Основные признаки отличия современных семей между собой
Основные признаки отличия современных семей между собой
(По В.С. Торохтию)
1. По количеству детей (многодетная, малодетная, бездетная или инфертильная)
2. По составу: неполная, сложная и т.д.
3. По структуре: например, с одной брачной парой и т.д.
4. По типу главенства в семье: эгалитарные, авторитарные
5. По семейному быту, укладу: семья – «отдушина», семья типа спортивной команды и т.д.
6. По однородности социального состава: социально гомогенные (однородные) и т.д.
7. По семейному стажу: молодожёны и т.д.
8. По качеству отношений и атмосферы в семье
9. По географическому признаку: городская и т.д.
9. По типу потребительского поведения: в зависимости от потребностей
10. По особым условиям семейной жизни: студенческая, «внебрачная» и т.д.
Основные формы брачно-семейных отношений
Брачно-семейные отношения на основе честной контрактной системы.
Оба супруга четко представляют, чего они хотят от брака, и рассчитывают на определенные материальные выгоды.
Брачно-семейные отношения на основе нечестного контракта.
Мужчина и женщина пытаются извлечь из брака односторонние выгоды и тем самым наносят ущерб партнеру.
3. Брачно-семейные отношения по принуждению.Один из супругов несколько «осаждает» другого, и тот либо в силу определенных жизненных обстоятельств, либо из жалости наконец соглашается на компромисс.
Брачно-семейные отношения как ритуальное исполнение социально-нормативных установок.
В определенном возрасте люди приходят к выводу, что все вокруг замужем или женаты и что настало время создавать семью.
Брачно-семейные отношения, освященные любовью.
Два человека соединяются добровольно, поскольку не представляют своей жизни друг без друга.
Психологические особенности семейных отношений
наличие не одной, а ряда общесемейных целей, которые могут меняться в процессе развития семьи; частичное различие в интересах и установках членов семьи; наличие супружеской пары, взаимоотношения в которой в значительной мере определяют характер взаимодействия в семье; включенность в семью представителей нескольких поколений и большой срок близкого знакомства между ее членами; многосторонность и значимость семейных отношений и их взаимосвязь;
· особая открытость, уязвимость членов семьи.
Основные жизненные стратегии семейных партнеров
· внутренний контроль - внешний контроль;
· эгоизм - альтруизм;
· ориентация на общественные нормы - на себя;
· принятие противоречий - их неприятие;
· чувство собственного достоинства - неверие в себя.
Факторы, стабилизирующие семейные от ношения
постоянное стремление партнеров к сохранению семьи; желание и способность партнеров к согласованным действиям на благо семьи; инициативность каждого супруга в решении семейных проблем и реальный вклад каждого в общественные дела; разумное сочетание разнообразных личных целей и потребностей с общесемейными делами и потребностями; стремление в трудную минуту к эмоциональному единению и сплочению; эстетическая привлекательность (внешний вид, манера поведения и т. д.); способность эмоционально согреть супруга, т. е. вести себя так, чтобы создать атмосферу доверия, непринужденности, сердечности.
В современной России простые или нуклеарные семьи - преобладающая форма среди всех семей. «Нуклеарная» - от слова «нуклеа» - ядро, т.е. главная часть, основа. Этим подчеркивается, что нуклеарная семья представляет собой отдельно живущую (без родителей и родственников) супружескую пару (ядро, главную часть) с детьми или без детей. Основная форма нукле-арной семьи - малодетная нуклеарная семья.
Основные модели семьи (в зависимости от доминирования)
1. Патриархальная - доминирует отец.
2. Матриархальная - доминирует мать
3. Детоцентрическая - реально (психологически!) доминирует ребенок, его потребности или капризы.
4. Эгалитарная - властные функции распределены, но их распределение - постоянная почва для конфликта (отсюда возникновение «теории конфликта» для описания современной семьи), можно назвать ее конфликтной семьей.
