Основные признаки отличия современных семей между собой

Основные признаки отличия современных семей между собой

(По В.С. Торохтию)

1. По количеству детей (многодетная, малодетная, бездетная или инфертильная)

2. По составу: неполная, сложная и т.д.

3. По структуре: например, с одной брачной парой и т.д.

4. По типу главенства в семье: эгалитарные, авторитарные

5. По семейному быту, укладу: семья – «отдушина», семья типа спортивной команды и т.д.

6. По однородности социального состава: социально гомогенные (однородные) и т.д.

7. По семейному стажу: молодожёны и т.д.

8. По качеству отношений и атмосферы в семье

9. По географическому признаку: городская и т.д.

9. По типу потребительского поведения: в зависимости от потребностей

10. По особым условиям семейной жизни: студенческая, «внебрачная» и т.д.

Основные формы брачно-семейных отношений

Брачно-семейные отношения на основе честной контрактной системы.

Оба супруга четко представляют, чего они хотят от брака, и рассчитывают на определенные материальные выгоды.

Брачно-семейные отношения на основе нечестного контракта.

Мужчина и женщина пытаются извлечь из брака односторонние выгоды и тем самым наносят ущерб партнеру.

3. Брачно-семейные отношения по принуждению.Один из супругов несколько «осаждает» другого, и тот либо в силу определенных жизненных обстоятельств, либо из жалости наконец соглашается на компромисс.

Брачно-семейные отношения как ритуальное исполнение социально-нормативных установок.

В определенном возрасте люди приходят к выводу, что все вокруг замужем или женаты и что настало время создавать семью.

Брачно-семейные отношения, освященные любовью.

Два человека соединяются добровольно, поскольку не представляют своей жизни друг без друга.

Психологические особенности семейных отношений

наличие не одной, а ряда общесемейных целей, которые могут меняться в процессе развития семьи; частичное различие в интересах и установках членов семьи; наличие супружеской пары, взаимоотношения в которой в значительной мере определяют характер взаимодействия в семье; включенность в семью представителей нескольких поколений и большой срок близкого знакомства между ее членами; многосторонность и значимость семейных отношений и их взаимосвязь;

· особая открытость, уязвимость членов семьи.

Основные жизненные стратегии семейных партнеров

· внутренний контроль - внешний контроль;

· эгоизм - альтруизм;

· ориентация на общественные нормы - на себя;

· принятие противоречий - их неприятие;

· чувство собственного достоинства - неверие в себя.

Факторы, стабилизирующие семейные от ношения

постоянное стремление партнеров к сохранению семьи; желание и способность партнеров к согласованным действиям на благо семьи; инициативность каждого супруга в решении семейных проблем и реальный вклад каждого в общественные дела; разумное сочетание разнообразных личных целей и потребностей с общесемейными делами и потребностями; стремление в трудную минуту к эмоциональному единению и сплочению; эстетическая привлекательность (внешний вид, манера поведения и т. д.); способность эмоционально согреть супруга, т. е. вести себя так, чтобы создать атмосферу доверия, непринужденности, сердечности.

В современной России простые или нуклеарные семьи - преобладающая форма среди всех семей. «Нуклеарная» - от слова «нуклеа» - ядро, т.е. главная часть, основа. Этим подчеркивается, что нуклеарная семья представляет собой отдельно живущую (без родителей и родственников) супружескую пару (ядро, главную часть) с детьми или без детей. Основная форма нукле-арной семьи - малодетная нуклеарная семья.

Основные модели семьи (в зависимости от доминирования)

1. Патриархальная - доминирует отец.

2. Матриархальная - доминирует мать

3. Детоцентрическая - реально (психологически!) доминирует ребенок, его потребности или капризы.

4. Эгалитарная - властные функции распределены, но их распределение - постоянная почва для конфликта (отсюда возникновение «теории конфликта» для описания современной семьи), можно назвать ее конфликтной семьей.

