,24.
ОПРОСНИК
Дорогой друг!
Учеба занимает в твоей школьной жизни большое место. Просим тебя высказать свое мнение по вопросу о причинах, побуждающих большинство твоих одноклассников и
тебя лично учиться?
(Обведи номер вопроса, соответствующего твоему мнению, за класс – кружком, а за себя – поставь перед вопросом знак +).
(Можно отмечать несколько вопросов, если это соответствует твоему мнению).
ВОПРОСЫ
1. Потому что хотим много знать.
2. Потому что сейчас все учатся.
3. Потому что интересно.
4. Потому что нравится учиться.
5. Привлекает сам процесс учебы.
6. Из-за любопытства.
7. Заставляют родители.
8. Потом легко будет устроиться на работу или поступить в вуз.
9. Хочу быть авторитетным в школе.
10. Неприятно испытывать наказания за плохую учебу.
11. Люблю заниматься самообразованием.
Количественная обработка данных опроса
Количество учащихся | Из них по позициям | |||||||||||
Абсолютное число по классу | ||||||||||||
% % | ||||||||||||
Абсолютное число индивидуальных | ||||||||||||
% % | ||||||||||||
Обработка проводится с помощью таблицы.
Количественная обработка
Установление иерархии мотивов – расположить по значимости (на основе % мотивы в общий ряд). Оценка полученной иерархии мотивов: соотношение удельного веса положительных и отрицательных мотивов.
Возможная интерпретация. Преобладающими мотивами учебной деятельности стали (перечислить) вследствие таких факторов деятельности школы, семьи, учащихся, как........................................
Для усиления переориентации мотивации учебной деятельности школьников целесообразно ввести следующие педагогические воздействия.............................
Примечание. Теоретический материал можно позаимствовать в следующих источниках: [14,16,17,25,29,30].
5. Задание с применением личностного опросника «ОТКЛЭ» в наибольшей степени может быть адресовано студенту с целью выявления меры выраженности отзывчивости, трудолюбия, коллективизма, любознательности, эстетического развития.
ЛИЧНОСТНЫЙ ОПРОСНИК «ОТКЛЭ»*
* См. Рейнвальд Н.И. Психология личности. М., 1987. С. 177–185.
Инструкция.Уважаемый товарищ! Вы участвуете в исследовании индивидуальных особенностей личности, которое проводится с целью помочь вам разобраться в себе и наметить пути самовоспитания. Прочитав вопрос, ответьте на него либо «да», либо «нет», либо «не знаю». Представляя свое поведение в той или иной ситуации, старайтесь быть объективными: опросник имеет контрольную шкалу.
1. С вечера я планирую свои дела на будущий день.
2. Черновую работу (мытье посуды, вскапывание огорода и т.п. выполняю с неохотой).
3. Жизнь группы проходит мимо меня.
4. Прочитываю к занятию не только основную, но и дополнительную литературу.
5. Я люблю петь.
6. Я всегда радуюсь успехам других людей.
7. Ялюблю наводить порядок у себя дома (в общежитии).
8. Возражаю, когда меня выбирают на руководящие должности.
9. У меня не хватает времени следить за книжными новинками.
10. Встретившись с произведением искусства (книгой, музыкой, спектаклем и пр.), могу расчувствоваться до слез.
11. Часто мне не удается сделать то, что я наметил(а).
12. Свои обещания я всегда выполняю.
13. Мне постоянно приходится кому-нибудь помогать.
14. Из источников информации предпочитаю телевидение и кино.
15. Я очень чувствителен к танцевальной музыке.
16. Считаю, что готовиться ко всем практическим (семинарским) занятиям невозможно.
17. Могу несколько часов эффективно заниматься физическими упражнениями и работой.
18. Никогда не упускаю возможности побывать в театре, музее.
19. Трудную задачу предпочитаю списать у соседа, а не решать самому (самой).
20. Бывает, что во время театрального действия я ем конфеты, мороженое.
21. На моем рабочем столе обычно порядок.
22. Главное для меня – сделать работу в срок, а качество – как выйдет.
23. Несдержанность и повышенный тон простительны, если отстаиваешь свою позицию.
24. Иногда я говорю вслух не то, что думаю.
25. Принимаю участие в художественной самодеятельности.
26. Я, как правило, затягиваю ответ на полученное письмо.
27. Ухаживаю за животными.
28. У меня постоянно возникают идеи о том, что можно сделать в группе.
29. Занимаясь умственной работой, могу жертвовать развлечениями, отдыхом.
30. Несколько раз в жизни мне пришлось солгать.
31. Вернувшись домой в грязной обуви, я сразу же привожу ее в порядок.
32. В период вынужденной бездеятельности (ожидание чего-либо, болезнь и т.д.) нахожу себе занятие.
33. Если человек со связями, я стараюсь завязать с ним дружбу.
34. Случается, что на занятии я высказываю спорную точку зрения, выражаю расхождение с мнением студентов, преподавателя.
35. Меня волнует игра актеров на сцене.
36. Иногда я только делаю вид, что понимаю собеседника, чтобы не показаться неумным (неумной).
37. Часто у меня не хватает терпения довести начатое дело до конца.
38. Выполнение общественных обязанностей вгруппе приносит мне удовлетворение.
39. Уровень моих умственных достижений вполне достаточен.
40. Для меня во время танца – главное просто двигаться.
41. Не откладываю на завтра то, что могу сделать сегодня.