Типология иерархии в семье
1) «отец - мать - ребенок»;
2) «отец - ребенок - мать»;
3) «мать - отец - ребенок»;
4) «мать - ребенок - отец»;
5) «ребенок - отец - мать»;
6) «ребенок - мать - отец».
Можно предположить, что максимально стабильной является семья, в которой субъект ответственности и власти одно и то же лицо, а члены семьи психологически ближе к нему, чем друг к другу. К этому типу наиболее близка «идеальная» католическая семья, что, разумеется, не делает ее идеальной в эмоционально-оценочном смысле этого слова.
Сходство семейных ценностей
Совпадение, ориентационное единство взглядов, отношений членов семьи к общечеловеческим нормам, правилам, принципам формирования, развития и функционирования семьи как малой социальной группы.
2. Функционально-ролевая согласованность
Представляет собой динамический показатель психологического здоровья семьи и отражает уровень развития таких социально-психологических механизмов внутрисемейного взаимодействия, как взаимопонимание, взаимопомощь, взаимодоверие, взаимотерпение между членами семьи.
3. Социально-ролевая адекватность в семье
Обусловливается ролевой структурой семьи, которая в процессе ее жизнедеятельности, складывается более жесткой по сравнению с большинством малых групп. Она отражает уровень реализации межличностных, внутрисемейных ожиданий.
4. Эмоциональная удовлетворенность
Показывает характер эмоционального принятия друг друга и уважение в семье. Именно высочайшая степень эмоциональной близости «пристрастное отношение» друг к другу составляет особое качество здоровой семьи.
5. Адаптивность в микросоциальных отношениях
Характеризуется способностью прежде всего взрослых членов семьи приспосабливаться к социально-психологической атмосфере семьи после трудового дня.
6. Устремленность на семейное долголетие.
Представляет собой постоянное влечение к новым семейным целям, разумное их планирование и поддержание активности всех членов семьи в их достижении. Неотъемлемым атрибутом любой здоровой семьи являются ближайшие и перспективные семейные цели.
1. 7. Идентичность и стабильность семьи.Один из основателей семейной терапии Н. Аккерман ввел два понятия - «идентичность» и «стабильность семьи».
Семейную идентичность он определял как содержание ценностей, устремлений, экспектаций, тревог и проблем адаптации, разделяемых членами семьи или взаимодополняемых ими в процессе выполнения семейных ролей.
Другими словами, семейная идентичность - это эмоциональное и когнитивное «Мы» данной семьи.
Стабильность семьи, которую точнее было бы обо значить как «сохранение в изменении», предполагает сохранение идентичности во времени, контроль над конфликтами и способность семьи к изменению и дальнейшему развитию.
ДИСФУНКЦИОНАЛЬНАЯ СЕМЬЯ: основные признаки и характеристики.
Нормально функционирующие семьи – это те семьи, которые используют правила, способствующие росту и изменениям каждого члена семьи и всей семейной группы в целом. Эти семьи обладают изменчивостью, способностью развиваться при сохранении стабильности и стабильностью при сохранении изменений.
Дисфункциональные семьи – это закрытые семейные системы, в которых присутствуют жесткие правила поведения и закрепленные роли за каждым членом семьи, которые с течением времени не меняются, проблемы из семьи не выносятся и не решаются, посторонним людям тяжело попасть внутрь такой системы. Это семьи, в которых функционирование в одной или нескольких областях нарушено, вследствие чего заблокированы потребности членов семей в росте, изменениях и самоактуализации.
В таких семьях часто блокируются актуальные потребности членов семьи, имеющих самый низкий социальный статус (чаще всего это дети, подростки, пожилые люди), и у них возникают какие-либо заболевания (соматические, психосоматические или психические расстройства).
Разумеется, имеют большое значение отягощенная наследственность, органическое заболевание головного мозга, конституционная слабость внутренних органов и систем.
