Основные отличия между спортивными и подвижными играми

Коррекционные подвижные игры и упражнения для детей с нарушениями в развитии : учеб. пособие для вузов и ссузов / под ред. Л. В. Шапковой. – М. : Сов. спорт, 2002. – 209 с.

2. Теория и методика обучения базовым видам спорта: подвижные игры : учебник / под ред. Ю. М. Макарова. – М. : Академия, 2013. – 270 с.

3. Былеева, Л. В. Подвижные игры. Практический материал : учеб. пособие / Л. В. Былеева, И. М. Коротков, Р. В. Климкова,
Е. В. Кузьмичева. – М. : СпортАкадемПресс, 2014. – 279 с.

ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ И МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ

ПОДВИЖНЫХ ИГР В АФК И ЛФК

Подвижные игры – разновидность игр, представляющая собой совокупность разнообразных двигательных действий, основным содержанием которых являются естественные движения, оказывающих всестороннее влияние на организм человека, деятельность в которых протекает на основе правил.

Основные отличия между спортивными и подвижными играми

Подвижные игры Спортивные игры
Не требуют определенного инвентаря, оборудования; зачастую можно использовать подручный инвентарь – шишки, камешки, палки, самостоятельно нанесенная разметка, предметы быта, самостоятельно изготовленный инвентарь, продукты и т.п. Требуются специальный инвентарь (мяч или ракетка определенно веса, размера, объема), оборудование (сетка, ворота определенной высоты)
Правила в играх могут меняться в зависимости от возраста, состояния игроков, места игры, наличия инвентаря и т.п. Правила строго регламентированы, утверждены федерацией по виду спорта
Количество игроков может быть не ограничено Количество игроков регламентируется правилами
Не требуется какая-либо специальная подготовка игроков Требуется специальная физическая, техническая, тактическая, теоретическая, психологическая, интеллектуальная подготовка игроков
Судейство может осуществлять любой педагог, взрослый, школьник, участник игры Требуются специально подготовленные, аккредитованные судьи, арбитры, секретариат
Не требуется определенная специализация играющих Требуется специализация отдельных игроков: нападающий, защитник и т.п.
Организация и проведение могут носить стихийный характер, связанный с обстоятельствами (время, погода, азарт, настроение и т.п.) Разрабатывается детальный план, календарь соревнований, Положение, расписание игр
Примеры: «Совушка», «День и ночь», «Бездомный заяц», «Салки, дай руку!», «Защити товарища», «Метко в цель», «Челнок» и др. Примеры: волейбол, баскетбол, гандбол, хоккей, регби, водное поло, футбол, теннис, русская лапта и др.

Для удобства восприятия информации, в указанной на карточке игры содержатся компоненты игры – ее составные части:

1) название игры;

2) место проведения и инвентарь;

3) форма игры;

4) педагогические задачи игры (развив., восп., образоват.);

5) содержание игры или сюжет (здесь же строится схема игры);

6) правила игры;

7) определение победителей и подведение итогов.

Действия руководителя игры заключаются согласно следующему алгоритму:

1) выбор подвижной игры;

2) составление карточки подвижной игры и ее схемы;

3) подготовка к проведению игры (выделение водящих, деление на команды; выбор помощников и судей; расположение игроков перед объяснением игры);

4) наблюдение за процессом игры и поведением играющих, окончание игры;

5) подведение итогов игры, обсуждение игры.

Подвижные игры в АФК и ЛФК имеют следующие значение:

1) вносят в деятельность многообразные, веселые моменты, эмоциональную насыщенность;

2) способствуют положительному эмоциональному настрою;

3) способствуют увеличению функциональных резервов возможностей организма;

4) обеспечивают оптимальные условия для сонастроенности различных систем и их тренировки;

5) вовлекают в работу все группы мышц, способствуют рассеянной мышечной нагрузке, предупреждают утомление;

6) удовлетворяют естественную способность в эмоциях, движениях, являются средством самовыражения;

7) приобщают играющих с ограниченными способностями к занятиям физическими упражнениями, что является фактором интеграции (вовлечения) в общество здоровых сверстников;

8) развивают мелкую моторику, равновесие, координацию, точность движений;

9) улучшают качество внимания, памяти, мышления, звукопроговаривания;

10) помогают в освоении математических представлений.

Особенности методики проведения подвижных игр,

Наши рекомендации