42. Я всегда соблюдаю правила поведения в общественных местах.
43. На собрании предпочитаю молчать, хотя имею свою точку зрения.
44. Мои интересы требуют терпения, усидчивости.
45. Есть полотна живописи, перед которыми я простоял(а) не одну минуту.
46. Занятость общественной, домашней работой, спортом и т.п. неблагоприятно сказывается на моей учебе.
47. Плохо выполненная работа не дает мне спокойно отдыхать.
48. Я всегда радуюсь, получая трудное задание.
49. Ради собственного маленького открытия часами, неделями решаю одну и ту же проблему.
50. Я тщательно слежу за своей внешностью.
51. Ситуация, когда на один день выпадает три практических занятия, не застает меня врасплох, так как подготовку к ним я заранее планирую.
52. Если на воскреснике меня не обеспечили орудиями труда, я использую подручные средства.
53. Если мой товарищ отстает в учебе, работе, нахожу возможность, чтобы ему помочь.
54. Не пропускаю ни одного нового мероприятия в культурной жизни города.
55. Если передают классическую музыку, а не эстрадную, я выключаю приемник.
56. Часто я убегаю на занятия, не успев позавтракать.
57. Домашний труд меня обременяет.
58. Не выношу критических замечаний.
59. Учебника мне вполне достаточно, чтобы подготовиться к занятию.
60. Я всегда перехожу улицу в положенном месте.
61. Могу пропустить занятие без всяких оснований.
62. Иногда я выбрасываю мелкий мусор из окна.
63. Во время ссоры не выбираю выражений, могу употребить грубое слово.
64. Когда товарищи обмениваются интересной научной информацией, я, как правило, только слушаю.
65. Я собираю пластинки с классической музыкой.
66. В моей жизни были ситуации (моменты), которые мне не хочется вспоминать.
67. Могу несколько часов подряд эффективно заниматься умственной работой.
68. Если отвечающий не может связать двух слов, мне смешно.
69. Не зная ответа на вопрос, надеюсь на подсказку.
70. Мне нравится гулять с громко включенным магнитофоном, транзистором.
71. Если наступила полоса невезения в учебе, у меня пропадает желание заниматься.
72. Я всегда бываю согласен (согласна) с той оценкой, которую мне поставил преподаватель.
73. Постоянно имею какие-нибудь общественные поручения.
74. Я люблю учиться.
75. Собираю книги по искусству, репродукции.
76. Каждую вещь я сразу кладу на место.
77. Выполнение черновой работы считаю унижением личности.
78. Могу поддержать разговор на любую тему.
79. На занятии меня так и тянет задать вопрос преподавателю по теме.
80. Всем подаркам предпочитаю цветы.
81. Когда приходится пропускать занятия, мне как-то не по себе.
82. Люблю возиться с растениями.
83. Пожилые люди раздражают меня своей ворчливостью, медлительностью.
84. При любых обстоятельствах предпочитаю работу развлечениям.
85. Красиво сделанная вещь наталкивает меня на создание чего-то подобного.
86. Мой стиль – ликвидировать пробелы в знаниях в период подготовки к экзамену.
87. Люблю оттягивать работу в надежде на то, что мне помогут.
88. Если меня покритикуют, в долгу не останусь.
89. Мне достаточно лишь общего знакомства с явлениями, пусть другие докапываются до их сути.
90. Не успевая выполнить то, что наметил(а), нахожу себе оправдание.
91. Я прихожу минут за десять до начала занятий.
92. Люблю длительные перерывы в занятиях, работе.
93. Я соглашусь на бесплатную дополнительную работу после выполнения задания.
94. Жизнь кажется мне серой и скучной.
95. Когда я присутствую на концерте, у меня возникает желание тоже стать исполнителем.
96. Я делаю утреннюю зарядку.
97. Меня тяготит необходимость терять время на неинтересную, хотя и нужную черновую работу.
98. Уважаю людей, которые могут доставать фирменные вещи.
99. Я часто увлекаюсь новым делом, но вскоре остываю.
100. У меня не хватает терпения досмотреть фильм, снятый по произведению классической литературы.
101. Если я основательно готовлюсь к семинару по общественным наукам (истории, философии, политэкономии), то остальные практические занятия остаются неподготовленными.
102. Взявшись за работу, делаю ее как можно лучше.
103. Люблю подшутить над отвечающим товарищем: подскзать невпопад, состроить гримасу и пр.
104. Новую информацию предпочитаю черпать у других людей, а не из книг.
105. Иногда я щелкаю семечки, ем что-нибудь на лекции, в кино, трамвае.
106. Порой я убегаю на занятия, не успев застелить постель.
107. При выполнении хозяйственных дел, например во время похода, я чувствую себя неуверенно.
108. Если на субботнике не подготовлен фронт работ, я беру это на себя.
109. Храню вырезки и выписки из газет, журналов.
110. Читая книгу, я, как правило, пропускаю описание природы.
111. Общественные поручения выполняю без напоминания.
112. Во время сельхозработ думаю об отдыхе, стараясь побыстрее выполнить задание.
113. Если я вижу в аудитории беспорядок (грязная доска, мусор, стулья не на месте и т.п.), то тут же устраняю его.
114. Во время подготовки к занятиям товарищи обращаются ко мне с просьбой объяснить непонятное.
115. В свободное время вышиваю, занимаюсь поделками, играю на музыкальном инструменте.