Человек становится «носителем симптома», который позволяет удерживать старые сложившиеся отношения между членами семьи. Например, если родители близки к разводу и последующему расставания, в дисфункциональной семье, непременно заболеет ребенок, болезнь которого будет с новой силой объединять супругов. У них появится новый, внешний, стимул быть вместе. Душевности в отношениях может не появиться, но физически и номинально семья будет сохранена.
ПОСЛЕДСТВИЯ И РИСКИ:
Воспитание в дисфункциональной семье формирует у детей психологические особенности, которые способствуют появлению сложностей в межличностном взаимодействии. В последствие, во взрослой жизни, могут проявиться сложности в социальной адаптации, установлении близких, подлинных отношений с другими, сложности с доверием, неуверенность в себе и своих возможностях, высокий риск формирования невротических расстройств, разного рода зависимостей и т.д.
ПРИЗНАКИ ДИСФУНКЦИОНАЛЬНОЙ (негармоничной) СЕМЬИ:
• Отрицание проблем и поддержание иллюзий.
• Вакуум интимности («изоляция» семьи, никто не ходит в гости, чрезмерная фиксированность на взаимоотношениях друг с другом)
• Замороженность правил и ролей (жесткая система «долженстований» и требований)
• Конфликтность во взаимоотношениях (повторяющиеся, неконструктивные ссоры и скандалы, позволяющие сбросить эмоциональное напряжение, но не решающие проблему в корне)
• Недифференцированность "я" каждого члена ("Если мама сердится, то сердятся все")
• Границы личности либо смешаны, либо наглухо разделены невидимой стеной
• Все скрывают секрет семьи и поддерживают фасад псевдоблагополучия
• Склонность к полярности чувств и суждений
• Закрытость системы
• Абсолютизирование воли, контроля.
• Воспитание в дисфункциональной семье подчиняется определенным правилам. Вот некоторые из них: взрослые — хозяева ребенка; лишь взрослые определяют, что правильно, что неправильно; родители держат эмоциональную дистанцию; воля ребенка, расцениваемая как упрямство, должна быть сломлена и как можно скорее.
• Саморазрушающее поведение одного, или нескольких членов семьи (алкоголизм, наркомания, суицидальные тенденции и т.д.)
• Запрещается (косвенно или явно) открыто выражать свои чувства (чаще всего негативные: злость недовольство, «нельзя проявлять злость к родителям», «мужчина не имеет права злиться на жену»)
• Невозможны прямые, честные коммуникации (личные проблемы замалчиваются)
• Члены семьи редко проводят свободное время вместе
• Запрещается менять свою роль в семейной системе: нельзя из ребенка стать взрослым, из больного стать здоровым, из неудачника стать успешным и т.д.
Членам неблагополучных семей бывает трудно воспринимать информацию, выражаемую вербально. Поэтому диалог с ними зачастую превращается в псевдо-диалог, когда психолог и члены семьи говорят в параллельных монологах, в то время как подразумевается, что они обмениваются информацией. Некоторые психологи склонны расценивать это как сопротивление, хотя имеет место непонимание. Для того, чтобы его преодолеть, рекомендуется репрезентация информации через соответствующую моторную активность, а не через описание образов (иконическая репрезентация) или оперирование абстрактными понятиями (символическая репрезентация).
Например, испытывая массивную атаку со стороны членов семьи, психолог меняет свое место и садится среди членов семьи. Он говорит: «Очень трудно находиться здесь, будучи атакуемым вами. Я чувствовал, что выпадаю из вашей среды». Язык движения привлекает каждого, а слово может остаться незамеченным. Другой способ инактивного формулирования -помещение одного из членов семьи за зеркало одностороннего видения. Например, немолодая женщина, которая жаловалась на неспособность своей взрослой дочери управляться с маленькими детьми, была помещена за зеркало одностороннего видения, откуда должна была наблюдать за тем, как ее дочь управляется с детьми. Выяснилось, что при отсутствии материнской гиперопеки дочь довольно скоро научилась с ними управляться. Женщина поняла, что она сама своей неуемной активностью мешает формированию адекватной родительской позиции у дочери.