Типология иерархии в семье

1) «отец - мать - ребенок»;

2) «отец - ребенок - мать»;

3) «мать - отец - ребенок»;

4) «мать - ребенок - отец»;

5) «ребенок - отец - мать»;

6) «ребенок - мать - отец».

Можно предположить, что максимально стабильной является семья, в которой субъект ответственности и власти одно и то же лицо, а члены семьи психологически ближе к нему, чем друг к другу. К этому типу наиболее близка «идеальная» католическая семья, что, разумеется, не делает ее идеальной в эмоционально-оценочном смысле этого слова.

Сходство семейных ценностей

Совпадение, ориентационное единство взглядов, отношений членов семьи к общечеловеческим нормам, правилам, принципам формирования, развития и функционирования семьи как малой социальной группы.

 2. Функционально-ролевая согласованность

Представляет собой динамический показатель психологического здоровья семьи и отражает уровень развития таких социально-психологических механизмов внутрисемейного взаимодействия, как взаимопонимание, взаимопомощь, взаимодоверие, взаимотерпение между членами семьи.

 3. Социально-ролевая адекватность в семье

Обусловливается ролевой структурой семьи, которая в процессе ее жизнедеятельности, складывается более жесткой по сравнению с большинством малых групп. Она отражает уровень реализации межличностных, внутрисемейных ожиданий.

 4. Эмоциональная удовлетворенность

Показывает характер эмоционального принятия друг друга и уважение в семье. Именно высочайшая степень эмоциональной близости «пристрастное отношение» друг к другу составляет особое качество здоровой семьи.

 5. Адаптивность в микросоциальных отношениях

Характеризуется способностью прежде всего взрослых членов семьи приспосабливаться к социально-психологической атмосфере семьи после трудового дня.

 6. Устремленность на семейное долголетие.

Представляет собой постоянное влечение к новым семейным целям, разумное их планирование и поддержание активности всех членов семьи в их достижении. Неотъемлемым атрибутом любой здоровой семьи являются ближайшие и перспективные семейные цели.

1. 7. Идентичность и стабильность семьи.Один из основателей семейной терапии Н. Аккерман ввел два понятия - «идентичность» и «стабильность семьи».

Семейную идентичность он определял как содержание ценностей, устремлений, экспектаций, тревог и проблем адаптации, разделяемых членами семьи или взаимодополняемых ими в процессе выполнения семейных ролей.

Другими словами, семейная идентичность - это эмоциональное и когнитивное «Мы» данной семьи.

Стабильность семьи, которую точнее было бы обо значить как «сохранение в изменении», предполагает сохранение идентичности во времени, контроль над конфликтами и способность семьи к изменению и дальнейшему развитию.

Основные признаки отличия современных семей между собой - student2.ru ДИСФУНКЦИОНАЛЬНАЯ СЕМЬЯ: основные признаки и характеристики.

Нормально функционирующие семьи – это те семьи, которые используют правила, способствующие росту и изменениям каждого члена семьи и всей семейной группы в целом. Эти семьи обладают изменчивостью, способностью развиваться при сохранении стабильности и стабильностью при сохранении изменений.

Дисфункциональные семьи – это закрытые семейные системы, в которых присутствуют жесткие правила поведения и закрепленные роли за каждым членом семьи, которые с течением времени не меняются, проблемы из семьи не выносятся и не решаются, посторонним людям тяжело попасть внутрь такой системы. Это семьи, в которых функционирование в одной или нескольких областях нарушено, вследствие чего заблокированы потребности членов семей в росте, изменениях и самоактуализации.

В таких семьях часто блокируются актуальные потребности членов семьи, имеющих самый низкий социальный статус (чаще всего это дети, подростки, пожилые люди), и у них возникают какие-либо заболевания (соматические, психосоматические или психические расстройства).

Разумеется, имеют большое значение отягощенная наследственность, органическое заболевание головного мозга, конституционная слабость внутренних органов и систем.