Важно побуждение членов семьи к инактивному формулированию. Члены неблагополучных семей часто проявляют ненаправленную активность, целью которой зачастую является грубое облегчение напряжения. Психолог начинает стимулировать моторную активность, направленную на достижение других целей, чтобы показать одним членам семьи, как их поведение может влиять на других. Например, вместо того чтобы спросить у детей: «Как получилось, что ваша мама не говорит с вами?», психолог ставит перед детьми задачу: «Могли бы вы сделать так, чтобы ваша мама говорила с вами?» Вот другие примеры побуждения к инактивному формулированию: «Могли бы вы сделать так, чтобы ваши отношения с дочерью не ухудшались?», «Что вы можете сделать, чтобы улучшились ваши отношения с дочерью?»
Большое значение имеет редуцирование шума, фиксирование на правилах разговора, высвобождение содержания из посланий, касающихся взаимоотношений.
Каждому члену семьи предлагается отбирать себе человека, которому он говорит, ориентировать его на себя и требовать, чтобы этот человек отвечал.
Психолог берет на себя роль переводчика в этих разговорах, становится «расшифровывающим центром» для коммуникации, при этом он центрирован на коммуникации, а не на личностном содержании послания (просто помогает понять одному человеку то, что говорил другой, не критикует, не комментирует, не внушает).
Психолог следит, чтобы содержательные послания и послания, касающиеся отношений, были более отличимы друг от друга, акцентуирует внимание на содержании. Примером того, как акцент на отношениях может уводить в сторону от содержания послания, может служить следующая фраза, прозвучавшая на одной из сессий работы с семьей: « Я не могу слышать тебя, потому что ты всегда кричишь на меня, и в результате я перестаю слушать».
Психолог останавливает прерывания, которые разрезают коммуникацию между членами семьи. Указывает на необходимость ждать, пока другой член семьи закончит свои мысли и получит на них ответ.
Он фокусируется на диалоге вокруг одной темы и помогает довести ее до некоторого уровня законченности.
Психолог побуждает к вербальной коммуникации тех, кто привык выражать свою коммуникацию через разрушительную активность.
Из содержания послания психолог выделяет то, что полезно для говорящего и слушающего, и делает акцент на этом. Например, из монолога матери, касающегося плохой учебы ребенка, психолог для ребенка делает акцент на заботе матери о нем, а для матери подчеркивает ее интерес к учебным делам сына. Это позволяет участникам ситуации расширить понимание реальности и искать более эффективные приспособления для овладения трудными ситуациями.
Смена доминирующих, интерпретирующих тем в семье на более близкие к эффективному функционированию. Например, тема воровства сменяется темой заботы.
Психолог помогает делать узкие наборы категорий более дифференцированными. Например, термин «восстающие на родителей дети» можно конкретизировать как «не умеющие себя контролировать дети». Ярлык «контролирующая мама» можно сменить на «сверхобремененная и беспомощная мама». Это может направить мысль членов семьи на то, что мама по сути не хочет контролировать своих детей, она хочет получить от них помощь в принятии ими контроля над своим поведением.
Основные признаки отличия современных семей между собой
(По В.С. Торохтию)
1. По количеству детей (многодетная, малодетная, бездетная или инфертильная)
2. По составу: неполная, сложная и т.д.
3. По структуре: например, с одной брачной парой и т.д.
4. По типу главенства в семье: эгалитарные, авторитарные
5. По семейному быту, укладу: семья – «отдушина», семья типа спортивной команды и т.д.
6. По однородности социального состава: социально гомогенные (однородные) и т.д.
7. По семейному стажу: молодожёны и т.д.
8. По качеству отношений и атмосферы в семье
9. По географическому признаку: городская и т.д.
9. По типу потребительского поведения: в зависимости от потребностей
10. По особым условиям семейной жизни: студенческая, «внебрачная» и т.д.