Человек становится «носителем симптома», который позволяет удерживать старые сложившиеся отношения между членами семьи. Например, если родители близки к разводу и последующему расставания, в дисфункциональной семье, непременно заболеет ребенок, болезнь которого будет с новой силой объединять супругов. У них появится новый, внешний, стимул быть вместе. Душевности в отношениях может не появиться, но физически и номинально семья будет сохранена.

ПОСЛЕДСТВИЯ И РИСКИ:

Воспитание в дисфункциональной семье формирует у детей психологические особенности, которые способствуют появлению сложностей в межличностном взаимодействии. В последствие, во взрослой жизни, могут проявиться сложности в социальной адаптации, установлении близких, подлинных отношений с другими, сложности с доверием, неуверенность в себе и своих возможностях, высокий риск формирования невротических расстройств, разного рода зависимостей и т.д.

ПРИЗНАКИ ДИСФУНКЦИОНАЛЬНОЙ (негармоничной) СЕМЬИ:

• Отрицание проблем и поддержание иллюзий.

• Вакуум интимности («изоляция» семьи, никто не ходит в гости, чрезмерная фиксированность на взаимоотношениях друг с другом)

• Замороженность правил и ролей (жесткая система «долженстований» и требований)

• Конфликтность во взаимоотношениях (повторяющиеся, неконструктивные ссоры и скандалы, позволяющие сбросить эмоциональное напряжение, но не решающие проблему в корне)

• Недифференцированность "я" каждого члена ("Если мама сердится, то сердятся все")

• Границы личности либо смешаны, либо наглухо разделены невидимой стеной

• Все скрывают секрет семьи и поддерживают фасад псевдоблагополучия

• Склонность к полярности чувств и суждений

• Закрытость системы

• Абсолютизирование воли, контроля.

• Воспитание в дисфункциональной семье подчиняется определенным правилам. Вот некоторые из них: взрослые — хозяева ребенка; лишь взрослые определяют, что правильно, что неправильно; родители держат эмоциональную дистанцию; воля ребенка, расцениваемая как упрямство, должна быть сломлена и как можно скорее.

• Саморазрушающее поведение одного, или нескольких членов семьи (алкоголизм, наркомания, суицидальные тенденции и т.д.)

• Запрещается (косвенно или явно) открыто выражать свои чувства (чаще всего негативные: злость недовольство, «нельзя проявлять злость к родителям», «мужчина не имеет права злиться на жену»)

• Невозможны прямые, честные коммуникации (личные проблемы замалчиваются)

• Члены семьи редко проводят свободное время вместе

• Запрещается менять свою роль в семейной системе: нельзя из ребенка стать взрослым, из больного стать здоровым, из неудачника стать успешным и т.д.

Основные признаки отличия современных семей между собой - student2.ru Членам неблагополучных семей бывает трудно воспринимать информацию, выражаемую вербально. Поэтому диалог с ними зачастую превращается в псевдо-диалог, когда психолог и члены семьи говорят в парал­лельных монологах, в то время как подразумевается, что они об­мениваются информацией. Некоторые психологи склонны рас­ценивать это как сопротивление, хотя имеет место непонима­ние. Для того, чтобы его преодолеть, рекомендуется репрезента­ция информации через соответствующую моторную активность, а не через описание образов (иконическая репрезентация) или оперирование абстрактными понятиями (символическая репре­зентация).

Например, испытывая массивную атаку со стороны членов семьи, психолог меняет свое место и садится среди членов семьи. Он говорит: «Очень трудно находиться здесь, будучи ата­куемым вами. Я чувствовал, что выпадаю из вашей среды». Язык движения привлекает каждого, а слово может остаться не­замеченным. Другой способ инактивного формулирования -помещение одного из членов семьи за зеркало одностороннего видения. Например, немолодая женщина, которая жаловалась на неспособность своей взрослой дочери управляться с малень­кими детьми, была помещена за зеркало одностороннего виде­ния, откуда должна была наблюдать за тем, как ее дочь управля­ется с детьми. Выяснилось, что при отсутствии материнской ги­перопеки дочь довольно скоро научилась с ними управляться. Женщина поняла, что она сама своей неуемной активностью мешает формированию адекватной родительской позиции у дочери.

Важно побуждение членов семьи к инактивному формулирова­нию. Члены неблагополучных семей часто проявляют нена­правленную активность, целью которой зачастую является грубое облегчение напряжения. Психолог начинает стимули­ровать моторную активность, направленную на достижение других целей, чтобы показать одним членам семьи, как их по­ведение может влиять на других. Например, вместо того чтобы спросить у детей: «Как получилось, что ваша мама не говорит с вами?», психолог ставит перед детьми задачу: «Могли бы вы сделать так, чтобы ваша мама говорила с вами?» Вот другие примеры побуждения к инактивному формулированию: «Мог­ли бы вы сделать так, чтобы ваши отношения с дочерью не ухудшались?», «Что вы можете сделать, чтобы улучшились ваши отношения с дочерью?»

Большое значение имеет редуцирование шума, фиксирование на правилах разго­вора, высвобождение содержания из посланий, касающихся взаимоотношений.

Каждому члену семьи предлагается отбирать себе че­ловека, которому он говорит, ориентировать его на себя и тре­бовать, чтобы этот человек отвечал.

Психолог берет на себя роль переводчика в этих разго­ворах, становится «расшифровывающим центром» для комму­никации, при этом он центрирован на коммуникации, а не на личностном содержании послания (просто помогает понять од­ному человеку то, что говорил другой, не критикует, не ком­ментирует, не внушает).

Психолог следит, чтобы содержательные послания и послания, касающиеся отношений, были более отличимы друг от друга, акцентуирует внимание на содержании. Примером того, как акцент на отношениях может уводить в сторону от со­держания послания, может служить следующая фраза, прозву­чавшая на одной из сессий работы с семьей: « Я не могу слышать тебя, потому что ты всегда кричишь на меня, и в результате я перестаю слушать».

Психолог останавливает прерывания, которые разре­зают коммуникацию между членами семьи. Указывает на не­обходимость ждать, пока другой член семьи закончит свои мысли и получит на них ответ.

Он фокусируется на диалоге вокруг одной темы и по­могает довести ее до некоторого уровня законченности.

Психолог побуждает к вербальной коммуникации тех, кто привык выражать свою коммуникацию через разруши­тельную активность.

Из содержания послания психолог выделяет то, что по­лезно для говорящего и слушающего, и делает акцент на этом. Например, из монолога матери, касающегося плохой учебы ре­бенка, психолог для ребенка делает акцент на заботе матери о нем, а для матери подчеркивает ее интерес к учебным делам сына. Это позволяет участникам ситуации расширить понима­ние реальности и искать более эффективные приспособления для овладения трудными ситуациями.

Смена доминирующих, интерпретирующих тем в семье на более близкие к эффективному функционированию. Например, тема воровства сменяется темой заботы.

Психолог помогает делать узкие наборы категорий бо­лее дифференцированными. Например, термин «восстающие на родителей дети» можно конкретизировать как «не умею­щие себя контролировать дети». Ярлык «контролирующая мама» можно сменить на «сверхобремененная и беспомощная мама». Это может направить мысль членов семьи на то, что мама по сути не хочет контролировать своих детей, она хочет получить от них помощь в принятии ими контроля над своим поведением.

Основные признаки отличия современных семей между собой

(По В.С. Торохтию)

1. По количеству детей (многодетная, малодетная, бездетная или инфертильная)

2. По составу: неполная, сложная и т.д.

3. По структуре: например, с одной брачной парой и т.д.

4. По типу главенства в семье: эгалитарные, авторитарные

5. По семейному быту, укладу: семья – «отдушина», семья типа спортивной команды и т.д.

6. По однородности социального состава: социально гомогенные (однородные) и т.д.

7. По семейному стажу: молодожёны и т.д.

8. По качеству отношений и атмосферы в семье

9. По географическому признаку: городская и т.д.

9. По типу потребительского поведения: в зависимости от потребностей

10. По особым условиям семейной жизни: студенческая, «внебрачная» и т.д.

Наши рекомендации